ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-6634/2021 от 02.03.2022 АС Северо-Западного округа

939/2022-13144(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., 

рассмотрев 28.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области 

на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.08.2021 и постановление  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 по делу 

 № А66-6634/2021,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Аукционы Федерации»,  адрес: 450059, <...>, 

корп. 6, под. 2, эт. 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество),  обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению  Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, адрес: 170100, 

<...>, ОГРН <***>, ИНН <***> 

(далее - Управление, УФАС), о признании недействительным решения от 18.03.2021   № 05-6/2-35-2021. 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены 

ФИО1, ФИО2,
ОГРНИП <***>, ИНН <***>.

Решением суда первой инстанции от 05.08.2021, оставленным без изменения  постановлением суда апелляционной инстанции от 08.11.2021, заявленные  требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе Управление просит отменить обжалуемые судебные  акты, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении  заявленных требований, ссылаясь на то, что ни Федеральный закон от 26.10.2002 

 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), 

ни Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или  предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве,  утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской  Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 23.07.2015 № 495 

(далее - Порядок № 495), не ограничивают понятие «всех лиц» исключительно  лицами, зарегистрированными на сайте электронной торговой площадки 

(далее – ЭТП); любое лицо должно иметь возможность ознакомиться с  информацией, поименованной в пункте 8.1 раздела VIII Порядка № 495. 

УФАС при рассмотрении жалобы осмотрена «Информация о лоте» (по

адресу: https://bankrupt.alfalot.ru/public/auctions/lots/view/84396/; далее - Сайт) и  установлено отсутствие информации о количестве поступивших заявок на участие в  торгах. Управление считает некорректным вывод судов о том, что ни Порядок 

 № 495, ни иные нормативные акты не обязывают оператора ЭТП обеспечивать  доступность спорных сведений иным лицам, отличным от зарегистрированных 


[A1] пользователей ЭТП. 

В отзыве Общество против доводов жалобы возразило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной  жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное  заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является  препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.03.2021

в Управление из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба  ФИО1 на действия (бездействие) Общества (как оператора ЭТП) при  проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества 

должника-банкрота: общества с ограниченной ответственностью «ЮНИВЕРС»,  предмет торгов - уступка прав требований, сообщение № 5416570, лот № 1,  организатор торгов - ФИО2 

Торги признаны состоявшимися.

В жалобе ФИО1 указал на нарушение оператором ЭТП требований  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Порядка 

 № 495, поскольку, в частности, оператор торговой площадки не отображает данные  о количестве поступивших заявок на участие в торгах, в связи с чем просил признать  торги несостоявшимися. 

В ходе рассмотрения жалобы комиссией Управления осмотрена «Информация  о лоте» на Сайте, из которой установлено отсутствие заявленной ФИО1  информации и обоснованность доводов его жалобы, одновременно Управление  указало на непредставление Обществом подтверждения размещения на сайте ЭТП  сведений о количестве поступивших заявок на участие в торгах. 

Решением Управления от 18.03.2021 № 05-6/2-35-2021 жалоба 

ФИО1 признана обоснованной, а Общество - нарушившим подпункт «д»  пункта 8.1 Порядка № 495. Предписание об устранении нарушений решено 

не выдавать.

Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в  арбитражный суд. 

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.  Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился. 

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, не находит  оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 

Согласно пункту 14 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан  обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о  проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них  платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом. 

Для проведения торгов организатор торгов обязан использовать  информационные системы, обеспечивающие, в частности: 

свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах  работы с использованием такой системы; 

бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей,  в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов. 

В соответствии с пунктом 20 указанной статьи для проведения торгов в  электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе  процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или  организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором  электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным настоящим  Федеральным законом. 


[A2] В силу пункта 1.4 Требований к операторам электронных площадок, к  электронным площадкам, в том числе технологическим, программным,  лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для  проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия  должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденных  приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее - Требования 

 № 495), на оператора ЭТП возложена обязанность обеспечивать соответствие  электронной площадки требованиям к электронным площадкам, указанным в главе II  настоящих Требований. 

Согласно пункту 2.1 Требований № 495 электронная площадка должна  обеспечивать, в числе прочего возможность проведения торгов в соответствии с  Порядком № 495; открытый доступ к электронной площадке через 

информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также  функционирование электронной площадки в режиме круглосуточной непрерывной  работы в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения  профилактических работ или технического сбоя в работе электронной площадки в  результате действий третьих лиц, препятствующих функционированию электронной  площадки; равные возможности доступа всех лиц к участию в торгах, в том числе к  информации о проведении торгов, без взимания с них платы; наличие у каждого  зарегистрированного на электронной площадке лица рабочего раздела («личного  кабинета»), доступ к которому может иметь только указанное лицо, а также наличие  административного раздела, доступ к которому может иметь только оператор  электронной площадки; свободный круглосуточный бесперебойный доступ к  электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть  «Интернет» в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов,  заявителям на участие в торгах, а также участникам торгов в соответствии с  правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству  Российской Федерации, в том числе согласно порядку проведения торгов. 

В силу подпункта «д» пункта 8.1 Порядка № 495 оператором на ЭТП  размещаются в том числе сведения о ходе проведения торгов (дата начала  представления заявок на участие в торгах, сведения об общем количестве  представленных заявок на участие в торгах без указания идентифицирующих  заявителей данных) - не позднее одного часа после поступления оператору  электронной площадки указанных сведений (подпункт «д» пункта 8.1 Порядка 

 № 495).

Таким образом, как заключил суд апелляционной инстанции, указанные  сведения должны размещаться на ЭТП. Противоречий данного вывода с позицией  антимонопольного органа не имеется. 

Однако в рассматриваемом случае Общество в представленных Управлению  письменных пояснениях от 11.03.2021 указало на размещение спорных сведений на  сайте ЭТП, приложило скриншот, в котором количество поданных заявок отражено.  К дополнениям к письменным пояснениям в УФАС Обществом представлено письмо  общества с ограниченной ответственностью «ФогСофт» от 16.03.2021 

исх. № 2021/03/78, согласно которому в интерфейсе ЭТП «alfalot», размещенной

на сайте ЭТП https://bankrupt.alfalot.ru, отображение количества поданных заявок  при проведении открытых торгов в форме публичного предложения доступно 

с 01.06.2016.

Суд апелляционной инстанции посчитал, что указанные документы не получили  оценку Управления в оспариваемом решении, основания непринятия названных  доказательств не изложены. При этом скриншоты, представленные ФИО1 к  жалобе в УФАС, не содержат данных ни о дате и времени их выполнения, ни об  информационном ресурсе, на котором размещена информация. Установить, что  указанные скриншоты содержат исчерпывающую информацию, размещенную на 


[A3] ЭТП в отношении спорных торгов, не представляется возможным. 

Скриншотом является снимок экрана, показывающий то, что видит  пользователь на экране. 

В пункте 55 Постановления от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации», пункте 13 Постановления 

от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров,  рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»  Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что допустимыми  доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами,  участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в 

информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса  интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее  получения. 

Таким образом, суды установили, что представленные ФИО1  скриншоты не являются доказательством отсутствия спорной информации на ЭТП.  Доказательств фиксации Управлением результатов осмотра Сайта не представлено. 

В то же время суд апелляционной инстанции исследовал страницу сайта ЭТП,  являющуюся общедоступной (скриншоты приобщены к материалам дела), и  установил, что она содержит сведения о количестве поданных заявок, вместе с тем  содержание указанной страницы сайта ЭТП относится к аукциону № 0018946, дата  проведения - 08.09.2020, номер сообщения в Едином федеральном реестре  сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) № 5265217. 

Из материалов же дела усматривается, что Управлением признана  обоснованной жалоба на допущенные Обществом нарушения применительно к  торгам в форме публичного предложения (лот № 1), период подачи заявок 

с 14.09.2020 по 16.02.2021, сообщение в ЕФРСБ № 5416570.

Отнесение исследованной Управлением страницы сайта к аукционам следует  так же из адреса страницы, содержащего слово «auctions», страницы сайта ЭТП в  отношении торгов в форме публичного предложения содержат в своем адресе  фразу «public-offers». 

Таким образом, суды заключили, что фактически информация, размещенная на  сайте ЭТП применительно к спорным торгам в форме публичного предложения,  Управлением не исследована. Иного в оспариваемом решении не усматривается.  Бесспорных обстоятельств, подтверждающих признанное Управлением нарушение,  в его решении и в суде не установлено. В отсутствие соответствующей проверки и  анализа Управлением документов невозможно установить наличие в действиях  Общества вмененного ему нарушения. 

При изложенных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные  требования (в приведенной выше мотивации), оценка доказательств произведена  судами с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ

Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе  их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 

 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»,  часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). 

Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов  отсутствуют (статья 288 АПК РФ). 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд 

Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 05.08.2021 и постановление 


[A4] Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 по делу
 № А66-6634/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области – без
удовлетворения.

Председательствующий В.М. Толкунов

Судьи О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян