ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
25 августа 2020 года | г. Вологда | Дело № А66-4700/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2020 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форсаж» на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 июня 2020 года по делу № А66-4700/2020,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Форсаж» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170028, <...>; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 125475, Москва, улица Петрозаводская, дом 32а; далее – управление) о признании незаконным постановления от 19.03.2020 № 0111 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующее законодательство не предусматривает наличие карты маршрута при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказу, на основании договора фехтования (заказ-наряда). Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выявленное управлением транспортное средство осуществляло регулярные перевозки. Полагает, что событие вменяемого административного правонарушения отсутствует. Указывает на то, что протокол об административном правонарушении составлен раньше назначенного времени, в связи с чем общество не смогло реализовать свои права, гарантированные КоАП РФ.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии с распоряжением заместителя начальника управления от 27.01.2020 № 10-1/34-01 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу: Тверская область, Калининский район, автодорога Россия 180 км, 11.02.2020 в 12 час 31 мин проверено транспортное средство 222700 с регистрационным знаком <***> (эксплуатируется обществом согласно путевому листу от 11.02.2020 № 585) под управлением водителя ФИО1, осуществлявшего регулярную перевозку пассажиров и багажа в междугородном сообщении по маршруту (Вышний Волочек – Тверь).
По результатам проверки составлен акт результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства 222700 с регистрационным знаком <***> от 11.02.2020 № 0027 с приложениями.
В соответствии с актом осмотра вышеуказанного транспортного средства установлено использование обществом для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобусов при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в нарушение требований части 2 статьи 17, части 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).
Управлением в отношении общества составлен протокол от 0503.2020 № 0084 об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Постановлением от 19.03.2020 № 0111 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной нормой Кодекса, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В силу части 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения безопасности регулярных перевозок, связанные с организацией регулярных перевозок, в том числе с допуском юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к осуществлению указанного вида перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, с использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом № 220-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 названного Закона карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Из части 3 статьи 17 указанного Закона следует, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
На основании пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 указанной статьи Кодекса).
Так, согласно статье 5 Федерального закона от 08.08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам) имеет существенное значение для квалификации совершенного предпринимателем деяния и решения вопроса о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены главой 3 Закона № 259-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 названного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Положениями пунктов 3, 5, 42 Правил перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила № 112), предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Как верно указал суд первой инстанции, анализ приведенных норм свидетельствует о том, что необходимым условием при осуществлении регулярных перевозок является наличие публичного договора как основания перевозки, системность деятельности по перевозке, наличие расписания движения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Закона № 259-ФЗ расписание - это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона № 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
На основании части 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Порядок установления, изменения межрегионального маршрута регулярных перевозок установлен статьей 4 этого же Закона, выдача карт межрегионального маршрута регулярных перевозок производится в соответствии с частью 3 статьи 17 упомянутого Закона.
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
При этом каждый субъект, осуществляющий перевозки пассажиров автомобильным транспортом, обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок.
В свою очередь, вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Закона № 259-ФЗ.
В силу статьи 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Частью 1 статьи 27 Закона № 259-ФЗ предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно части 2 и части 3 статьи 27 Закона № 259-ФЗ договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, должен включать в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, может включать в себя иные не содержащиеся в части 2 этой статьи условия.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4 статьи 27 Закона № 259-ФЗ).
Согласно пункту 90 Правил № 112 договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
В силу пункта 91 вышеназванных Правил договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.
На основании пункта 92 Правил № 112 посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
Пунктом 94 упомянутых Правил установлено, что договор фрахтования или его копия должны находиться у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляться в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
При осуществлении пассажирских перевозок по заказу именно пассажирами определяется время отправления автобуса и место посадки в автобус.
В рассматриваемом случае пассажир, как потребитель услуги по перевозке, зависит от условий, предлагаемых обществом. Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления.
Так, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru, размещено расписание движение автобусов по маршруту «Вышний Волочек – Тверь» (от кассы расположенной по адресу: <...> (у магазина Дикси).
Общество осуществляет публичную продажу «билетов» на перевозку пассажиров по заказу через кассы «Автоэкспресс», осуществляется бронирование мест через интернет продажи на сайте TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru.
В материалах дела имеются копии договоров фрахтования части транспортного средства на рейс «Вышний Волочек – Тверь» время отправления 11.02.2020 в 11 час 00 мин.
Время отправления из пункта отправления «Вышний Волочек – Тверь», указанное в копиях договоров фрахтования, совпадает со временем отправления, указанным на информационных сайтах TVERTAS.RU, rasp.yandex.ru, www.e-traffic.ru, https://bus.tutu.ru.
Исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства (копии договора фрахтования на 11.02.2020 по маршруту «Вышний Волочек - Тверь», заказ-наряда от 11.02.2020 № 947456, распечатки с сайта TVERTAS.RU (http://www.tvertas.ru) расписания движения по маршруту «Вышний Волочек – Тверь», водителем транспортного средства 222700 с регистрационным знаком <***> ФИО1 осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц автобусами по фиксированному расписанию (одинаковое время отправления и прибытия), с одним и тем же пунктом отправления и прибытия, одинаковой стоимостью проезда.
Таким образом, проанализировав способ организации перевозок и публичный характер взаимоотношений между сайтами агрегаторами по продаже билетов, заявителем и пассажирами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общество осуществляло регулярные перевозки пассажиров согласно расписанию, в котором содержалось время отправления каждого рейса.
Согласно Реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области с сайта Министерства транспорта Тверской области в данный реестр включены маршруты № 551 (Вышний Волочек (автостанция) - Тверь (автовокзал)), № 553 (Вышний Волочек (Привокзальная площадь) - Тверь (автовокзал)).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил, что, несмотря на то, что перевозка пассажиров обществом оформлена договорами фрахтования, фактические обстоятельства осуществления перевозок свидетельствует о том, что данные перевозки осуществляются не по заказу, а как регулярные перевозки пассажиров.
Не имеет правового значения довод апеллянта о том, кому принадлежит сайт, на котором размещено расписание, поскольку перевозчиком в данном случае является общество, а расписания размещены в общем доступе и ассоциируются у потенциальных пассажиров с деятельностью именно общества.
Поскольку в нарушение пункта 3 статьи 35 Закона № 220-ФЗ общество использовало транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, заявителем совершено правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 указанного Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае общество не представило доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения требований Закона № 220-ФЗ, как и доказательств того, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне его контроля.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие в деянии ответчика состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Предусмотренный в статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом не истек.
Довод общества о составлении протокола об административном правонарушении раньше назначенного времени в отсутствии представителя общества и ранее указанного времени получил надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой апелляционный суд не усматривает.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце четвертом пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Статья 28.2 КоАП РФ не исключает возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола, то его составление в отсутствие представителя общества не является процессуальным нарушением.
Доводы о том, что представитель общества явился в назначенное время, но не застал сотрудника управления, а также о том, что протокол составлен управлением ранее назначенного времени, не могут быть приняты, поскольку не подтверждены заявителем документально.
Факт приема к отправке спорной корреспонденции 05.03.2020 подтверждается сведениями сайта Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» с указанием времени принятия – 18:58.
На основании положений Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений утвержден Приказом Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» от 07.03.2019 № 98п, суд первой инстанции справедливо указал, что время присвоения письму трек-номера (11:42) не свидетельствует о составлении протокола ранее 12:00.
Ссылка общества на грубое нарушение его прав ввиду отказа в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения административного дела также правомерно отклонена судом, поскольку положениями КоАП РФ не предусмотрена безусловная обязанность административного органа удовлетворять ходатайства об отложении совершения каких-либо процессуальных действий, в каждом случае этот вопрос разрешается административным органом с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае определением управления от 19.03.2020 № 0189 обществу отказано в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, поскольку с учетом даты извещения общества о рассмотрении дела об административном правонарушении ответчик правомерно посчитал, что у общества имелось достаточное время для формирования правовой позиции по делу и возможность ознакомления с материалами дела.
Суд первой инстанции не усмотрел исключительных обстоятельств совершения правонарушения, в связи с чем не нашел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для применения положений названной нормы Кодекса.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований общества.
Допущенная на странице 11 обжалуемого решения опечатка при указании области, в которой обществом допущено правонарушение (ветеринария вместо обеспечения безопасности регулярных перевозок), не привела к принятию неправильного решения и не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 10 июня 2020 года по делу № А66-4700/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форсаж» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Болдырева
Судьи А.Ю. Докшина
Н.В. Мурахина