ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-6925/18 от 14.02.2019 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 февраля 2019 года

Дело №

А66-6925/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,

            при участии от акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» ФИО1  (доверенность от 22.01.2018 № 16),

            рассмотрев 13.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2018 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу
№ А66-6925/2018,

установил:

            Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт», место нахождения: 115432, Москва, 4062-й Проектируемый проезд, д. 6, стр. 25, ОГРН <***>,
ИНН <***>, в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, место нахождения: 170026, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ГЖИ), от 14.03.2018 № 600/ОГ-18.

            К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное межрайонное предприятие электрических сетей «Тверьгорэлектро», место нахождения: 170008, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – МУП «Тверьгорэлектро»).

            Решением суда первой инстанции от 03.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2018, заявленные Обществом требования удовлетворены, предписание ГЖИ от 14.03.2018                     № 600/ОГ-18 признано недействительным.

            В кассационной жалобе ГЖИ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 03.07.2018 и постановление от 14.03.2018, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

            По мнению подателя кассационной жалобы, размер платы за приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению для гражданина – потребителя электрической энергии должен исчисляться в соответствии с пунктом 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442                                         «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Правила № 442) или же не начисляться вовсе до момента утверждения Правительством Российской Федерации порядка исчисления такой платы; поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утвержден порядок оплаты и размер расходов на введение ограничения, приостановление и возобновление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, то в силу положений статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по аналогии при начислении платы за введение ограничения, приостановление и возобновление предоставления коммунальной услуги следует применять пункт 20 Правил № 442.

            В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу ГЖИ – без удовлетворения.

            В судебном заседании представитель Общества возражал против  удовлетворения кассационной жалобы по доводам приведенным в отзыве.

            МУП «Тверьгорэлектро», ГЖИ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседании, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

            Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

            Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 16.02.2018 № 600/ОГ-18 в связи с поступлением обращения гражданина ФИО2, проживающего по адресу: <...> по вопросу введения ограничения (приостановления) коммунальной услуги по электроснабжению ГЖИ проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), по результатам которой 14.03.2018 составлен акт № 600/ОГ-18.

            По результатам проведения проверки ГЖИ выявила нарушение Обществом положений пункта 20 Правил № 442, в связи с чем выдала Обществу предписание от 14.03.2018 № 600/ОГ-18, согласно которому Обществу предписано выполнить перерасчет размера платы за ввод приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению по адресу: <...>, исходя из пункта 20 Правил № 442.

            Не согласившись с указанным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.

            Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные Обществом требования и признали оспариваемое предписание ГЖИ недействительным.

            Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

            В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

            Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

            В соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого части 1 стать 38 Закона № 35-ФЗ запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ  размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации утверждены Правила № 354.

Согласно подпункту «д» пункта 32 Правил № 354 исполнитель – организация, предоставляющая потребителю коммунальные услуги – вправе, в том числе приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном указанными Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.

В соответствии с пунктом 114 раздела XI «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг» Правил № 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены указанными Правилами.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил № 354).

Пунктом 119 Правил № 354 предусмотрен порядок ограничения или приостановления предоставления исполнителем коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.

Согласно пункту 121 (1) Правил № 354 расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.

Судами двух инстанций установлено, что Общество осуществляет предоставление коммунальных услуг по электроснабжению жилого дома № 100 по улице Черкасской в городе Твери и является исполнителем коммунальных услуг для собственников жилых помещений в этом доме.

В связи с наличием у гражданина ФИО2, проживающего в доме на указанной улице, 7791 руб. 20 коп. задолженности по оплате электрической энергии Общество 13.01.2017 направило ФИО2 предупреждение
№ 65801 с просьбой погасить имеющуюся задолженность, в котором также предупредило гражданина, что в случае непогашения задолженности с 28.03.2017 в соответствии с пунктом 119 Правил № 354 будет приостановлено предоставление коммунальной услуги по электроснабжению.

Представленной в материалы копией почтового уведомления о вручении подтверждается получение гражданином ФИО2 27.01.2017 указанного предупреждения.

Поскольку задолженность гражданином – потребителем электроэнергии не была погашена, 28.03.2017 в отношении потребителя введено ограничение режима потребления электроэнергии, о чем составлен акт № 75.

ФИО2 11.10.2017 было направлено извещение № 1257 о приостановлении предоставления коммунальной услуги энергоснабжения, а 02.10.2017 - претензия № 39-2084 об оплате 2 264 руб. 96 коп. задолженности, представляющей собой расходы, связанные с введением ограничения, приостановления и возобновления предоставления коммунальной услуги потребителю - должнику.

Судами двух инстанций установлено и сторонами не оспаривается соблюдение Обществом установленного Правилами № 354 порядка ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению потребителю ФИО2 в связи с наличием у него задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, соответствующем положениям пункта 118 Правил № 354.

Основанием для вынесения ГЖИ оспариваемого предписания послужило то, что сумма расходов исполнителя, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику в размере 2 264 руб. 96 коп., выставленная к уплате должнику-потребителю, не соответствует требованиям пункта 20 Правил № 442. ГЖИ указывает, что размер указанных расходов должен рассчитываться с учетом ограничений, установленных пунктом 20 Правил № 442, при отсутствии регулирования размера таких расходов в Правилах № 354.

Правила № 442 устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.

Согласно пункту 20 Правил № 442  инициатор введения ограничения, являющийся гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или производителем электрической энергии на розничном рынке, вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта «б» и подпункте «д» пункта 2 указанных Правил, компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и возобновлению подачи электрической энергии, а также с совершением им действий, предусмотренных Правилами № 442.

В соответствии с абзацем четвертым названного пункта Правил № 442 размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, не может превышать 10 000 рублей (для граждан - потребителей электрической энергии - 1000 рублей).

Как указано в пунктах 17 и 17 (1) Правил № 442 введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан - потребителей электрической энергии, за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Правилами № 442.

Введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как обоснованно указали суды двух инстанций, исходя из толкования указанных пунктов Правил № 442 введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с Правилами № 354.

Довод ГЖИ о применении положений пункта 20 Правил № 442 применительно к рассматриваемой ситуации по аналогии судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.

Как видно из материалов дела, приказом Общества от 30.12.2016 № 274-р в целях упорядочивания расчетов при взимании платы с потребителей за выполнение работ по ограничению (возобновлению) электропотребления, проведенных МУП «Тверьгорэлектро» на 2017 год, утверждена калькуляция затрат на ограничение (возобновление) режима потребления электрической энергии потребителя общества с использованием автовышки.

Сумма указанных расходов с учетом упомянутой калькуляции составила 2264 руб. 96 коп., указанный расчет сторонами не оспаривался.

С учетом изложенного суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о недействительности оспариваемого предписания ГЖИ.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств по делу, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

            решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу № А66-6925/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин

И.О. Подвальный