ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-5288/2016 от 21.03.2018 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 марта 2018 года

Дело №

А66-5288/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О.,Соколовой С.В.,

            при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери ФИО1 (доверенность от 11.10.2017 № 434), от администрации города Твери ФИО1 (доверенность от 23.09.2015 № 262), от общества с ограниченной ответственностью «Стром-Сервис» ФИО2 (доверенность от 17.11.2017),

          рассмотрев 14.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стром-Сервис» на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.07.2017 (судья        Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 (судьи Шадрина А.Н., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу № А66-5288/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Стром-Сервис», место нахождения: 170032, город Тверь, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее –  Общество, ООО "Стром-Сервис"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Твери, место нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), от 21.03.2016 № 446 «Об установлении вида разрешенного использования и соответствия между видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, <...>» (далее –  Постановление № 446); обязании ответчика совершить действия, направленные на восстановление положения, существовавшего до издания Постановления           № 446, а именно: восстановить запись в «Государственном кадастре недвижимости» о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2 в размере 757 314 руб. 56 коп. и о разрешенном ранее использовании данного участка «под мастерскую».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, место нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, место нахождения: 170000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; а также федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», место нахождения: 107078, Москва, ФИО3 пер., д. 10, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Кадастровая палата), в лице филиала по Тверской области.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.08.2016 и дополнительным решением от 08.09.2016, оставленными без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016, заявленные Обществом требования удовлетворены,  Постановление Администрации № 446 признано недействительным. Суд первой инстанции обязал Администрацию принять меры по восстановлению нарушенных прав ООО «Стром-Сервис», а именно: «не позднее следующего дня после вступления в законную силу направить в филиал Кадастровой палаты по Тверской области решение Арбитражного суда Тверской области по настоящему делу, которое будет являться основанием для восстановления записей в государственном кадастре недвижимости, существовавших до принятия Постановления № 446».

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2017 решениеАрбитражного суда Тверской области от 24.08.2016, дополнительное решение от 08.09.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по делу № А66-5288/2016 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.

При новом рассмотрении дела суд определением от 16.06.2017 привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Диал» (далее – ООО «Диал»).

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования и просил признать недействительным постановление Администрации № 446; в качестве восстановления нарушенных прав обязать Управление Росреестра в трехдневный срок с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу восстановить в Едином государственном реестре недвижимости записи о виде разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2, существовавшие до принятия Постановления № 446. Уточнение заявленных требований принято судом.

Решением суда первой инстанции от 19.07.2017, оставленными без изменения постановлением апелляционного суда от 01.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.07.2017 и постановление от 01.11.2017, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении требований Общества.  Общество указывает на неприменение судами  подлежащих применению к рассматриваемому случаю положений  пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и  пункта  8  статьи 36   Градостроительного   кодекса    Российской   Федерации

(далее – ГрК РФ) По мнению подателя жалобы, в силу указанных норм орган местного самоуправления не вправе изменять вид разрешенного использования земельного участка, использование которого началось до вступления в силу соответствующих изменений в градостроительном регламенте, и которое в свою очередь  не создает угрозу жизни и здоровью граждан, окружающей среде и объектам культурного наследия.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы  кассационной жалобы, а представитель Администрации и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери возражал и просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве Администрации на кассационную жалобу.

Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, Кадастровая палата, Управление Росреестра и ООО «Диал», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 15.07.2013 № 1690 между Обществом и Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области заключен договор аренды от 05.08.2013 № 126-з/13 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0200091:2, площадью 3020,80 кв. м, расположенного относительно ориентира в границах участка (почтовый адрес ориентира: г. Тверь, <...>), «под мастерскую» сроком на 5 лет.

При проведении работ по государственной кадастровой оценке земель спорный земельный участок отнесен к 9 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», установленному приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

На основании вступившего в законную силу с 01.03.2015 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», полномочия по распоряжению спорным земельным участком перешли к органу местного самоуправления городского округа (к Администрации).

Администрация, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее – Классификатор), Уставом города Твери, Временными правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 (далее – Временные ППЗ г. Твери), вынесла постановление от 21.03.2016 № 446 «Об установлении вида разрешенного использования и соответствия между видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, <...>»,  которым установила вид разрешенного использования спорного земельного участка – «объекты бытового обслуживания (парикмахерские, дома моды, пошивочные ателье, приемные пункты и предприятия прачечной и химчистки и др.)», а также установила соответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка с видом разрешенного использования, предусмотренного Классификатором – «Бытовое обслуживание».

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указали на то, что выбранный Администрацией вид разрешенного использования земельного участка согласуется с перечнем видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором и соответствует фактическому  использованию Обществом земельного участка.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества.

Статьей 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно статье 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2); в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с «Классификатором», утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7 ЗК РФ введен Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).

В соответствии со статьями 36 и 37 ГрК РФ вид разрешенного использования должен быть определен в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).

Суды первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе Карты градостроительного зонирования Временных ПППЗ г. Твери, установили, что спорный земельный участок относится к производственно-коммерческой зоне (П-К), к основным видам разрешенного использования которой относятся в том числе «объекты бытового обслуживания (парикмахерские, дома моды, пошивочные ателье, приемные пункты и предприятия прачечной и химчистки и т.д.)», а также «размещение предприятий IV - V классов вредности, при условии соблюдения соответствующих санитарно-защитных зон». Судами также установлено, что с 2011 года в здании мастерской (владеющем Обществом)  располагается производство по изготовлению изделий из камня, в том числе мрамора, гранита (изготовление памятников, столешниц и т.п.), что относится к бытовым услугам (код 010000). На основании установленных обстоятельств  суды пришли к обоснованному  выводу, что  выбранный Администрацией вид разрешенного использования спорного земельного участка «объекты бытового обслуживания (парикмахерские, дома моды, пошивочные ателье, приемные пункты и предприятия прачечной и химчистки и др.)» согласуется с перечнем видов, предусмотренных Классификатором. Данный вид является основным видом разрешенного использования, установленным Временными ППЗ г. Твери для территориальной зоны П-К.

 Изменение вида разрешенного использования земельного участка, связанное с решением собственника этого земельного участка о приведении его в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации в регулируемой сфере правоотношений, отвечает нормам Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.

При этом наличие договора аренды от 05.08.2013 № 126-з/13, в котором указана цель его использования «под мастерскую», и отсутствие внесения изменений в договор аренды в этой части, не являются препятствием для установления Администрацией вида разрешенного использования спорного земельного участка в соответствии с Классификатором.

В силу изложенных обстоятельств, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований Общества.

Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 19.07.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 по делу № А66-5288/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стром-Сервис» – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

И.О. Подвальный

С.В. Соколова