ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-6996/17 от 28.09.2017 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 октября 2017 года

г. Вологда

Дело № А66-6996/2017

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2017 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 июня 2017 года по делу                           № А66-6996/2017 (судья Голубева Л.Ю.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Доломит Инвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170538, <...>; далее – общество, ООО «Доломит Инвест») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170036, <...>; далее – министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении представленных заявителем с сопроводительным письмом от 06.03.2017 вх. № 5336 материалов, непринятии решения о согласовании проектной документации или мотивированном отказе в согласовании проектной документации, а также о возложении на ответчика обязанности восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя путем принятия решения о согласовании проектной документации на выполнение работ по объекту «Геологическое изучение песка (поисково-оценочные работы) в течение 7 дней со дня вынесения решения арбитражным судом.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 29 июня 2017 года по делу № А66-6996/2017 заявленные требования удовлетворены, в испрашиваемой заявителем меры по восстановлению его нарушенных прав  отказано. В качестве меры по восстановлению нарушенных прав заявителя на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения и принять решение о согласовании проекта ООО «Доломит Инвест» на выполнение работ по объекту «Геологическое изучение песка (поисково-оценочные работы) на участке недр местного значения «Дорогань» в Бологовском районе Тверской области» или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации в течение 7 дней со дня вынесения решения арбитражным судом.  С ответчика также в пользу заявителя взыскано 10 000 руб. судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя.

Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что восстановить нарушенные права заявителя указанным судом способом и в установленный им срок, невозможно в силу установленного Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118, порядка согласования проекта.

ООО «Доломит Инвест» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 06.03.2017 заявитель обратился в министерство с заявлением о согласовании проекта на выполнение работ по объекту «Геологическое изучение песка (поисково-оценочные работы) на участке недр местного значения «Дорогань» в Бологовском районе Тверской области в целях выполнения условий лицензии от 16.03.2015 ТВЕ 80128ТП.

Полагая, что со стороны министерства имеет место бездействие, выразившееся в нерассмотрении представленных с заявлением материалов, непринятии решения о согласовании проектной документации либо мотивированного отказа в таком согласовании, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа, его действия (бездействия) недействительными необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

При этом в силу положений  части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200                   АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения, совершения действия (бездействия) возлагается на соответствующий орган,  который его принял.

Общество имеет лицензию на право пользование недрами ТВЕ 80128ТП сроком с 16.03.2015 по 01.03.2020 с целевым назначением для геологического изучения участка недр местного значения  «Дорогань», расположенного в 7 км к северо-западу от г. Бологое в районе ур. Дорогань Бологовского района Тверской области. 

В соответствии со статьей 23.2 Закона российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В развитие указанной нормы Закона о недрах постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118  утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение).

Согласно пункту  5 Положения документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 (1) Положения, в том числе осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении геологического изучения, включая поиск и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Требования к составу предоставляемой на согласование проектной документации определены пунктами 15-17 Положения.

В рассматриваемом случае из списка приложений к сопроводительному письму судом правомерно отмечено, что заявителем на согласование проектной документации представлены все необходимые документы, что не отрицается и подателем жалобы.

Пунктом 18 Положения предусмотрено, что представленные на согласование материалы рассматриваются уполномоченным органом соответственно на предмет соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 15 - 17 настоящего Положения.

Материалы, представленные на согласование в уполномоченный орган, соответствующие установленным требованиям, подлежат рассмотрению уполномоченным органом.

Материалы, не соответствующие установленным требованиям, возвращаются пользователю недр Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом) или уполномоченным органом соответственно с указанием причин возврата в течение 7 дней со дня представления материалов.

По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (в отношении углеводородного сырья - с обязательным учетом заключения Министерства энергетики Российской Федерации о результатах рассмотрения проектной документации), которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия.

В рассматриваемом случае поступившие министерству от общества документы  не возвращены, следовательно, оснований для возврата не установлено.

Согласно пункту  20 Положения рассмотрение проектной документации (за исключением проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья) осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр.

Предусмотренный законодательством срок на рассмотрение проектной документации на момент обращения в суд с заявлением также  истек. На момент рассмотрения дела проектная документация не рассмотрена, при этом уважительных причин, препятствовавших министерству рассмотреть проектную документацию, в материалы дела не предъявлено, на их наличие ответчик не ссылается и в своей апелляционной жалобе.

С учетом изложенного, суд  первой инстанции  пришел к обоснованному выводу о допущенном министерством бездействии, выразившемся в нерассмотрении представленных с сопроводительным письмом от 06.03.2017 ООО «Доломит Инвест» материалов, а также в непринятии решения о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации.

По правилам, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд, признавая незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, в решении должен указать также на обязанность такого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

При этом способ устранения допущенных прав и законных интересов заявителя определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и норм действующего законодательства, предусматривающих соответствующие обязанности органов, осуществляющих публичные полномочия.

В данном случае указанный в резолютивной части решения суда способ восстановления нарушенных прав и законных интересов общества соответствует положениям пунктов 5 и  18 Положения, поскольку на министерство возложена обязанность либо принять решение о согласовании проекта, либо с семидневный срок со дня вынесения судебного акта мотивированно отказать в таком согласовании.

Судебные расходы судом распределены с учетом требований статьи 110 АПК РФ.

Доводов, касающихся несогласия с взысканием судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. за рассмотрение дела судом первой инстанции и 10 000 руб. на оплату услуг представителя, министерство в своей апелляционной жалобе не приводит.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 29 июня 2017 года по делу № А66-6996/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.Н. Осокина