ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-767/20222 от 18.10.2022 АС Северо-Западного округа

908/2022-70889(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А., 

 рассмотрев 17.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» на решение  Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2022 и постановление Четырнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу № А66-767/2022, 

 у с т а н о в и л:
 Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Тверь Водоканал»,
адрес: 170008, г. Тверь, ул. 15 лет Октября, д. 7, ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516

(далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением 

о признании недействительным предписания Главного управления «Государственная  жилищная инспекция» Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., 

д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее – Управление), от 07.12.2021   № 5990/ТВ-21. 

 Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена 

Карасева Галина Арсеньевна.

 Решением суда первой инстанции от 22.03.2022, оставленным без изменения  постановлением суда апелляционной инстанции от 23.06.2022, в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

 В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты,  поскольку исполнителем услуг по горячему водоснабжению (далее - ГВС) является 

ООО «Тверская генерация», а Общество является организацией, осуществляющей  холодное водоснабжение (далее - ХВС) и водоотведение, оказывало услуги в  надлежащем качестве и без перерывов, следовательно, не обязано производить  перерасчет платы. Начисление платы за предоставляемую услугу водоотведения  Общество осуществляет в строгом соответствии с действующим законодательством.  Общество не нарушало положений Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 

 № 354 (далее – Правила № 354), поскольку в июле 2021 года осуществляло  круглосуточное и бесперебойное водоотведение. Пункт 87 Правил № 354 к  рассматриваемому случаю неприменим, так как регулирует исключительно порядок  перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период  временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. 

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного  заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 

статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. 

 Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

 Как следует из материалов дела и установлено судами, с целью рассмотрения  обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: г. Тверь, 


[A1] ул. 15 лет Октября, д. 13, корп. 2 (далее – МКД), по вопросу начисления платы за  коммунальную услугу по водоотведению Управлением на основании распоряжения 

от 12.11.2021 № 5990/ТВ-21 в отношении Общества проведена внеплановая  документарная проверка, по результатам которой составлен акт 07.12.2021 

 № 5990/ТВ-21.

 В ходе проверки установлено, что Общество при начислении платы за  коммунальную услугу по водоотведению нарушило требования пунктов 31, 87, 98, 99,  100 Правил № 354, отказав в осуществлении перерасчета размера платы за  коммунальную услугу по водоотведению в связи с предоставлением коммунальной  услуги по ГВС с перерывами в июле 2021 года. Проверяющими сделан вывод об  излишнем начислении платы за коммунальную услугу по водоотведению (в части  отведения горячей воды из жилого помещения). 

В связи с выявленным нарушением в адрес Общества вынесено предписание 

от 07.12.2021 № 5990/ТВ-21, согласно которому Обществу надлежит в срок до 07.02.2022  осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по водоотведению в  связи с предоставлением коммунальной услуги по ГВС с перерывами в июле 2021 года  потребителям, проживающим в кв. 78 МКД, в соответствии с требованиями Правил 

 № 354.

Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в суд.  Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. 

Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба  не подлежит удовлетворению. 

 В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации

(далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную  воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в  баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных  вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. 

 Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема  потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а  при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе  нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами  государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ). 

 Общество является гарантирующей организацией, осуществляющей  водоснабжение и водоотведение в границах муниципального образования 

«город Тверь» (постановление администрации г. Твери от 06.11.2014 № 1422). 

 Судами по материалам дела установлено, что собственниками помещений в МКД  принято решение о заключении от своего имени договоров о предоставлении  коммунальных услуг напрямую с ресурсоснабжающими организациями, что  подтверждается протоколом общего собрания собственников от 26.02.2021. 

 В силу подпункта «г» пункта 31 Правил № 354 на исполнителя возложена  обязанность производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера  платы за предоставленные коммунальные услуги. 

 Квартира гражданина в МКД не оборудована индивидуальными приборами учета  сточных вод, горячей и холодной воды. Акты о наличии (отсутствии) технической  возможности установки индивидуальных приборов учета сточных вод, горячей и  холодной воды в данном жилом помещении отсутствуют. 

 Общество не спорило с данными Управления, что всего в июле 2021 года перерыв  в предоставлении услуги по ГВС составил 408,17 часов. 

 Пунктом 31 Правил № 354 установлена обязанность исполнителя коммунальных  услуг при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные  услуги. 


[A2] Согласно пункту 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде  потребителю в жилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или)  с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при  перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и  профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов  размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит  уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. 

 В силу пункта 99 Правил № 354 при перерывах в предоставлении коммунальной  услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в  предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических  работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую  коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии общедомового или  индивидуального прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса,  снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги. 

 В пункте 87 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную  услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется  перерасчет размера платы за коммунальную услугу по ХВС и (или) ХВС. 

 Пунктом 100 Правил № 354 установлено, что объем (количество)  непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в  жилом помещении при отсутствии индивидуального прибора учета соответствующего  вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности  непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной  услуги. 

 В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу  по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, 

не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных  вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды,  предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям  индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды  за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей 

воды - в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из  норматива водоотведения. 

 Согласно пункту 25 Правил установления и определения нормативов потребления  коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, норматив потребления  коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из  суммы норматива потребления коммунальной услуги по ХВС и норматива потребления  коммунальной услуги по ГВС или норматива потребления холодной воды для  предоставления коммунальной услуги по ГВС. 

 Тариф на водоотведение для потребителей г. Твери на период с 01.07.2021 по  31.12.2021 утвержден приказом главного управления «Региональная энергетическая  комиссия» Тверской области (далее – ГУ РЭК Тверской области) от 19.12.2019 № 359-нп  в размере 25,04 руб./м3

 Суды отметили, что приказом ГУ РЭК Тверской области от 30.08.2012 № 344-нп  норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях  при отсутствии индивидуальных приборов учета для потребителей Тверской области  определен как сумма нормативов потребления по ХВС и ГВС для соответствующей  степени благоустройства в соответствии с приказом ГУ РЭК Тверской области от  23.08.2012 № 338-нп. 

 В силу указанного суды двух инстанций заключили, что объем потребления  коммунальной услуги по водоотведению исходя из норматива прямо обусловлен  объемом потребления коммунальной услуги по ГВС. 

 Управлением установлено, что в июле 2021 года коммунальная услуга по ГВС 


[A3] предоставлялась в МКД с перерывами, исполнителем коммунальной услуги по ГВС  произведен перерасчет платы за данный период. Данные обстоятельства Обществом 

не опровергнуты. Доказательств обоснованности порядка расчета полного размера  платы за коммунальную услугу по водоотведению при перерыве в ГВС Обществом 

не представлено. Доводы о том, что Общество не является поставщиком коммунальной  услуги по ГВС, а также на отсутствие вины в перерыве оказания услуги ГВС отклонены  судами, так как не опровергают обоснованность выводов Управления. 

 Доводы Общества об увеличении потребления услуги по ХВС в период перерыва  оказания услуги ГВС также отклонены судами как основанные на предположении и  ничем не подтвержденные. 

 Как отметили суды, само по себе отсутствие механизма перерасчета 

не свидетельствует о правомерности исчисления платы за коммунальную услугу по  водоотведению без учета фактического перерыва в оказании услуги ГВС, объем  потребления которой непосредственно обуславливает объем потребления услуги  водоотведения, что следует как из порядка определения норматива потребления услуги  водоотведения, так и положений пункта 87 Правил № 354 (по аналогии). 

 Действительно, пункт 87 Правил № 354 включен в раздел VIII «Порядок  перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период  временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, 

не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета»  Правил № 354, однако в дополнение к иным нормам тех же Правил принят судами 

во внимание как допускаемая законодателем возможность перерасчета платы за  водоотведение. 

 Доводы о вменении Обществу не предусмотренного Правилами № 354 механизма  перерасчета не могут быть приняты, поскольку согласно буквальному содержанию  оспариваемого предписания конкретный механизм перерасчета заявителю 

не предписан, выбор порядка перерасчета предоставлен исходя из перерывов  предоставления коммунальной услуги по ГВС в июле 2021 года. 

 В спорной квитанции Общества за июль 2021 года выделены строки  «водоотведение ХВС» и «водоотведение ГВС». 

 Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений  норм материального и процессуального права не допущено. 

 Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит  (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном  суде кассационной инстанции»). 

 Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют  (статья 288 АПК РФ). 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного  округа 

 п о с т а н о в и л:

 решение Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2022 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022  по делу № А66-767/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» - без удовлетворения. 

Председательствующий В.М. Толкунов
Судьи О.А. Алешкевич

Е.А. Аникина