ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-7239/2023 от 05.03.2024 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 марта 2024 года

Дело №

А66-7239/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,

рассмотрев 05.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Управдом» на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу № А66-7239/2023,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Управдом» (172003, Тверская обл., г. Торжок, Ленинградское ш., д. 10А; ОГРН 1106915000136; ИНН 6915012644; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4; ОГРН 1026900522131; ИНН 6905056890; далее – Инспекция) от 26.04.2023 № 2310/ОГ-23.

Решением суда первой инстанции от 05.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.11.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании решения от 12.04.2023 № 2310/ОГ-23 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тверская обл., г. Торжок, ул. Дзержинского, д. 113.

В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 26.04.2023, что Общество необоснованно начислило жильцам указанного дома плату за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за период с 01.07.2016 по 31.12.2016, сославшись на решение Арбитражного суда Тверской области, и предъявило указанную плату в платежных документах за октябрь 2022 года.

Об устранении выявленного нарушения путем перерасчета указанной платы и снятия начисления Инспекция выдала Обществу предписание от 26.04.2023 № 2310/ОГ-23.

Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Как предусмотрено частью 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.

Согласно части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются, в том числе в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества или кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом (подпункт «а»).

В соответствии с пунктом 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а»); заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящих Правил (подпункт «б»).

В силу подпункта «а» пункта 32 Правил № 354 исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, – уплаты неустоек (штрафов, пеней).

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество на основании договора управления от 30.09.2015 осуществляет деятельность по управлению указанным многоквартирным домом.

Судами также установлено, что решением Арбитражного суда Тверской области от 30.06.2018 по делу № А66-12849/2018 с Общества в пользу ресурсоснабжающей организации – АО «АтомЭнергоСбыт» взыскано 1 240 410 руб. 49 коп. задолженности по оплате за сверхнормативное потребление электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за период с 01.07.2016 по 31.12.2016, в том числе по указанному многоквартирному дому.

При этом, как установили суды, Общество, выставив жильцам указанного дома плату за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 в платежных документах за октябрь 2022 года, исходило из того, что сумма, взысканная решением суда от 30.06.2018 по делу № А66-12849/2018, должна быть возмещена ему потребителями, поскольку им не заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, собственниками принято решение об оплате указанной коммунальной услуги непосредственно ресурсоснабжющей организации, обязанность по оплате собственниками жилых помещений сверхнормативных расходов на общедомовые нужды закреплена в договоре управления от 30.09.2015.

Между тем, отклоняя доводы Общества, суды двух инстанций указали, что отсутствие письменного договора не освобождает управляющую организацию от обязанности оплатить поставленный в многоквартирные дома коммунальный ресурс.

Законодательство, подлежавшее применению к правоотношениям сторон в спорный период, допускало внесение платежей за коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. При этом в силу пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) внесение платы указанным способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Исходя из указанных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, что Общество несет ответственность за образование задолженности по оплате поставленного в жилой дом коммунального ресурса, в том числе сверхнормативного, что соответствует выводам, содержащимся в судебных актах по делу № А66-12849/2018.

Судами также отклонен довод Общества о том, что согласно пункту 4.2.1 договора управления от 30.09.2015 собственник обязан нести расходы на содержание имущества в многоквартирном доме, в том числе по оплате объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показателей коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.

Как указали суды, пунктом 44 Правил № 354 в редакции, действовавшей на дату заключения договора управления и в период с 01.07.2016 по 31.12.2016, предусматривалась оплата собственниками сверхнормативного потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, только в случае принятия общим собранием собственников такого решения.

В рассматриваемом случае в материалы дела не представлено доказательств принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о распределении на них расходов за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды, а включение указанного пункта в договор управления само по себе таким решением собственников не является.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из того, что в спорный период Общество являлось лицом, обязанным оплатить сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды, и основания для возложения указанной обязанности на собственников в октябре 2022 года у управляющей организации отсутствовали, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 05.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу № А66-7239/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Управдом» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Управдом» (172003, Тверская обл., г. Торжок, Ленинградское ш., д. 10А; ОГРН 1106915000136; ИНН 6915012644) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 11.12.2023 № 690.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

А.Г. Кудин

В.М. Толкунов