ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-4685/20 от 01.02.2021 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 февраля 2021 года

г. Вологда

Дело № А66-4685/2020

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Частная пивоварня «Афанасий» Григорьевой О.С. по доверенности от 30.04.2020, от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Раскальдиева М.И. по доверенности от 29.12.2020 № 1-53,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частная пивоварня «Афанасий» на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 сентября 2020 года по делу № А66-4685/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Частная пивоварня «Афанасий» (ОГРН 1027700139015, ИНН 7704209474; адрес: 170028, Тверская область, город Тверь, улица Коминтерна, дом 95; далее – общество,                         ООО «Частная пивоварня «Афанасий») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158; адрес: 123022, Москва, улица Большая Декабрьская, дом 7, корпус 3; далее – управление, Росалкогольрегулирование, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.03.2020 № 02-19/865, которым привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса                     об административных правонарушений Российской Федерации (далее –           КоАП РФ), в виде штрафа в размере  150 000 руб.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 03 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены частично, в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб. Административный штраф снижен до 75 000 рублей. В остальной части в удовлетворения требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств,  имеющих значение для дела. Полагает, что в его деянии отсутствует состав административного правонарушения, поскольку им принимались меры, направленные на соблюдение действующего законодательства.

Управление в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, просит в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы,  суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенного  на основании задания от 01.07.2019  анализа  информации за период с 16.06.2019 по 30.06.2019 в отношении организаций, содержащихся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции                (далее – ЕГАИС) и в Отчете о нарушениях сроков фиксации поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции управлением  выявлено, что общество 15.05.2019 осуществило отгрузку пива в адрес общества с ограниченной ответственностью «Экспресс» (далее – ООО «Экспресс») по товарно-транспортной накладной (далее – ТТН) от 20.06.2019 № 50957. 

Выявлено, что в ЕГАИС алкогольная продукция осталась на остатках поставщика (оборот в ЕГАИС не зафиксирован), при этом фактически передана получателям 15.05.2019, что свидетельствует о нарушении обществом сроков фиксации.

В связи с этим, управлением установлено, что выявленные нарушения образовались в связи с несоблюдением обществом требований пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), подпункта 18 пункта 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации                        от 29.12.2015 № 1459 (далее – Правила № 1459) и пункта 5.1.1 приложения 5 к приказу Росалкольрегулирования от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в, единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» (далее – Приказ № 149).

По результатам мероприятия вынесено определение от 13.08.2019                           № 02-19/865 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 14.19 КоАП РФ.

В связи с выявленными нарушениями управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении                       от 25.11.2019 № 02-19/865, а также вынесено постановление от 20.03.2020            № 02-19/865, которым ООО «Частная пивоварня «Афанасий»                          признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.

Суд первой инстанции  усмотрел в деянии общества состав вмененного ему административного правонарушения, при этом счел возможным снизить размер штрафных санкций  в два раза.

Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статье 14.19 КоАП РФ определена  административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке  в виде  наложения административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Объектом правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.

Порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте регулируется Законом № 171-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота. Согласно пункту 2 данной статьи, учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 указанного Закона.

Согласно пункту 2 статьи 8 названного Закона программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.

В соответствии со статьей 26 Закона № 171-ФЗ  запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона.

Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами № 1459.

Согласно подпункту 18 пункта 6 Правил № 1459 единая информационная система содержит следующую информацию: сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).

На основании пункта 7 указанных Правил организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подпунктах 1 - 3 пункта 6 настоящих Правил.

В силу пункта 15 названных Правил организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.

Пунктом 5.1.1 приложения 5 к Приказу № 149 установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее – организации-поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции.

Согласно пункту 5.2.1 приложения 5 к Приказу № 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляется организациями, в адрес которых осуществляется поставка и (или) возврат продукции (далее – организации-покупатели (получатели) продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ, в день фактического получения продукции. Не допускается представление заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) до момента фактического получения продукции в полном объеме в соответствии с сопроводительными документами. Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о первичных остатках организациями - покупателями (получателями) продукции представляется в течение следующего рабочего дня после подписания акта инвентаризации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в данном случае общество допустило нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте, выразившийся в искажении даты ТТН в ЕГАИС.

Факт выявленного  нарушения обществом подтверждается материалами дела, в частности, копией ТТН от 20.06.2019 № 50957, протоколом об административном правонарушении  от 25.11.2019 № 02-19/865,  а также всеми материалами дела в их совокупности.

В данном случае материалами установлено, и, по сути, не оспаривается заявителем, что общество имело возможность для соблюдения вышеизложенных правил и норм, в части фиксации в ЕГАИС достоверных сведений об обороте алкогольной продукции. Организация располагала программно-аппаратными средствами и документами, сопровождающими оборот алкогольной продукции, но не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению требований действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, объективно препятствующих исполнению им требований законодательства, заявитель не привел.

Общество отмечает, что им предприняты своевременные меры, направленные на устранение допущенного нарушения, в частности,                              ООО «Частная пивоварня «Афанасий» 13.08.2019 направило письмо                     № 319 по электронной почте,  в которой просило ТТН от 20.06.2019 № 50957 учитывать, как отгрузку по ТТН от 15.05.2019 № 50957 (TTN-0289106818).

Вместе с тем, данное заявление не может быть расценено в качестве такого обстоятельства, поскольку оформлено с нарушением положений  пункта  24 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (вместе с «Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»), обязывающее организацию при выявлении факта внесения в ЕГАИС  недостоверной и (или) искаженной информации направить в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными с приложением документов, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.

Заявление подается организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем в территориальный орган непосредственно через своего представителя или почтовым отправлением с описью вложения.

Однако требования пункта 24 этих Правил ООО «Частная пивоварня «Афанасий» не выполнило, направило только заявление через электронную почту.

Кроме того, письмом от 11.09.2019  № yl-15414/09 управлением принято решение о невозможности в уточнении информации, содержащейся в ЕГАИС, в связи с представлением недостоверных сведения (адрес грузополучателя в ТТН                   от 15.05.2019 № 50957 не совпадает с данными, зафиксированными в ЕГАИС).

Кроме того, из материалов дела следует, что анализ информации (мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), содержащейся в ЕГАИС, проведен 01.07.2019, по его результатам составлен отчет от 01.07.2019 «О результатах мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями», содержащий информацию по осуществлению в ЕГАИС поставок ООО «Частная пивоварня «Афанасий» алкогольной продукции с нарушением законодательства.

В связи с этим заявление общества от 13.08.2019 направлено после выявления факта нарушения управлением.

Фактически общество повторно зафиксировало одни и те же ТТН по соответствующим контрагентам с нарушением сроков фиксации сведений об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС, тем самым допустило нарушение требований Приказа № 149.

С учетом изложенного следует признать, что в деянии общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности и установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности соблюдены, вина в указанном административном правонарушении доказана.

Суд первой инстанции, учитывая характер и тяжесть вмененного заявителю в вину административного правонарушения, приняв во внимание положения статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможным снизить размер административного штрафа, наложенного на общество до 75 000 руб., поскольку применение к обществу административного штрафа в размере 150 000 руб., в данном случае, противоречит целям административной ответственности и приводит к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод заявителя.

Считать назначенное наказание несправедливым, несоразмерным совершенному правонарушению, по данному делу оснований нет.

Приведенные обществом в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.

Выводы суда, изложенные в решении от 03.09.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 03 сентября 2020 года по делу № А66-4685/2020 оставить без изменения, апелляционную                  жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Частная пивоварня «Афанасий» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева