ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-5910/19 от 27.09.2019 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 сентября 2019 года

г. Вологда

Дело № А66-5910/2019

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июля 2019 года по делу                               № А66-5910/2019,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное) (ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696; адрес: 170100, город Тверь, Набережная реки Лазури, дом 20; далее – управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества» (ОГРН 1026900579562, ИНН 6924011485; адрес: 170530,              Тверская область, район Калининский, поселок Эммаусс, дом 30; далее - учреждение) о взыскании 500 руб. финансовой санкции по части 3                                     статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление фондарассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 июня 2019 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу № А66-5910/2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

По ходатайству управления 02.07.2019 составлено мотивированное решение.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что учреждением дополняющие сведения представлены не в результате самостоятельного выявления допущенных ошибок, а в связи с получением соответствующего уведомления фонда. Указывает на отсутствие со стороны учреждения возражений по факту получения уведомления об устранении ошибок.

От учреждения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

От управления с апелляционной жалобой поступили копии следующих документов: скриншота реестра документов от 19.02.2018, скриншота реестра документов с 01.01.2018 по 01.10.2018, уведомления об устрани ошибок                          от 19.02.2018.

Указанные документы не учитываются судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, поскольку в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.

В данном случае оснований для перехода в порядке части 4                             статьи 270 АПК РФ к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не имеется.

В связи с этим указанные выше документы, приложенные к апелляционной жалобе заявителя, судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщены и оценке не подлежат.

Кроме того, копии скриншота реестра документов с 01.01.2018 по 01.10.2018, уведомления об устранении ошибок от 19.02.2018 имеются в материалах дела и являются дублирующими.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, учреждение осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона                  от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.

Во исполнение обязанностей страхователя учреждение 19.02.2018 представило в управление сведения за 2017 год о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходные) в отношении 143 застрахованных лиц.

В дальнейшем, выявив ошибки в ранее представленных сведениях, учреждение 26.04.2018 представило в адрес фонда дополняющие сведения за 2017 год по форме СЗВ-СТАЖ об одном застрахованном лице, ранее указанном в форме СЗВ-СТАЖ (исходной).

В ходе проведенной управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных                        пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, установлено, что указанные дополнительные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год представлены учреждением после истечения предусмотренного законодательством срока.

Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 09.08.2018 № 078S18180004136.

Решением управления от 20.09.2018 № 078S19180004843 учреждение привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.

Устанавливая обстоятельства вмененного учреждению правонарушения, управление в решении указало, что исходные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год представлены 19.02.2018 с ошибками, с течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений                           от 19.02.2018, а также в срок до 01.03.2018 уточненные сведения по указанной форме учреждением не представлены, дополняющая форма на одно застрахованное лицо представлена 26.04.2018.

В требовании от 15.10.2018 № 078S01180012690, направленном в адрес учреждения, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 02.11.2018.

Поскольку указанное требование в добровольном порядке учреждением не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2                                  статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, учреждение обязано было представить перечисленные сведения за 2017 год не позднее 01.03.2019 в отношении всех застрахованных лиц.

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-СТАЖ, утверждена постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации                     от 11.01.2017 № 3п «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц».

Данным постановлением в поле «Тип сведений» предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исходная», «дополняющая» и «назначение пенсии».

Формы с типом сведений «Назначение пенсии» представляются на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил.

Формы с типом «Дополняющая» представляются на застрахованных лиц, данные по которым, представленные в форме с типом «Исходная», не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за содержащейся в них ошибки.

Часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения, в том числе за непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.

Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказ Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция № 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В силу абзаца третьего пункта 39 Инструкции № 766нстрахователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Таким образом, на основании положений Закона № 27-ФЗ и                Инструкции № 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

Как следует из материалов дела, исходные сведения за 2017 год представлены учреждением фонду своевременно.

В дальнейшем, 26.04.2018, то есть до составления фондом акта                         от 09.08.2018, учреждением подана форма СЗВ-СТАЖ («доп») за 2017 год в отношении одного застрахованного лица в связи с самостоятельным обнаружением ошибки.

Проверка, по результатам которой установлено нарушение заявителем требований Закона № 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена фондом только после получения от учреждения дополнительно представленных сведений.

Самостоятельное выявление и устранение страхователем ошибки в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах, в силу приведенных выше нормативных положений, допускает не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Такой правовой подход соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2018 года № 6-П).

Фонд в заявлении, поданном в суд первой инстанции, и в апелляционной жалобе сослался на то, что в адрес учреждения направлено уведомление                  от 19.02.2018 о допущенных ошибках. В обоснование указанного довода податель жалобы ссылается на уведомление об устранении ошибок                             от 19.02.2018, протокол проверки отчетности, реестры документов                         (листы дела 14-16).

Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод на основании следующего.

Исходя из содержания пункта 39 Инструкции № 766н срок представления уточненных сведений исчисляется со дня получения страхователем уведомления об устранении имеющихся расхождений.

Согласно абзацу третьему пункта 37 указанной Инструкции датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Вместе с тем из реестра документов (лист дела 16) не следует факт получения учреждением уведомления от 19.02.2018 о допущенных ошибках и протокола проверки отчетности. Более того, из данного реестра не следует, что указанное уведомление 19.02.2018 направлялось учреждению.

Уведомление от 19.02.2018 и протокол от 19.02.2018 отметок об их направлении страхователю не содержат.

Кроме того, из реестра документов (лист дела 16) суд первой инстанции верно установил, что фондом 26.04.2018 направлено письмо в адрес страхователя о наличии ошибок по форме СЗВ-СТАЖ (в день предоставления учреждением дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ).

Таким образом, из представленных фондом документов не представляется возможным достоверно установить дату получения учреждением уведомления об ошибках с протоколом проверки отчетности.

В связи с изложенным довод управления о представлении учреждением дополняющих сведений не в результате самостоятельного выявления допущенных ошибок, а в связи с получением соответствующего уведомления фонда в нарушении статьи 65 АПК РФ документально заявителем не подтвержден.

Кроме того, в соответствии с абзацем шестым статьи 17 Закона № 27-ФЗ обстоятельства правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда, установившим правонарушение, фиксируются в акте, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.

В данном случае ни из акта от 09.08.2018 № 078S18180004136, ни из решения управления от 20.09.2018 № 078S19180004843ПФР невозможно с точностью установить, в чем именно выразилось событие вмененного в вину учреждению правонарушения, обоснование недостоверности представленных сведений ни в акте, ни в решении не указано. Фактически при описании обстоятельств вменяемого нарушения управление отражает лишь даты представления учредением спорных сведений.

Протокол проверки отчетности формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год с типом формы «исходная» также не позволяет достоверно установить конкретные нарушения в представленных учреждением сведениях. Непосредственно отчетность учреждения за спорный период, недостоверность которой вменена ответчику, заявителем в материалы дела не представлена.

При таких обстоятельствах основания для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, фондом не доказаны.

Само по себе отсутствие со стороны учреждения возражений по факту получения уведомления об устранении ошибок, вопреки позиции подателя жалобы, не является достаточным основанием для признания его требований правомерными, поскольку в силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с учреждения штрафа по части 3              статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июля 2019 года по делу № А66-5910/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.А. Алимова