АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 мая 2022 года
Дело №
А66-5120/2018
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от администрации города Твери ФИО1 (доверенность от 22.07.2020 № 74),
рассмотрев 12.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери и Департамента архитектуры и градостроительства города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А66-5120/2018,
у с т а н о в и л:
Администрация города Твери, адрес: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сталь», адрес: 170027, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Сталь»), обществу с ограниченной ответственностью «ДСК-Логистика», адрес: 170036, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «ДСК-Логистика»), о возложении на ООО «Сталь» обязанности исполнить условия договора от 09.01.2013 № 004-з/13 аренды земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях жилищного строительства по строительству на земельном участке площадью 11 183 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100033:2932 объекта капитального строительства – детского сада, предусмотренного утвержденным проектом планировки территории; о возложении на ООО «ДСК-Логистика» обязанности исполнить условия договора от 09.01.2013 № 004-з/13 аренды земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях жилищного строительства по благоустройству земельного участка площадью 4718 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100033:2930, а именно: обеспечить строительство 2-х полосной дороги, предусмотренной утвержденным проектом планировки территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент архитектуры и градостроительства города Твери, адрес: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Департамент), Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, <...> ФИО2, д. 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство).
Решением суда от 29.09.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2022 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация и Департамент, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Податели жалобы привели доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Также в ходатайстве Министерство сочло доводы жалобы Администрации и Департамента обоснованными, а обжалуемые судебные акты незаконными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.11.2012 Министерством издано распоряжение № 2910 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, для комплексного освоения в целях жилищного строительства площадью 39 469,50 кв.м, в границах согласно кадастровому паспорту с кадастровым номером 69:40:0100033:67, почтовый адрес ориентира: <...>.
На основании указанного распоряжения было размещено извещение о проведении аукциона с соответствующими приложениями.
В соответствии с протоколом о результатах аукциона от 24.12.2012 между Министерством (арендодателем) и ООО «ДСК-Логистика» (арендатором) заключен договор от 09.01.2013 № 004-з/13 аренды земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Указанный договор соответствует условиям извещения и конкурсной документации.
Согласно условиям договора арендодатель передал арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под жилищное строительство площадью 39 469,50 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...> кадастровый номер 69:40:0100033:67, в границах согласно кадастровому паспорту.
Пунктом 1.2 договора установлено, что участок предоставляется арендатору для комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования участка и документацией по планировке территории.
В соответствии с разделом 2 договора под комплексным освоением участка в целях жилищного и иного строительства понимается совокупность следующих действий: деятельность по подготовке документации по планировке территории в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории в границах участка и по обеспечению ее утверждения в установленном законом порядке; обеспечение единовременного либо поэтапного землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, выделяемых в соответствии с документацией по планировке, разработанной арендатором и утвержденной в установленном порядке; обустройство участка посредством строительства (создания) объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке; жилищное и иное строительство – работы по созданию объектов, выполняемые в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, с видами разрешенного использования участка, нормативами градостроительного проектирования, утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории.
Согласно пункту 2.2 договора под объектами недвижимости понимаются объекты жилищного строительства, а также необходимые для их функционирования объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, возводимые на участке в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией.
Согласно подпункту 3.2.2 договора строительство (создание) объектов инженерной инфраструктуры (внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений) осуществляется в соответствии с документацией по планировке в срок 24 месяца со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 38 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка.
На основании подпункта 3.2.3 договора максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства – 48 месяцев со дня утверждения в установленном порядке документации по планировке территории, но не позднее 62 месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка.
Данный срок является сроком окончания комплексного освоения участка. Датой окончания данной деятельности является дата выдачи в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию последнего из объектов недвижимости, предусмотренных утвержденной документацией по планировке.
В силу пункта 5.2.4 договора арендатор обязался разработать и в установленном порядке обеспечить утверждение документации по планировке в срок, указанный в подпункте 3.2.1 договора.
В соответствии с пунктом 5.2.6 договора арендатор обязался обеспечить осуществление проектирования и строительства объектов недвижимости на участке в соответствии с требованиями норм и правил в области градостроительства, проектирования и строительства.
Постановлением Администрации от 20.05.2014 № 623 в редакции постановления Администрации от 04.07.2016 № 1130 утверждена документация по планировке территории в границах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100033:67 в Заволжском районе города Твери.
Земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100033:67 был размежеван на несколько земельных участков, в т.ч. на земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0100033:2930 и 69:40:0100033:2932, дата присвоением им кадастровых номеров – 17.12.2014.
Дополнительным соглашением от 09.02.2015 к договору от 09.01.2013 № 004-з/13 стороны внесли изменение в предмет договора, а именно: арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду следующие земельные участки:
– 69:40:0100033:2933 площадью 341 кв.м для целей строительства пристроенной котельной;
– 69:40:0100033:2929 площадью 13 036 кв.м для целей строительства многоквартирного 16-этажного жилого дома;
– 69:40:0100033:2928 площадью 10 144 кв.м для целей строительства многоквартирного 16-этажного жилого дома;
– 69:40:0100033:2931 площадью 48 кв.м для целей строительства трансформаторной подстанции;
– 69:40:0100033:2932 площадью 11 183 кв.м для целей жилищного строительства;
– 69:40:0100033:2930 площадью 4718 кв.м для целей организации земель общего пользования.
На основании статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к Администрации с 01.03.2015.
ООО «ДСК-Логистика» и ООО «Сталь» 22.11.2016 заключен договор по передаче (уступке) прав и обязанностей (цессии) по договору аренды земельного участка площадью 11 183 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100033:2932. Указанный договор расторгнут соглашением от 15.11.2017.
В обоснование исковых требований Администрация сослалась на следующие обстоятельства.
В соответствии с проектом межевания территории и кадастровым паспортом земельный участок площадью 4718 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100033:2930 предусматривается под территорию общего пользования; на части этого земельного участка согласно проекту планировки территории должна располагаться двухполосная дорога; на земельном участке площадью 11 183 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100033:2932, с видом разрешенного использования для целей жилищного строительства второй очереди согласно проекту планировки территории должен располагаться объект капитального строительства – детский сад.
Актом о выполнении планового (рейдового) задания от 11.04.2018, составленном Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Твери при обследовании земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100033:2930, 69:40:0100033:2932 зафиксировано, что часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100033:2930 площадью около 1100 кв.м. замощена плиткой и используется для проезда и парковки автотранспорта жителей многоквартирных жилых домов № 2 корп. 1, корп. 2 на ул. Фрунзе. Указанная часть земельного участка огорожена металлическим ограждением сетчатого типа, составляющим единое целое с ограждением земельных участков многоквартирных жилых домов № 2 корп. 1, корп. 2 на ул. Фрунзе. Остальная часть земельного участка не используется, в северной его части произрастают дикорастущие деревья хвойных пород.
На земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100033:2932 наличие объектов капитального строительства не выявлено. В северной части участка произрастают дикорастущие деревья хвойных пород. Часть участка, расположенная между многоквартирными жилыми домами № 2 корп. 1 и корп. 2 на ул. Фрунзе, огорожена единым ограждением с земельными участками данных домов и фактически используется как придомовая территория.
Полагая, что ООО «ДСК-Логистика» и ООО «Сталь» согласно условиям договора аренды на указанных земельных участках должны были построить двухполосную дорогу (ООО «ДСК-Логистика») и детский сад (ООО «Сталь»), но этого не сделали, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила решение без изменения.
Суд округа, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При разрешении спора суды руководствовались положениями статей 1, 8, 12, 307, 307.1, 308, 308.3, 310, 396 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьями 30.2, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 35, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 4 АПК РФ, разъяснениями, приведенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», а также приняли во внимание правовые позиции, изложенные Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 21.04.2003 № 6-П, определениях от 24.11.2016 № 2579-О и от 27.06.2017 № 1367-О.
Применив положения приведенных норм, учтя обстоятельства, выявленные в ходе рассмотрения дела на основании имеющихся в нем доказательств, проанализировав условия договора, в том числе сроки действия договора и осуществления строительства, суды пришли к выводу о том, что избранный способ защиты права не обеспечит восстановления нарушенного права.
Суды установили, что распоряжение Министерства от 23.11.2012 № 2910, конкурсная документация, договор аренды земельного участка от 09.01.2013 № 004-з/13 не содержат условий, исходя из которых следует, что на ООО «ДСК-Логистика» возлагались обязанности по строительству отрезка двухполосной дороги общего пользования и детского сада на территории, предоставленной для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Обе инстанции исходили из того, что сам по себе проект планировки территории, на который ссылается истец, не относится к числу оснований возникновения гражданских прав и обязанностей и не может являться основанием возникновения обязательств по строительству детского сада и двухполосной автомобильной дороги общего пользования.
Двухполосная автомобильная дорога указана на проекте планировки территории для наглядности соответствия проекта планировки территории земельного участка генеральному плану города Твери, в котором заложена магистраль вдоль Октябрьской железной дороги, частью которой и является спорный участок дороги, что подтверждается в т.ч. протоколом № 27-13 публичных слушаний по проектам градостроительных решений от 10.12.2013; выпиской из протокола № 1 заседания комиссии по землепользованию и застройке г. Твери от 22.01.2014. Проект планировки территории уточняет порядок (последовательность) развития территории.
Кроме того, доказательств того, что автодорога необходима для функционирования объектов жилищного строительства, истец не представил.
Согласно разрешению на строительство от 24.10.2014 № RU 69310000-683 ООО «ДСК-Логистика» получило разрешение на строительство только двух многоэтажных жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения. Указанные объекты введены в эксплуатацию, что подтверждено разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.06.2016 № 69-40-42-2016 и от 14.11.2016 № 69-ru69304000-68-2016.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований по заявленным основаниям, суды исходили из совокупности установленных по делу обстоятельств и недоказанности материалами дела заявленных требований (статьи 9, 65, 71 АПК РФ).
Ссылка Администрации и Департамента на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, не нашла своего подтверждения в ходе кассационного производства.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды правильно распределили бремя доказывания, установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на полном исследовании представленных доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А66-5120/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери и Департамента архитектуры и градостроительства города Твери – без удовлетворения.
Председательствующий
М.В. Захарова
Судьи
Т.И. Сапоткина
И.В. Сергеева