ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
12 августа 2022 года | г. Вологда | Дело № А66-4618/2022 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Зайцевой А.Я. и ЧерединойН.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1представителяФИО2 по доверенности от 01.08.2019,от правительства Тверской области представителя ФИО3 по доверенности от 09.12.2019 № 176, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области представителя ФИО4 по доверенности от 26.11.2019 № 70-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тараненко Александра Владимировичана решение Арбитражного суда Тверской области от 07 июня 2022 года по делу № А66-4618/2022 ,
у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель Тараненко Александр Владимирович (ОГРНИП 695225500046 , ИНН 690301052528; адрес: 170100, город Тверь; далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к правительству Тверской области (ОГРН 6900587702 , ИНН6905000054; адрес: 170100, город Тверь, площадь Святого Благоверного князя Михаила Тверского, дом 1;далее – Правительство) о признании незаконным распоряжения от 29 марта 2022 года № 293-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую»; о возложении на Правительство обязанности повторно рассмотреть заявление о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, площадью 17 288 кв.м, сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 69:19:000025:6043, в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в течение 15 дней с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – Министерство), Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление «Спецмелиоводхоз» в лице Тверского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Спецмелиоводхоз», Министерство экономического развития Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области, Управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области, Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, администрация муниципального образования Тверской области Калининский район, администрация муниципального образования «Бурашевское сельское поселение Калининского района Тверской области», государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», прокуратура Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07 июня 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, полагает, что решение принято без исследования всех имеющихся доказательств. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом деле имеются исключительные условия для перевода земельного участка в иную категорию, поскольку он расположен в границах придорожной полосы. Участок подвержен загрязнению тяжелыми металлами, маслами и иными химическими элементами, которые делают невозможными использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Утверждает о невозможности отнесения земельного участка сельскохозяйственного назначения к сельскохозяйственным угодьям в случае длительного неиспользования его для сельскохозяйственного производства и выпаса сельскохозяйственных животных.
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы жалобы.
Администрация Калининского муниципального района Тверской области направила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Представитель Предпринимателя поддержал доводы жалобы.
Правительство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали относительно удовлетворения жалобы истца.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали относительно удовлетворения жалобы истца.
Заслушав представителей Предпринимателя, Правительства и Министерства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Предпринимателю с 13.09.2018 на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельского хозяйства, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, кадастровый номер 69:10:0000025:6043, площадью 17 288 кв. м.
Предприниматель 25 сентября 2018 года обратился в Правительство с ходатайством о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В ходатайстве указано, что основным видом деятельности, предполагаемым на данном земельном участке, будет являться строительство объектов придорожного сервиса в целях создания полноценного комплекса, включающего в себя стоянку легковых автомобилей, мойку автомобилей до двух постов, кафе и станцию технического обслуживания. Ходатайство обосновано непосредственной близостью участка к крупному транспортному узлу – федеральной автомобильной дороге М-10 «Россия» – магистральной автомобильной дороге общего пользования федерального значения Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург.
Ходатайство Предпринимателя о переводе земельного участка из одной категории в другую рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее – Комиссия).
Правительство 29 марта 2022 года вынесло распоряжение № 293-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую».
Ссылаясь на то, что указанный отказ является незаконным, нарушающим права Предпринимателя, заявитель обратился в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ вынесен правомерно, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия государственного органа недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Правовое регулирование отношений, связанных с переводом земельных участков из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Статьей 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также – ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
На основании пункта 15 статьи 13 Закона Тверской области от 02.08.2011 № 44-30 «О правительстве Тверской области» Правительство принимает решения об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
Согласно части 3 статьи 2 Закона № 172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Распоряжением Правительства от 16.11.2011 № 262-рп утвержден Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее – Регламент), предусматривающий порядок рассмотрения таких ходатайств, соответствующий требованиям Закона № 172-ФЗ.
Согласно пункту 3 Регламента ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую подается заинтересованным лицом в Правительство.
Поступившие в Правительство ходатайство и приложенные к нему документы, в соответствии с резолюцией должностного лица Правительства, направляются в Министерство (пункт 7 Регламента).
Согласно пункту 8 Регламента Министерство обеспечивает проверку ходатайства и приложенных к нему документов на предмет их соответствия требованиям Закона № 172-ФЗ.
Пунктом 10 Регламента установлено, что в случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства в целях обеспечения всестороннего рассмотрения на Комиссии ходатайства заинтересованного лица на предмет обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляет копии ходатайства и приложенных к нему документов рецензентам, а также иным лицам, от которых необходимо получение заключения в целях учета их мнения как специалистов в соответствующей профессиональной сфере, относящейся к вопросу, подлежащему рассмотрению на Комиссии.
В зависимости от цели перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую рецензентами выступают Министерство экономического развития Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области, Главное управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области и другие органы исполнительной федеральной и государственной власти.
Одновременно с совершением действий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, Министерство обеспечивает направление соответствующих запросов в адрес органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений Тверской области, на территории которых расположены земельные участки, испрашиваемые к переводу, а также при переводе земель или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель дополнительно направляются запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Тверской области».
При необходимости представления дополнительных материалов по решению Комиссии Министерством запрашивается информация у иных организаций, специалистов, получение заключения от которых либо участие которых было рекомендовано на заседании Комиссии.
В соответствии с пунктом 19 Регламента по результатам рассмотрения и с учетом обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Комиссия принимает решение о наличии либо отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
С учетом принятого решения Комиссия рекомендует Правительству принять решение о переводе земельного участка из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Министерство в рамках рассмотрения ходатайства Предпринимателя направило запросы в следующие органы: Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Тверской филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Спецмелиоводхоз», Министерство экономического развития Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управление Россельхознадзора по Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области, Управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области, Управление Роспотребнадзора по Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, администрацию Калининского района Тверской области, администрацию Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области, федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства».
Согласно рецензии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 24.10.2018 в состав земельного участка с кадастровым номером 69:19:000025:6043 входит вид сельскохозяйственных угодий – пастбище.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно определил, что правовое значение для рассмотрения настоящего спора имеет факт отнесения спорного участка к сельскохозяйственным угодьям.
В соответствии со статьей 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ).
Таким образом, законом установлены ограничения на перевод сельскохозяйственных угодий в другую категорию.
Предприниматель должен был доказать исключительность цели испрашиваемого им перевода. Однако наличие у него бизнес-плана на строительство придорожного сервиса не является тем исключительным случаем, наличие которого обуславливает перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
В рецензии Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области от 18.10.2018 указано, что на испрашиваемом к переводу земельном участке установлены ограничения в использовании, поскольку земельный участок находится в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург (М-10), также участок пересекает ЛЭП 110, санитарный разрыв которой составляет 20 м по обе стороны от линии.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в рецензии от 14.11.2018 сообщило, что на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000025:6043 отсутствуют условия для организации санитарно-защитной зоны размером 100 м для строительства объектов придорожного сервиса, поскольку на расстоянии 43 – 53 м расположены земельные участки с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, что в силу подпункта «а» пункта 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, недопустимо.
В рецензии Управления Россельхознадзора по Тверской области от 08.11.2018 указано, что в ходе проведения административного обследования испрашиваемого к переводу земельного участка сельскохозяйственного назначения выявлен факт нецелевого использования: на территории земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:6043 расположены хозяйственные постройки, заасфальтированная площадка, автомобильная парковка, шиномонтаж. Указанная информация направлена в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области для рассмотрения и принятия необходимых мер.
В рецензии от 25.11.2021 Министерство сельского хозяйства Тверской области указало на то, что спорный земельный участок возможно использовать для ведения сельского хозяйства, в том числе без проведения мелиорации, а также на наличие сельхозтоваропроизводителей, заинтересованных в использовании земель сельскохозяйственного назначения на территории Бурашевского поселения Калининского района Тверской области.
Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» также предоставила информацию о возможности использования спорного земельного участка по его целевому назначению, указав на наличие возможности размещения придорожного сервиса на территории Бурашевского сельского поселения в ином месте.
На основании анализа указанной информации суд первой инстанции правомерно посчитал, что при рассмотрении ходатайства Предпринимателя Правительство отказало в переводе земельного участка в иную категорию законно.
При этом, как верно учел суд первой инстанции в решении, согласно информации Управления Россельхознадзора по Тверской области от 25.02.2021 на спорном земельном участке уже расположены хозяйственные постройки, заасфальтированная площадка, автомобильная парковка и шиномонтаж, что свидетельствует о нарушении предпринимателем земельного законодательства в части неиспользования земельного участка по его целевому назначению.
Как обоснованно указывает ответчик, несоблюдение собственником спорного земельного участка норм земельного законодательства в части необходимости его использования по целевому назначению не исключает его из состава сельскохозяйственных угодий.
Ссылки подателя жалобы на рецензию администрации Бурашевского сельского поселения от 17.10.2018, согласно которой администрация не возражает относительно перевода спорного земельного участка из одной категории в другую, не могут быть приняты судом во внимание.
Как указало Правительство в отзыве на апелляционную жалобу, им приобщены в материалы дела документы, которые послужили основанием для вынесения оспариваемого отказа и которые представлены Министерством при вынесении данного вопроса на рассмотрение Комиссии.
Кроме того, наличие данного документа не отменяет фактов, изложенных в рецензиях иных государственных органов, из которых следует невозможность перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Предпринимателя.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 июня 2022 года по делу № А66-4618/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Л.В. Зрелякова |
Судьи | А.Я. Зайцева Н.В. Чередина |