ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
10 апреля 2019 года | г. Вологда | Дело № А66-3825/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .
В полном объёме постановление изготовлено апреля 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от муниципального учреждения «Администрация городского поселения город Конаково» ФИО1 по доверенности от 17.10.2018 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения «Администрация городского поселения город Конаково» на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 июня 2018 года по делу № А66-3825/2018 (судья Трунина Е.Л.),
у с т а н о в и л:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (место нахождения: 170100, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Фонд) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному учреждению «Администрация городского поселения город Конаково» (место нахождения: 171250, Тверская область, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Администрация) о взыскании 10 377 265 руб. 60 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с июля 2014 года по декабрь 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел по управлению имуществом администрации городского поселения города Конаково Тверской области (далее – Отдел).
Решением суда от 22 июня 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. Администрацией в 2015 и 2016 годах приняты решения о признании многоквартирных домов, расположенных по адресу: 1-яНабережная, д. 46 и ул. Первомайская, д. 54, аварийными и подлежащими сносу. Вместе с тем, в отношении указанных жилых домов Фонд начислил взносы на капитальный ремонт, что противоречит действующему законодательству. Единственным официальным источником информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества являются сведения из Единого государственного реестра недвижимости. Часть объектов, в отношении которых Фондом заявлены исковые требования в спорный период, не являлись собственностью муниципального образования. Судом данные факты учтены не были.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы Фонд заявил об отказе от исковых требований в части взыскания 4 035 036 руб. 60 коп.
Процессуальных препятствий для рассмотрения частичного отказа от исковых требований не имеется.
Оценив материалы дела, заявление о частичном отказе от иска, арбитражный апелляционный суд считает, что заявленный отказ от иска может быть принят арбитражным судом, поскольку не противоречит действующему законодательству и не нарушает интересы сторон.
В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Часть 5 статьи 49 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Суд установил, что отказ от иска подписан надлежаще уполномоченным представителем истца ФИО2, что подтверждается доверенностью от 14.01.2019.
Поскольку частичный отказ от иска не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, в соответствии со статьей 49 АПК РФ он принимается арбитражным судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт о прекращении производства по делу в части взыскания 4 035 036 руб. 60 коп.
С учетом частичного отказа от иска Фонд просит взыскать с Администрации 6 342 229 руб. 82 коп., из которых:
-1 351 462 руб. 10 коп. задолженность по жилым помещениям за 2 полугодие 2014 года;
-109 882 руб. 92 коп. задолженность по нежилым помещениям за 2 полугодие 2014 года;
-2 363 110 руб. 99 коп. задолженность по жилым помещениям за 2015 год;
-219 765 руб. 84 коп. задолженность по нежилым помещениям за 2015 год;
- 2 078 242 руб. 13 коп. задолженность по жилым помещениям за 2016 год;
-219 765 руб. 84 коп. задолженность по нежилым помещениям за 2016 год.
Администрация с указанным расчетом не согласилась, полагает, что необоснованно заявлено 25 047 руб. 89 коп. (пояснения от 03.04.2019 и от 09.04.2019).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию в лице администрации городского поселения – город Конаково Конаковского района Тверской области на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах (перечень указан в реестрах, приложенных к исковому заявлению), которые формируют фонд капитального ремонта общего имущества на счете регионального оператора, на основании постановления администрации городского поселения – город Конаково Конаковского района Тверской области от 19.05.2014 № 242 «Об утверждении способа формирования фонда капитального ремонта по многоквартирным домам, расположенным на территории муниципального образования «Городское поселение город Конаково» на общем счете Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области».
18.07.2014 Фондом (региональный оператор) и муниципальным образованием «Городское поселение город Конаково» заключено соглашение о порядке взаимодействия № 137, по условиям которого определяются механизмы взаимодействия регионального оператора и муниципального образования в сфере организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования «Городское поселение город Конаково» Конаковского района Тверской области.
Согласно пунктам 3.1.1.1, 3.1.1.4 соглашения муниципальное образование обобщает информацию обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования; предоставляет региональному оператору перечень жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности, а также в течение 14 дней информирует об изменениях в составе указанных сведений, согласно приложению 2 к настоящему соглашению.
В соответствии с пунктом 3.1.1.10 муниципальное образование уплачивает обязательные ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственником которого оно является.
Тарифы на оплату капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области утверждены постановлением Правительства Тверской области от 15.10.2013 № 490-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 год», в редакции постановлений Правительства Тверской области от 29.07.2014 № 374, от 17.11.2015 № 541, от 19.08.2016 № 273.
Во исполнение заключенного соглашения Отдел направил в адрес Фонда перечень муниципальных квартир г. Конаково (том 1, листы 71-86).
В период с июля 2014 года по декабрь 2016 года Фонд формировал и направлял в адрес Администрации соответствующие счета для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Ответчик в нарушение условий соглашения от 18.07.2014 № 137 перечень жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности, не корректировал, выставленные счета не оплачивал, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 10 377 265 руб. 60 коп.
Фонд направил в адрес Администрации претензию от 30.11.2017 № 7099/2017 с требованием в добровольном порядке в течение 30 дней со дня ее направления погасить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение Администрацией претензионных требований послужило основанием для обращения Фонда в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения предусмотрена также в части 1 статьи 158 ЖК РФ.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 153 ГК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Частью 7 статьи 170 этого же Кодекса предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 данного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно частям 1 и 2 статьи 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно изменениям, внесенным в часть 1 статьи 181 ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ, собственники помещений в МКД, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Таким образом, согласно изменениям, внесенным в ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственника в силу закона.
На основании части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций иинженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного названным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Тверской области принят и действует Закон Тверской области от 28.06.2013 № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» (далее - Закон № 43-ЗО), постановлением Правительства Тверской области от 24.02.2013 № 690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы (далее - Региональная программа).
Частью 2 статьи 3 Закона № 43-ЗО установлен четырехмесячный срок, в течение которого собственники помещений должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта, что не противоречит части 5 статьи 170 ЖК РФ.
Доказательств того, что собственниками помещений в спорных многоквартирных домах принято и реализовано до 30.04.2014 решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта путем открытия специального банковского счета для перечислений средств на капитальный ремонт, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 8.2 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Тарифы на оплату капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области утверждены постановлением Правительства Тверской области от 15.10.2013 № 490-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 год», в редакции постановлений Правительства Тверской области № 374 от 29.07.2014, № 541 от 17.11.2015, № 273 от 19.08.2016.
В зависимости от типа МКД минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на 1 кв. мобщей площади помещения составляет 7,70 руб. на 1 кв. м(МКД, оснащенные лифтовым оборудованием), 5,60 руб. на 1 кв. м (МКД, не оснащенные лифтовым оборудованием и имеющие два и более видов благоустройств), 4,40 руб. на 1 кв. м (МКД неблагоустроенные, не оснащенные лифтовым оборудованием, с одним видом благоустройства либо двумя видами благоустройства, одним из которых является газоснабжение).
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом предоставленных Администрацией выписок из Единого реестра прав на недвижимое имущество в отношении указанных в иске объектов недвижимости, апелляционный суд предложил Фондупредставить расчет исковых требований, с учетом документов об отчуждении части объектов недвижимости; Администрации предлагалось проверить указанный расчет и, в случае несогласия, представить контррасчет исковых требований.
Во исполнение определения суда Фонд представил расчет на сумму 6 342 229 руб. 82 коп. и отказался от исковых требований на сумму 4 035 036 руб. 60 коп.
Администрация с указанным расчетом не согласилась, полагая, что из него также подлежит исключению сумма 25 047 руб. 89 коп. (пояснения от 09.04.2019).
Суд апелляционной инстанции проверил представленные сторонами расчеты и установил следующее.
Начисление Фондом взносов на капитальный ремонт в отношении объектов, расположенных в г. Конаково по адресам:
ул. Баскакова, д. 14 кв. 4, кв. 63 и кв. 113 необоснованно, поскольку право муниципальной собственности на данный объект прекращено 20.11.2009 (том 8, листы 32-39). Общая сумма начислений по указанным объектам составляет 7 003 руб. 92 коп.;
ул. Гоголя, д. 11 кв. 3 и кв. 6 необоснованно, поскольку право муниципальной собственности на данный объект прекращено 15.02.2001 (том 7, листы 1-4). Общая сумма начислений по указанным объектам составляет 1 276 руб. 80 коп.;
ул. Гоголя, д. 13 кв. 2 необоснованно, поскольку право муниципальной собственности на данный объект прекращено 11.06.2002 (том 7, лист 6). Общая сумма начислений по указанному объекту составляет 537 руб. 60 коп.;
ул. Первомайская, д. 52 кв. 2 необоснованно, поскольку право муниципальной собственности на данный объект прекращено 20.06.2008 (том 5, лист 18). Общая сумма начислений по указанному объекту составляет 537 руб. 60 коп.
В отношении объектов по адресам: ул. Александровка, д. 1 кв. 39 (право муниципальной собственности прекращено 29.11.2014), ул. Баскакова, д. 1 кв. 34 (право муниципальной собственности прекращено 17.07.2014) и кв. 38 (право муниципальной собственности прекращено 18.07.2014), ул. Васильковского д. 1а кв. 60 (право муниципальной собственности прекращено 22.08.2014), ул. Васильковского д. 21 кв. 63 (право муниципальной собственности прекращено 23.12.2014), ул. Гагарина д. 1 кв. 12 (право муниципальной собственности прекращено 18.11.2014), ул. Гагарина д. 15 кв. 24 (право муниципальной собственности прекращено 29.11.2014), ул. Гагарина д. 29 кв. 37 (право муниципальной собственности прекращено 27.08.2014), ул. Ленина д. 1 кв. 8 (право муниципальной собственности прекращено 17.09.2014), ул. Ленина д. 19 кв. 50 (право муниципальной собственности прекращено 26.08.2014), ул. Набережная Волги д. 36 кв. 33 (право муниципальной собственности прекращено 16.12.2014), ул. Строителей д. 18 кв. 67 (право муниципальной собственности прекращено 22.09.2014), с учетом дат прекращения права муниципальной собственности, Фондом излишне начислено 967 руб. 96 коп.
Итого, с учетом представленных ответчиком документов об отчуждении части объектов недвижимости Фондом излишне предъявлено к оплате 10 323 руб. 88 коп.
В соответствии с положениями части 2 статьи 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Конаково от 06.11.2015 за № 616 многоквартирный дом № 46 по адресу <...> на основании заключения межведомственной комиссии от 12.08.2015 признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Конаково от 22.04.2016 за №208 аварийным и подлежащим сносу признан многоквартирный дом №54 по адресу <...>.
С учетом изложенного, из расчета Фонда также подлежат исключению платежи за декабрь 2015 года в отношении объекта по адресу <...> в сумме 498 руб. 12 коп. (за 2016 год начислений по указанному объекту, вопреки доводам Администрации, Фонд не производил) и за период май-декабрь 2016 года в отношении объекта по адресу <...> в общей сумме 9 273 руб. 60 коп.
На основании вышеприведенного расчета, суд апелляционной инстанции полагает законными и обоснованными требования Фонда в сумме 6 322 134 руб. 22 коп. (6342229,82 - 10 323,88 - 498,12- 9 273,60).
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 150, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
принять отказ Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области от иска в части взыскания 4 035 036 руб. 60 коп.
Решение Арбитражного суда Тверской области от 22 июня 2018 года по делу № А66-3825/2018 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Тверской области от 22 июня 2018 года по делу № А66-3825/2018 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
«Взыскать с Муниципального учреждения «Администрация городского поселения город Конаково» за счет казны указанного муниципального образования в пользу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области задолженность в сумме 6 322 134 руб. 22 коп., а также 54 538 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
Возвратить Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области из федерального бюджета 20 175 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 610 от 19.02.2018».
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Н. Шадрина |
Судьи | А.Я. Зайцева Ю.В. Зорина |