ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-6192/19 от 28.01.2021 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 февраля 2021 года

г. Вологда

Дело № А66-6192/2019

Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и                   Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Волга» ФИО1 по доверенности от 20.01.2019, от Министерства лесного хозяйства Тверской области ФИО2 по доверенности от 17.08.2020, от Правительства Тверской области ФИО3 по доверенности от 09.12.2019, от Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО4 по доверенности от 02.11,2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Волга» на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 июля 2020 года по делу № А66-6192/2019,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Волга»                                     (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 172734, <...>; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству лесного хозяйства Тверской области               (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170042, <...>, кабинет 201; далее – министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприведении Государственного лесного реестра (далее – ГЛР) в соответствие с Единым государственным реестром недвижимости (далее – ЕГРН), и обязании министерство привести сведения ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:2852 и сведениями о земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:3259, входящим в единое землепользование 69:24:0000013:3309, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФИО5, Правительство Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, общество с ограниченной ответственностью «ЛесСервис», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее – департамент), общество с ограниченной ответственностью «Коллективно-долевое сельскохозяйственное предприятие «Селигер» (далее – ООО «КДСП «Селигер»), федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице Тверского филиала.

В порядке статьи 52 АПК РФ к участию в деле допущена Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее – прокуратура).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 июля                 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению общества, судом неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют материалам дела. В обоснование жалобы общество ссылается на нормы Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ). Указывает на то, что сведения о правах на земельные участки, содержащиеся в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями ГЛР. Считает, что обязанность по устранению противоречий между сведениями, содержащимися в ЕГРН, и сведениями ГЛР лежит на министерстве, несовершение действий по исключению из ГЛР соответствующих сведений в части наложения лесоустроенных земель на указанный земельный участок и приведение их в соответствие со сведениями ЕГРН нарушает права и законные интересы общества.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Министерство, правительство и прокуратура в отзывах и их представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Департамент в отзыве доводы жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ООО «КДСП «Селигер» в отзыве указало, что считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения представителей общества, министерства, правительства и прокуратуры, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:2852, поставленного на государственный кадастровый учет 11.01.2010. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Данный участок образован путем выделения из участка с кадастровым номером 69:24:0000013:1031, постановленного на государственный кадастровый учет в 2006 году.

Указав, что часть местоположения земельного участка 69:24:0000013:2852 является лесоустроенной, общество обратилось в министерство с заявлением от 31.10.2018 о приведении ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:2852 и исключении из ГЛР данных о его лесоустройстве.

Письмом от 20.11.2018 министерство сообщило обществу, что материалы по земельному участку с кадастровым номером 69:24:0000013:2852 направлены министерством в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области для рассмотрения на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам приведения в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР о лесных участках.

В письме от 18.03.2019 министерство сообщило обществу, что вопрос о приведении в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:2852 рассмотрен на заседании региональной межведомственной рабочей группы, и, поскольку однозначно определить наличие либо отсутствие реестровой ошибки по имеющимся материалам не представилось возможным, министерство предложило обществу предоставить картографические материалы на земельные участки.

В письме от 13.06.2019 министерства сообщило обществу об отсутствии оснований для исключения из ГЛР сведений о лесных участках, пересекающихся с земельным участком заявителя, поскольку сведения о лесных участках, расположенных в квартале 148, внесены в ЕГРН в составе участка с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 без установления границ и на них зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

В собственности Российский Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:3309, характерные точки координат границ которого не установлены, земельный участок используется как единое землепользование. На данном участке сформирована лишь часть земельных участков, которые отражаются в сведениях из ЕГРН, остальная часть не сформирована и является частью лесного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:3309. Категория земель – земли лесного фонда. Общая площадь 139 560 000 кв.м, местонахождение: Тверская область, Осташковский район, Святосельское сельское поселение (Осташковское лесничество, Селигерское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении ООО «КДСП «Селигер»).

Право федеральной собственности на данный лесной участок зарегистрировано в ЕГРН 01.08.2008 (свидетельства о государственной регистрации права от 01.08.2008 серии 69-АБ № 227500, от 09.02.2015 серии 69-АГ № 133913). Регистрация права собственности произведена на основании плана лесного участка из земель лесного фонда, расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский район, Святосельское сельское поселение (Осташковское лесничество, Селигерское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении ООО «КДСП «Селигер»).

Полагая, что обязанность по устранению противоречий между сведениями, содержащимися в ЕГРН, и сведениями ГЛР лежит на министерстве, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).

В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ).

В силу статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ (в редакции Закона № 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В части 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается Федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Из приведенных положений части 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ следует, что на министерство может быть возложена обязанность по исключению из ГЛР сведений о лесных участках, пересекающихся с границами земельного участка, принадлежащего обществу, при доказанности совокупности условий, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 6 названной статьи Закона № 201-ФЗ.

В данном случае наличие таковой совокупности не доказано.

На то, что часть земельного участка 69:24:0000013:2852 лесоустроена сослалось само общество при обращении в министерство с заявлением от 31.10.2018.

В данном случае министерством обосновано, что при сопоставлении земельных участков по кадастровым выпискам с картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:2852 частично налагается на земли лесного фонда в квартале 148 выдела 1, 2 Селигерского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области (схемы пересечения участков представлены в материалы дела), это леса, ранее находившиеся во владении ООО «КДСП «Селигер» и переведенные на основании распоряжения администрации Тверской области от 27.11.2006                  № 555-ра «О переводе из земель из одной категории в другую» из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, учтенные в ЕГРН с кадастровым номером 69:24:0000013:3309, право собственности Российской Федерации.

Так, в отношении спорного участка имеются материалы лесоустройства 1979 года (схема Пеновского межхозяйственного лесхоза Осташковского района Калининской области масштаб 1:100 000), материалы лесоустройства 1995 года, 2007 года (выписки представлены в материалы дела).

Земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:2852 налагается на квартал 148 по материалам лесоустройства 2007 года (квартал 27 по материалам лесоустройства 1979 и 1995 года).

В силу статьи 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993                   № 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 ЛК РФ 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 ЛК РФ 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).

Из материалов таксации лесов (количественные и качественные характеристики лесов) 1995 года усматривается, что в границах лесного квартала 27 находятся лесные насаждения как с преобладанием хвойных, так и лиственных пород, возраст которых 40 лет и выше.

Действовавшим на момент регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 пунктом 2 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ предусматривалось, что план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 года, признается юридически действительным. При этом статьей 4.4 Закона                        № 201-ФЗ в редакции, действовавшей с 31.07.2007, устанавливалось, что в случае, если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРН осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что регистрация права федеральной собственности на лесной участок с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 произведена в соответствии с действовавшим на момент регистрации порядком на основании плана лесного участка.

Данный вывод соответствует также постановлениям Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.2020 по делу № А66-3275/2019.

Сведения о лесном участке, расположенном в квартале 148 Селигерского участкового лесничества, пересекающемся с границами земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:2852, содержатся в ЕГРН в составе сведений о лесном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:3309, являющемся федеральной собственностью.

Кроме того, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что лесной участок, находящийся в квартале 148 Селигерского участкового лесничества в соответствии с договором аренды лесного участка от 18.08.2011 № 94, заключенным Департаментом лесного комплекса Тверской области (правопреемник министерство) и обществом с ограниченной ответственностью «Альберо», соглашением от 24.07.2012 о передаче прав и обязанностей по договору аренды передан в аренду сроком на 49 лет ООО «ЛесСервис» (регистрационный номер 69-69-01/019/2011-051 от 15.09.2011).

При изложенных обстоятельствах, как верно указано в обжалуемом решении, отсутствуют условия, предусмотренные пунктами 1, 3 части 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ для исключения из ГЛР сведений о лесном участке, расположенном в квартале 148 выделы 1, 2 Селигерского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области.

Доводы общества о приоритете сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, над сведениями в отношении данного участка, имеющимися в ГЛР, в данном случае не могут быть приняты ввиду установления противоречия в сведениях о земельном участке не только в ЕГРН и ГЛР, но и в самом ЕГРН, содержащем противоречивую информацию относительно категории земельного участка и его правообладателя, поскольку спорный участок (в пределах пересечения) находится в границах земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:2852, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего обществу, а также входит в состав земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:3309, являющегося федеральной собственностью и относящегося к землям лесного фонда.

Пункт 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ, устанавливающий полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, приводить сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, не предоставляет данному органу полномочий устранять противоречия в сведениях ЕГРН.

Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что представленное обществом заключение кадастрового инженера              ФИО6 не может служить доказательством позиции заявителя, поскольку выполнено без учета сведений о том, что для границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 не установлены характерные точки координат.

Поскольку установление границ участка, входящего в единое землепользование, в отсутствие установленных границ единого землепользования не опровергает доводы министерства о пересечении земельного участка общества с землями лесного фонда, сама по себе ссылка общества на отсутствие пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:2852 и земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:3259, входящим в единое землепользование 69:24:0000013:3309, не свидетельствует о наличии со стороны министерства оспариваемого бездействия.

Как указывалось ранее, лесной участок с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 является, в силу части 1 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ, ранее учтенным объектом недвижимости, право федеральной собственности на него зарегистрировано на основании плана лесного участка, признаваемого юридически действительным. Сведения о лесном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 содержатся в ЕГРН без указания координат характерных точек границ участка. Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 в границах данного участка, представляющего собой единое землепользование, сформирована часть земельных участков с определением координат характерных точек границ, между тем остальная часть не сформирована и является частью земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 на основании плана лесного участка.

Таким образом, поскольку предусмотренная частью 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ совокупность условий для исключения сведений о спорном лесном участке из ГЛР отсутствует, допущенное министерством бездействие, оспариваемое обществом, заявителем не обосновано, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении предъявленных требований.

Ссылка общества на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020                                       № 302-ЭС20-13098 не обосновывает правомерность позиции заявителя, поскольку по соответствующему делу установлены фактические обстоятельства, не аналогичные настоящему спору.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, доказательства, исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права не допущено.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергали бы правильность обжалуемого судебного акта по существу и могли бы служить основанием для его отмены.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 22 июля 2020 года по делу № А66-6192/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Волга» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                               Е.Н. Болдырева

Судьи                                                                                             Е.А. Алимова

                                                                                                        Н.В. Мурахина