ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
16 января 2018 года | г. Вологда | Дело № А66-336/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено января 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирмы «Энергия» на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 сентября 2017 года по делу № А66-336/2017 (судья Бачкина Е.А.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью фирма «Энергия» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 170036, <...>; далее – общество, ООО Фирма «Энергия») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170026, <...>; далее – инспекция, ГЖИ) о признании незаконным предписания от 01.12.2016 № 7553/ОГ-16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» (далее – ООО «Тверь Водоканал»).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 сентября 2017 года по делу № А66-336/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО Фирма «Энергия» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенным в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО «Тверь Водоканал» отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения и установления фактов, изложенных в обращении жильца дома № 3, расположенного по улице Оборонной в городе Твери (далее – МКД № 3), касающихся начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению и холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды (далее – ОДН), инспекцией на основании распоряжения от 08.11.2016 № 7353/ОГ-16 в период с 08.11.2016 по 05.12.2016 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО Фирмой «Энергия» лицензионных требований при осуществлении своей деятельности в качестве управляющей организации указанного дома.
В ходе проведения указанной проверки ГЖИ выявлено несоблюдение обществом положений пунктов 4.1.1 договора управления, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110), подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), выразившееся в выставлении в платежных документов начиная с июля 2016 года отдельной строкой платы в размере повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в размере 1,4.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 01.12.2016 № 7353/ОГ-16.
В целях устранения выявленного нарушения обществу выдано предписание от 01.12.2016 № 7353/ОГ-16 об осуществлении в срок 19.02.2017 перерасчета платы в размере повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению собственникам и пользователям помещений в МКД № 3 за период с июля 2016 года по октябрь 2016 года.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Подпунктом «б» пункта 3 Положения № 1110, к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу № 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению МКД (далее - Правила № 416).
Пунктом 4 Правил № 416 предусмотрено, что управление МКД обеспечивается выполнением следующих стандартов:
ж) организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД;
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида.
Как следует из материалов дела, управление МКД № 3 осуществляется обществом на основании договора управления от 01.05.2015, в силу которого ООО Фирма «Энергия» является исполнителем коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируется Правилами № 354.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 по формуле 1 приложения 2 к указанным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемой воды.
Пунктом 81 Правил № 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил № 354).
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных жильцами коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 и от 17.12.2014 № 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, введены повышающие коэффициенты (пункт 3 (1) приложения 1).
При этом повышающий коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
В таком случае размер платы за коммунальную услугу электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения 2 к Правилам № 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (пункт 42 Правил № 354).
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил № 354 утверждены: критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению 1 к настоящему приказу; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению 2 к настоящему приказу; порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению 3 к настоящему приказу.
Такой акт оформляется с обязательным участием исполнителя коммунальных услуг.
В силу положений данного приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 данного приказа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие предусмотренных приказом критериев.
Подпунктом «а» пункта 2 указанного приказа к такому критерию отнесено следующее: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Из положений приведенных нормативных актов следует, что в формуле расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета), должен применяться повышенный норматив.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что МКД № 3 в целом и входящие в его состав помещения не оборудованы коллективными/индивидуальными приборами учета холодной воды.
Акт об отсутствии технической возможности по установке указанных приборов в материалах дела также отсутствует.
Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, из изложенного следует, что в данном случае размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, согласно пункту 42 Правил № 354 определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента, в соответствии с формулой 4(1) приложения 2 к названным Правилам:
Pi = ni x Nj x Kпов x T(кр),
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
T(кр) - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, повышающий коэффициент (Kпов) является одной из переменных указанной формулы и является уже учтенным при начислении платы за коммунальную услугу, что исключает возможность его выставления в платежном документе отдельной строкой дополнительно к начисленной плате за коммунальную услугу по холодному водоснабжению.
В противном случае указанное влечет двойное начисление потребителю платы в размере повышающего коэффициента.
В данном случае из представленных в материалы дела платежных квитанций усматривается, что в период с июля 2016 года по октябрь 2016 года (том 1, листы 146-149) общество начисляло повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в размере 1,4 отдельно от начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, что противоречит вышеприведенным положениям законодательства, в частности пункту 42 Правил № 354 и нарушает права потребителей.
Ссылка подателя жалобы на подпункт «в» пункта 21 Правил, обязательных при заключении договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку положения указанного нормативного правового акта также не предусматривают возможность выставления управляющей организацией повышающего коэффициента отдельной строкой в платежном документе.
Указание подателя жалобы на то, что начисление повышающего коэффициента в октябре 2016 года обществом не производилось, подлежит отклонению, как противоречащее материалам дела (том 1, лист 147).
Таким образом, принимая во внимание, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, и несет ответственность перед собственниками помещений за оказание услуг надлежащего качества, у инспекции имелись законные основания для выдачи оспариваемого предписания.
Содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений; ненормативный акт не нарушает прав заявителя.
Установленный срок для исполнения предписания суд расценивает как достаточный, содержание предписания суд считает понятным в целях его исполнения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вынесенное в отношении заявителя предписание об устранении выявленных нарушений, является законным и обоснованным. Выдача предписания, которое основано на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Вопреки доводам жалобы, неправильного применения норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее изменения апелляционный суд не усматривает.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 сентября 2017 года по делу № А66-336/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Фирмы «Энергия» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Н.Н. Осокина А.А. Холминов |