ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 августа 2018 года
г. Вологда
Дело № А66-4367/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Осташковского городского округа на определение Арбитражного суда Тверской области от 16 мая 2018 года об отказе в процессуальном правопреемстве по делу № А66-4367/2017 (судья Карсакова И.В.),
у с т а н о в и л:
администрация муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» (место нахождения: 172735, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Администрация муниципального образования) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (место нахождения: 172735, Тверская область;(ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее - Предприниматель) о взыскании 17 021 руб. 78 коп., в том числе 15 834 руб. 33 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды от 25.07.2014 № 004/2014-а, 1187 руб. 45 коп. процентов, а также о расторжении договора аренды от 25.07.2014 № 004/2014-а (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда от 26 мая 2017 года (резолютивная часть) исковые требования удовлетворены частично. С Предпринимателя в пользу Администрации муниципального образования 15 831 руб. 49 коп. задолженности, 1187 руб. 45 коп. процентов за период с 16.10.2014 по 31.03.2017. В части требования о взыскании задолженности по арендной плате в размере 2,84 руб., а также в части расторжения договора аренды от 25.07.2014 № 004/2014-а исковое заявление оставлено без рассмотрения. С Предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 2000 руб. государственной пошлины.
Судом 18.08.2018 выдан исполнительный лист серии ФС № 012569001.
Администрация Осташковского городского округа обратилась в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве взыскателя по делу – Администрации муниципального образования на Администрацию Осташковского городского округа (далее – Администрация округа).
Определением суда от 16 мая 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Администрация округа с определением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявление о процессуальной замене взыскателя. Полагает, что отказ суда в процессуальном правопреемстве неправомерен, поскольку заявитель является правопреемником прав и обязанностей Администрации муниципального образования на основании решения Осташковской городской Думы от 28.12.2017 № 93. В настоящее время Администрация муниципального образования как орган местного самоуправления фактически не существует, с 31.12.2017 лицевые счета закрыты, что фактически освобождает должника от исполнения возложенных на него обязанностей.
Администрация округа ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Законом Тверской области от 17.04.2017 № 27-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Осташковский район», путем объединения поселений и создании вновь образованного городского поселения с наделением его статусом городского округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» (далее - Закон № 27-30) создан и наделен статусом городского округа Осташковский городской округ.
Согласно статье 1 Закона № 27-30 муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования «Осташковский район»: городское поселение город Осташков, Ботовское сельское поселение, Ждановское сельское поселение, Залучьенское сельское поселение, Замошское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Свапущенское сельское поселение, Святосельское сельское поселение, Сиговское сельское поселение, Сорожское сельское поселение, Хитинское сельское поселение преобразованы путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование - городское поселение, наделенное статусом городского округа с наименованием Осташковский городской округ.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Устава Осташковского городского округа органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Осташковский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Осташковского района, городского поселения - г. Осташков, Ботовское сельское поселение, Ждановское сельское поселение, Залучьенское сельское поселение, Замошское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Сзапущенское сельское поселение, Святосельское сельское поселение, Сиговское сельское поселение Сорожское сельское поселение, Хитинское сельское поселение.
Решением Осташковской городской Думы от 28.12.2017 № 93 администрация Осташковского городского округа реорганизована путем присоединения к ней администрации муниципального образования «Осташковский район», администрации муниципального образования «Городское поселение - г. Осташков», администрации муниципального образования «Ботовское сельское поселение», администрации муниципального образования «Ждановское сельское поселение», администрации муниципального образования «Залучьенское сельское поселение», администрации муниципального образования «Замошское сельское поселение», администрации муниципального образования «Мошенское сельское поселение», администрации муниципального образования «Свапущенское сельское поселение», администрации муниципального образования «Святосельское сельское поселение», администрации муниципального образования «Сиговское сельское поселение», администрации муниципального образования «Сорожское сельское поселение», администрации муниципального образования «Хитинское сельское поселение».
Согласно решению Осташковской городской Думы от 28.12.2017 № 92 Администрация округа является правопреемником администрации муниципального образования «Осташковский район», администрации муниципального образования «Городское поселение - г. Осташков», администрации муниципального образования «Ботовское сельское поселение», администрации муниципального образования «Ждановское сельское поселение», администрации муниципального образования «Залучьенское сельское поселение», администрации муниципального образования «Замошское сельское поселение», администрации муниципального образования «Мошенское сельское поселение», администрации муниципального образования «Свапущенское сельское поселение», администрации муниципального образования «Святосельское сельское поселение», администрации муниципального образования «Сиговское сельское поселение», администрации муниципального образования «Сорожское сельское поселение», администрации муниципального образования «Хитинское сельское поселение».
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исполнительное производство является завершающей стадией арбитражного процесса, следовательно, замена взыскателя (должника) может производиться с учетом положений статьи 48 АПК РФ.
Основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому. Процессуальное правопреемство обуславливается правопреемством в материальном праве.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.02.2007 № 966/07 по делу
№ А32-137/2000-36/10, при передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство, при этом такая передача может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Процессуальное правопреемство - это переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица, являвшегося в процессе стороной, на предмет спора к другому лицу в связи с переходом к нему субъективных материальных прав.
Согласно пункту 1 статьи 57 указанного Кодекса одной из форм реорганизации юридического лица является присоединение.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Абзацем вторым пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 07.08.2018 Администрация муниципального образования прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения 18.07.2018.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что взыскатель по делу – администрация муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» подлежит замене на ее правопреемника – администрацию Осташковского городского округа.
Определение об отказе в процессуальном правопреемстве подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
определение Арбитражного суда Тверской области от 16 мая 2018 года по делу № А66-4367/2017 отменить.
Произвести процессуальную замену взыскателя - администрацию муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на его правопреемника – администрацию Осташковского городского округа по делу № А66-4367/2017.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н. Шадрина
Судьи
А.В. Романова
Н.В. Чередина