ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-8593/2021 от 16.02.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 февраля 2022 года

Дело №

А66-8593/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,

при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньева М.А. (доверенность от 10.03.2021 № 47), от общества с ограниченной ответственностью «Сандовское ДРСУ» Громова Р.М. (доверенность от 10.06.2021),

рассмотрев 09.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу № А66-8593/2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Сандовское ДРСУ», адрес: 171750, Тверская обл., пгт Сандорово, Школьная ул., д. 1, ОГРН 1066906032302, ИНН 6938002554 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее – Министерство), от 30.04.2021 № 48-кв об отказе в утверждении запасов полезных ископаемых, а также понуждении Министерства принять приказ об утверждении запасов полезных ископаемых на участке детализации месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области согласно материалам «Отчета о результатах разведки участка детализации (Блок C2-II) месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области» (далее – Отчет), представленным Обществом.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021, заявление ООО «Сандовское ДРСУ» удовлетворено.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Министерство настаивает на правомерности вынесенного им решения об отказе в утверждении испрашиваемых запасов полезных ископаемых по причине несоответствия материалов отчета, представленных Обществом, требованиям ГОСТ Р 53579-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов в области геологического изучения недр. Общие требования к содержанию и оформлению», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 877-ст (далее - ГОСТ Р 53579-2009). Данное решение, как считает Министерство, было принято в интересах государства как собственника недр, в целях создания условий рационального комплексного использования недр.

В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Сандовское ДРСУ» выдана лицензия ТВЕ № 80124 ТЭ на право пользования недрами для разведки и добычи песчано-гравийного материала месторождения «Збудово» в 17 км к западу от п. Сандово, в 500 м к юго-востоку от д. Збудово Сандовского района Тверской области сроком действия до 01.01.2025.

Согласно подпункту «г» пункта 4.1 Условий пользования недрами (приложение № 1 к названной лицензии) недропользователь обязан обеспечить завершение разведочных работ на лицензионном участке и представление в Министерство на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых геологического отчета с подсчетом запасов полезного ископаемого по категориям не ниже C1 не позднее 48 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.

В 2018-2019 годах по заявке и на основании договора, заключенного Обществом с ООО «Инжгеоресурс», проведены геологоразведочные работы на месторождении, в результате которых подготовлен Отчет.

Общество 05.11.2020 и 25.01.2021 обращалось в Министерство с заявлением на проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.

Приказами Министерства от 04.12.2020 № 167-кв и от 25.02.2021 № 12-кв в утверждении запасов полезных ископаемых на указанном участке месторождения песчано-гравийного материала отказано.

Устранив выявленные Министерством замечания, ООО «Сандовское ДРСУ» 01.04.2021 вновь обратилось в Министерство для проведения государственной экспертизы материалов Отчета.

Приказом Министерства от 30.04.2021 № 48-кв в утверждении запасов полезных ископаемых отказано по причине того, что представленный Обществом Отчет по своему содержанию и объему не позволяет дать объективную оценку количества запасов полезных ископаемых на указанном месторождении песчано-гравийного материала ввиду несоответствия этого Отчета требованиям ГОСТ Р 53579-2009.

Не согласившись с приказом Министерства от 30.04.2021 № 48-кв, ООО «Сандовское ДРСУ» обжаловало его в судебном порядке.

Суды двух инстанций признали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) основными требованиями по рациональному использованию недр являются: проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Согласно части 1 статьи 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе (абзац 1). Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (абзац 2). Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет (абзац 3). Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (абзац 4).

Порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых установлен Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 (далее – Положение № 69).

Согласно пункту 8 Положения № 69 государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов, в том числе по подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.

В силу пункта 24 Положения № 69 заключение государственной экспертизы должно содержать в том числе выводы о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения.

Порядок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения на территории Тверской области установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги «Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения», утвержденным приказом Министерства от 15.10.2013 № 8-нп (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 38 Административного регламента в предоставлении государственной услуги может быть отказано, если:

а) заявитель не относится ни к одной из категорий, указанных в пункте 2 подраздела II раздела I Административного регламента;

б) заявителем не оплачена (оплачена не в полном объеме) государственная экспертиза;

в) оформление представленных заявителем материалов не соответствует требованиям Министерства;

г) заявитель не представил в установленные сроки материалы, дополнительно запрошенные Министерством.

В данном случае в качестве основания для отказа в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Министерство сослалось на несоответствие представленного Обществом Отчета требованиям пунктов 7.17 и 8.3.11 ГОСТ Р 53579-2009, а именно на отсутствие в Отчете протокола его рассмотрения и оформления иллюстрации ненадлежащим образом.

Согласно пункту 7.17.1 ГОСТ Р 53579-2009 в протоколе рассмотрения отчета должны быть отражены: наименование коллегиального органа, рассматривавшего отчет; дата рассмотрения; номер протокола; инициалы и фамилии участников заседания; повестка дня; ход обсуждения отчета или констатация выводов из обсуждения; оценка соответствия выполненной работы заданию и ее качества; решение коллегиального органа о внесении в отчет предложенных исправлений (при наличии таковых) или об их отклонении; вывод о степени готовности отчета к передаче заказчику (или в фонды); решение о рассылке экземпляров отчета; для работ, выполненных за счет государственных средств или с их долевым участием, решение об ограничении пользования структурными элементами отчета или отчетом в целом (если это необходимо по мнению представителя заказчика) и срок действия ограничений; для работ, выполненных за счет собственных средств заказчика, решение заказчика о представлении отчета в состав государственных информационных ресурсов или на условиях конфиденциальности и на какой срок; расшифрованные подписи председателя и секретаря заседания, на котором рассматривался отчет.

В соответствии с пунктом 8.3.11 ГОСТ Р 53579-2009 иллюстрации всех типов (фотографии, рисунки, схемы, фрагменты карт, (чертежи и т.д.) обозначают сокращенным словом «Рис.» и нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Полный номер иллюстрации составляют через точку из номера раздела и ее порядкового номера в разделе без знака «N» и помещают перед наименованием иллюстрации.

В ходе рассмотрения дела Министерство пояснило, что в протоколе рассмотрения Отчета отсутствуют его номер, повестка дня, решение о рассылке экземпляров отчета; решение заказчика для работ, выполненных за счет собственных средств заказчика, о представлении Отчета в состав государственных информационных ресурсов или на условиях конфиденциальности и сроке предоставления; иллюстрации в Отчете оформлены без соответствия пункту 8.3.11 ГОСТ Р 53579-2009, согласно которому иллюстрации всех типов (фотографии, рисунки, схемы, фрагменты карт, чертежи и т.д.) обозначают сокращенным словом «Рис.» и нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, полный номер иллюстрации составляют через точку из номера раздела и ее порядкового номера в разделе без знака «N» и помещают перед наименованием иллюстрации.

Судами установлено, что представленный Обществом Отчет содержит в своем составе протокол рассмотрения Отчета, содержащиеся в Отчете иллюстрации обозначены словом «Рисунок», пронумерованы.

По какой причине указанные в заключении экспертной комиссии от 30.04.2021 несоответствия ГОСТ Р 53579-2009 по своему содержанию и объему не позволили Министерству дать объективную оценку количества запасов полезных ископаемых на месторождении песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области, ответчик не обосновал.

Более того, как справедливо отмечено судами, при вынесении приказов от 04.12.2020 № 167-кв и от 25.02.2021 № 12-кв Министерством данные обстоятельства не были отражены.

Согласно подпункту «б» пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев наличия ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов.

В данном случае суды не установили наличие новых ошибок в представленных Обществом 01.04.2021 документах, из материалов дела также не усматривается, что последнее предоставило экспертной комиссии Министерства материалы Отчета с новыми нарушениями, которые не могли быть учтены Министерством при вынесении приказов от 04.12.2020 № 167-кв и от 25.02.2021 № 12-кв.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что оспариваемый приказ Министерства является незаконным, нарушает права и законные интересы ООО «Сандовское ДРСУ».

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов в части признания незаконным оспариваемого отказа.

В соответствии с частью 4 пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В данном случае, рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права Общества, суд первой инстанции, с которым согласился и апелляционный суд, обязал Министерство принять приказ об утверждении запасов полезных ископаемых на участке детализации месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области согласно материалам Отчета, представленным Обществом, в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения.

Вместе с тем судебное принуждение Министерства принять приказ об утверждении запасов полезных ископаемых противоречит положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, поскольку, обязывая ответчика совершить действия указанные заявителем, суды вышли за пределы предоставленных им полномочий, фактически подменив собой соответствующий исполнительный орган, которым по существу не давалась объективной оценки количеству запасов полезных ископаемых на указанном месторождении.

По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Поскольку исходя из закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей суд не вправе подменять административную процедуру в рамках оказания Министерством государственной услуги по утверждению запасов полезных ископаемых, то с учетом установленных обстоятельств дела и предмета материального требования в качестве способа восстановления нарушенного права Общества следует понудить Министерство повторно рассмотреть заявление ООО «Сандовское ДРСУ» от 01.04.2021 с учетом выводов, изложенных в решении от 30.07.2021 и постановлении от 02.11.2021.

Так как судебные акты в указанной части не отвечают положениям пункта 3 статьи части 4 статьи 201 АПК РФ, они подлежат отмене.

В связи с завершением кассационного производства приостановление исполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2021, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2021, подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу № А66-8593/2021 отменить в части возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения принять приказ об утверждении запасов полезных ископаемых на участке детализации месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области согласно материалам «Отчета о результатах разведки участка детализации (Блок C2-II) месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области», представленным обществом с ограниченной ответственностью «Сандовское ДРСУ».

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Сандовское ДРСУ» от 01.04.2021 (входящий от 06.04.2021 № 4860) на проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения с учетом выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2021 и постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу № А66-8593/2021.

В остальной части решение Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу № А66-8593/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2021 по делу № А66-8593/2021, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2021 по указанному делу.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.Г. Кудин

С.В. Соколова