ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-5233/19 от 20.08.2019 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 августа 2019 года

г. Вологда

Дело № А66-5233/2019

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено августа 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                     Бахориковой М.А.

при участии от общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Евролифтмаш» ФИО1, по доверенности от 06.06.2019, от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области города Твери ФИО2, по доверенности от 06.05.2019, ФИО3, по доверенности от 16.08.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Евролифтмаш» на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 июня 2019 года по делу № А66-5233/2019,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Евролифтмаш» (адрес: 140080, Московская область, город Лыткарино, территория детский Городок ЗИЛ, корпус 48,                                         ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество, ООО ПО «Евролифтмаш») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области города Твери (адрес: 170100, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Фонд) и открытому акционерному обществу «ФИО4 лифтостроительный завод»                         (далее - ОАО «ЩЛЗ») признать недействительным договор, заключенный между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ОАО «ЩЛЗ» от 08.04.19 № СМР-001/19 на выполнение работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах на территории Тверской области и применить последствия недействительности оспариваемого договора в виде прекращения действия недействительной сделки на будущее время и применении последствий недействительности сделки (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 07 июня 2019 года по делу № А66-5233/2019 в иске отказано.

ООО ПО «Евролифтмаш» не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что предметом иска по настоящему делу являлось не признание незаконным решения ответчика об отказе в заключении с истцом договора по результатам аукциона, а признание недействительной сделки, заключенной между ответчиком-1 и ответчиком-2 и применении последствий признания сделки недействительной на будущее время. Контракт с участником аукциона, которому присвоен второй номер, заключается только в случае, если победитель электронной процедуры будет признан уклонившимся от заключения контракта. Доказательств того, что истец уклонился от заключения контракта, материалы дела не содержат. Считает незаконным и необоснованным вывод суда относительно правомерности отказа ответчика-1 в заключении договора с истцом. Письмо Министерства строительства Тверской области, не уполномоченного давать Ответчику-1 обязательные для исполнения распоряжения, не является, в соответствии с действующим законодательством РФ основанием для отказа в заключении договора с победителем аукциона в связи с его несоответствием требованиям положения.

В судебном заседании апелляционного суда представитель                                 ООО ПО «Евролифтмаш» поддержал доводы жалобы.

ОАО «ЩЛЗ» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ОАО «ЩЛЗ», надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей явившихся лиц, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 22.02.2019 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено извещение о проведении электронного аукциона № 203650000011900008 на право выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодными для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах на территории Тверской области.

По результатам аукциона истец был признан победителем с предложением о цене в размере 300190698,93 руб., что подтверждается протоколом проведения аукциона от 22.03.2019.

Как следует из материалов дела, 22.02.2019 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.utp.sberbank-ast.ru разместил извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах на территории Тверской области, а также аукционную документацию с приложениями. Начальная (максимальная) цена договора 301 699 194,90 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ПП РФ 615) от 19.03.2019 № 2036500000119000080002 на участие в электронном аукционе заявки подали 3 (три) претендента: ОАО «ФИО4 лифтостроительный завод» (регистрационный номер заявки № 1),                              ООО Производственное объединение «Евролифтмаш» (регистрационный номер заявки № 2), ООО «КУРС» (регистрационный номер заявки № 3), все заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе, все участники допущены к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона (ПП РФ 615)          от 22.03.2019 № 2036500000119000080003 непосредственное участие в электронном аукционе приняли два участника: первое предложение о цене договора подано Обществом и составило 300 190 698 руб. 93 коп.; второе предложение подано ОАО «ФИО4 лифтостроительный завод», которое предложило такую же цену, как и ООО ПО «Евролифтмаш» 300 190 698 руб.                93 коп.

Поскольку ООО ПО «Евролифтмаш» предложение подано раньше, чем ОАО «ФИО4 лифтостроительный завод», такое предложение в соответствии с пунктом 182 Порядка признано лучшим и Общество признано победителем электронного аукциона.

Информация об Обществе включена Министерством в РКПО 18.07.2017 (№ реестровой записи 00502601539220180003) по результатам предварительного отбора по предмету «выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт на территории Тверской области» (номер процедуры № SBR037-1706070016) (далее - предварительный отбор) и по состоянию на дату проведения аукциона было включено в РКПО.

Вместе с тем, информация об Обществе была исключена Министерством из РКПО Тверской области 27.03.2019; основания для исключения из реестра указаны в протоколе рассмотрения заявок от 27.03.2019 № 55.

28 марта 2019 года на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещен акт об отказе от заключения договора от 27.03.2019 и письмо Министерства строительства Тверской области об исключении истца из РПКО (без указания причин) от 27.03.2019 № 1149-03Н.

08 апреля 2019 года между Фондом  и ОАО «ЩЛЗ» заключен договор на выполнение работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах на территории Тверской области № СМР-001/19.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также, полагая, что заключенный контракт противоречит Постановлению Правительства РФ                     от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», истец обратился в суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Суд первой инстанции в иске отказал.

Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации                       (далее - ГК РФ) признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки являются способами защиты нарушенного права.

На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 422 названного Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса                       Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 180 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016                    № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее Положение № 615).

В соответствии с пунктом 2 Положения № 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения № 615.

В соответствии с пунктом 196 Положения № 615 договор заключается региональным оператором в соответствии с Гражданским кодексом, Положением № 615 и документацией об электронном аукционе.

Согласно пункту 187 Положения № 615 в случае уклонения победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта или в случае отказа заказчика от заключения договора о проведении капитального ремонта заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта или акта об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона передает участнику электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, проект договора о проведении капитального ремонта, который составляется путем включения цены договора о проведении капитального ремонта, предложенной таким участником электронного аукциона при проведении электронного аукциона, в проект договора о проведении капитального ремонта, прилагаемый к документации об электронном аукционе. Договор о проведении капитального ремонта заключается с участником электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер. Сведения о заключенном договоре о проведении капитального ремонта в течение 2 рабочих дней со дня его подписания направляются оператору электронной площадки.

В силу пункта 198 Положения N 615  заключение договора о проведении капитального ремонта для победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственного участника, допущенного к участию в электронном аукционе, или единственного участника электронного аукциона является обязательным.

Ссылаясь на несоответствие заключенного контракта пунктам 79 (Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки), 185 (Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона проект договора о проведении капитального ремонта, который составляется путем включения цены договора о проведении капитального ремонта, предложенной победителем электронного аукциона при проведении электронного аукциона, в проект договора о проведении капитального ремонта, прилагаемый к документации об электронном аукционе. Договор о проведении капитального ремонта заключается с победителем электронного аукциона. Сведения о заключенном договоре о проведении капитального ремонта в течение 2 рабочих дней со дня его подписания направляются заказчиком оператору электронной площадки), 220 (Заказчик обязан отказаться от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к участию в электронном аукционе, или с единственным участником электронного аукциона в случае установления факта несоответствия лица, с которым должен быть заключен договор о проведении капитального ремонта, требованиям настоящего Положения) Положения                       № 615, истец фактически оспаривает отказ Фонда от заключения контракта с победителем аукциона.

Вместе с тем, неправомерность отказа Фонда от заключения с истцом договора от 27.03.2019 не является основанием для признания недействительным договора, заключенного с ОАО «ФИО4 лифтостроительный завод».

В УФАС по Тверской области 03.04.2019 поступила жалоба                                        ООО ПО «Евролифтмаш» на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в части отказа от заключения с                   ООО ПО «Евролифтмаш» договора по результатам открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах на территории Тверской области (извещение от 22.02.2019 № 203650000011900008) (далее - Аукцион), а также на неправомерные действия органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций - Министерства, повлекшие исключение информации об Обществе из реестра квалифицированных подрядных организаций                   Тверской области (далее - реестр, РКПО), нахождение в котором является обязательным для участия в открытом Аукционе.

По результатам рассмотрения жалобы ООО ПО «Евролифтмаш» Комиссия Тверского УФАС России пришла к выводу о том, что действия Министерства, направившего в адрес Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области письмо об исключении сведений об ООО ПО «Евролифтмаш» из реестра противоречат Положению о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее - Порядок) являются незаконными и нарушают требования подпункта «г» пункта 63, пункта 66 Порядка.

В связи с чем, Комиссия Тверского УФАС России решила: признать жалобу ООО ПО «Евролифтмаш» на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в части отказа от заключения с                   ООО ПО «Евролифтмаш» договора по результатам открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах на территории Тверской области (извещение от 22.02.2019 № 203650000011900008), а также на действия органа по ведению РКПО - Министерства, повлекшие исключение информации об                                 ООО ПО «Евролифтмаш» из РКПО, нахождение в котором является обязательным для участия в открытом Аукционе, обоснованной в части доводов жалобы на действия Министерства по исключению сведений об ООО ПО «Евролифтмаш» из РКПО по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок от 27.03.2019 № 55 (№ предварительного отбора 013620000061900005); а также выдать Организатору торгов - Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и созданной им комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ», а также - Министерству и созданной им комиссии по предварительному отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязательное для исполнения предписание.

Указанное предписание обжаловано в рамках дела № А66-7513/2019, решением Арбитражного суда Тверской области от 10.07.2019 Министерству строительства Тверской области в удовлетворении заявленных требований отказано. На решение суда подана апелляционная жалоба.

Решением Арбитражного суда Тверской области от  30.07.2019 № А66-5021/2019 признан недействительным односторонний отказ Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области от заключения с Обществом с ограниченной ответственностью ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЕВРОЛИФТМАШ" договора на выполнение работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах на территории Тверской области по результатам электронного аукциона № 203650000011900008 от 22.02.2019, выраженного в виде Акта об отказе от заключения договора от 27.03.2019 года. На решение суда подана апелляционная жалоба.

Как пояснил представитель истца в ходе рассмотрения настоящей апелляционной жалобы, предъявляя иск о признании недействительным договора от 08.04.19 № СМР-001/19, истец рассчитывает на возмещение причиненных ему убытков.

Вместе с тем, оспариваемый контракт исполнен, признание его недействительным не приведет к восстановлению прав заявителя, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.

В иске отказано правомерно.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

В жалобе не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.

В свете изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями  268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 07 июня 2019 года по делу № А66-5233/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Евролифтмаш» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

О.Б. Ралько

Н.В. Чередина