ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
02 ноября 2021 года | г. Вологда | Дело № А66-8593/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено ноября 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 по доверенности от 10.03.2021 и ФИО2 по доверенности от 07.05.2021, от общества с ограниченной ответственностью «Сандовское ДРСУ» ФИО3 по доверенности от 10.06.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2021 года по делу № А66-8593/2021,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сандовское ДРСУ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 171750, Тверская область, поселок городского типа Сандорово, улица Школьная, дом 1; далее – общество) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170042, <...>; далее – министерство) о признании недействительным приказа от 30.04.2021 № 48-кв и возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему заявлению приказа об утверждении запасов полезных ископаемых на участке детализации месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области согласно материалов «Отчета о результатах разведки участка детализации (Блок C2-II) месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области», представленных обществом.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемый приказ министерства признан недействительным, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения приказа об утверждении запасов полезных ископаемых на участке детализации месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области согласно материалов «Отчета о результатах разведки участка детализации (Блок C2-II) месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области», представленных заявителем; с министерства в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Министерство с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представители министерства в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей министерства и общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, обществу выдана лицензия серия ТВЕ № 80124 ТЭ на право пользования недрами для разведки и добычи песчано-гравийного материала месторождения «Збудово» в 17 км к западу от п. Сандово, в 500 м к юго-востоку от д. Збудово Сандовского района Тверской области, со сроком действия до 01.01.2025.
Согласно подпункту «г» пункта 4.1 Условий пользования недрами (приложение № 1 к названной лицензии) недропользователь обязан обеспечить завершение разведочных работ на лицензионном участке и представление в министерство геологического отчета с подсчетом запасов полезного ископаемого по категориям не ниже C1 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее 48 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
В 2018-2019 годах по заявке и на основании договора, заключенного обществом с обществом с ограниченной ответственностью «ИНЖГЕОРЕСУРС» проведены геологоразведочные работы на месторождении, в результате которых подготовлен «Отчет о результатах разведки участка детализации (Блок С2-II) месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области».
С заявлением общества от 05.11.2020 названный отчет представлен на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения в Министерство.
Заключением Экспертной комиссии министерства от 04.12.2020, утвержденным приказом министерства от 04.12.2020 № 167-кв, в утверждении запасов полезных ископаемых на участке детализации месторождении песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области отказано.
Устранив указанные в названном заключении нарушения, общество с заявлением от 25.01.2021 повторно представило в министерство на государственную экспертизу материалы по подсчету запасов полезных ископаемых месторождения «Збудово».
Заключением Экспертной комиссии министерства от 25.02.2021, утвержденным приказом министерства от 25.02.2021 № 12-кв, в утверждении запасов полезных на участке детализации месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области отказано.
Устранив указанные в заключении от 25.02.2021 замечания, общество с заявлением от 01.04.2021 в третий раз представило в министерство на государственную экспертизу материалы отчета о результатах разведки участка детализации (Блок Са-П) месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» Сандовского района Тверской области.
Как указано в заключении Экспертной комиссии министерства от 30.04.2021, представленный отчет по своему содержанию и объему не позволяет дать объективную оценку количества запасов полезных ископаемых на месторождении. При этом в пункте 3 заключения отражено, что в отчете о результатах разведки участка детализации (Блок Са-П) месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» Сандовского района Тверской области отсутствует протокол рассмотрения отчета, оформленный в соответствии с ГОСТ Р53579-2009 (пункт 7.17), иллюстрации в отчете оформлены без соответствия п.п. 8.3.11 ГОСТ Р 53579-2009 (иллюстрации всех типов (фотографии, рисунки, схемы, фрагменты карт, чертежи и т.д.) обозначают сокращенным словом «Рис.» и нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, полный номер иллюстрации составляют через точку из номера раздела и ее порядкового номера в разделе без знака «№» и помещают перед наименованием иллюстрации).
Приказом министерства от 30.04.2021 № 48-кв заключение экспертной комиссии утверждено, в утверждении запасов полезных ископаемых на участке детализации месторождения песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области отказано.
Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, урегулированы Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1).
Согласно статье 23 названного Закона одним из основных требований к рациональному использованию и охране недр является проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
По общему правилу, установленному статьей 29 Закона № 2395-1, запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых установлен Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядкавзимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 (далее – Положение).
Согласно пункту 8 Положения государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов в том числе по подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.
В силу пункта 24 Положения заключение государственной экспертизы должно содержать в том числе выводы о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения.
Порядок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения на территории Тверской области установлен административным регламентом предоставления государственной услуги «Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 15.10.2013 № 8-нп (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 38 Административного регламента в предоставлении государственной услуги может быть отказано, если:
а) заявитель не относится ни к одной из категорий, указанных в пункте 2 подраздела II раздела I Административного регламента;
б) заявителем не оплачена (оплачена не в полном объеме)
государственная экспертиза;
в) оформление представленных заявителем материалов не
соответствует требованиям министерства;
г) заявитель не представил в установленные сроки материалы,
дополнительно запрошенные министерством.
В данном случае, как верно установил суд первой инстанции, в оспариваемом приказе имеется ссылка на заключение экспертной комиссии министерства. Представленное в материалы дела экспертное заключение от 30.04.2021 с выводом о том, что представленный обществом отчет по своему содержанию и объему не позволяет дать объективную оценку количества запасов полезных ископаемых на месторождении, указывает лишь на отсутствие протокола рассмотрения отчета, оформленного в соответствии с ГОСТ Р 53579-2009. Национальный стандарт российской Федерации. Система стандартов в области геологического изучения недр. Общие требования к содержанию и оформлению, утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 877-ст (далее – ГОСТ Р 53579-2009), а также на оформление иллюстраций в отчете без соответствия пункту 8.3.11 ГОСТ Р 53579-2009, но не отражает, чем конкретно не соответствует протокол рассмотрения отчета и иллюстрации положениям названного ГОСТ.
Так, согласно пункту 7.17.1 ГОСТ Р 53579-2009 в протоколе рассмотрения отчета должны быть отражены:
-наименование коллегиального органа, рассматривавшего отчет;
-дата рассмотрения;
-номер протокола;
-инициалы и фамилии участников заседания;
-повестка дня;
-ход обсуждения отчета или констатация выводов из обсуждения;
-оценка соответствия выполненной работы заданию и ее качества;
- решение коллегиального органа о внесении в отчет предложенных исправлений (при наличии таковых) или об их отклонении;
- вывод о степени готовности отчета к передаче заказчику (или в фонды);
- решение о рассылке экземпляров отчета;
- для работ, выполненных за счет государственных средств или с их долевым участием, решение об ограничении пользования структурными элементами отчета или отчетом в целом (если это необходимо по мнению представителя заказчика) и срок действия ограничений;
-для работ, выполненных за счет собственных средств заказчика, решение заказчика о представлении отчета в состав государственных информационных ресурсов или на условиях конфиденциальности и на какой срок;
-расшифрованные подписи председателя и секретаря заседания, на котором рассматривался отчет.
В соответствии с пунктом 8.3.11 ГОСТ Р 53579-2009 иллюстрации всех типов (фотографии, рисунки, схемы, фрагменты карт, (чертежи и т.д.) обозначают сокращенным словом «Рис.» и нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Полный номер иллюстрации составляют через точку из номера раздела и ее порядкового номера в разделе без знака «№» и помещают перед наименованием иллюстрации.
При рассмотрении дела в суде министерство указало, что в протоколе рассмотрения отчета отсутствует номер протокола; повестка дня; решение о рассылке экземпляров отчета; для работ, выполненных за счет собственных средств заказчика, решение заказчика о представлении отчета в состав государственных информационных ресурсов или на условиях конфиденциальности и на какой срок; иллюстрации в отчете оформлены без соответствия пункту 8.3.11 ГОСТ Р 53579-2009, согласно которому иллюстрации всех типов (фотографии, рисунки, схемы, фрагменты карт, чертежи и т.д.) обозначают сокращенным словом «Рис.» и нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, полный номер иллюстрации составляют через точку из номера раздела и ее порядкового номера в разделе без знака «№» и помещают перед наименованием иллюстрации.
Фактически представленный обществом отчет содержит в своем составе протокол рассмотрения отчета, содержащиеся в отчете иллюстрации обозначены словом «Рисунок», пронумерованы.
Министерством не обосновано, чем именно указанные в заключении экспертной комиссии несоответствия ГОСТ Р 53579-2009 по своему содержанию и объему не позволили дать объективную оценку количества запасов полезных ископаемых на месторождении песчано-гравийного материала «Збудово» в Сандовском районе Тверской области. При таких обстоятельствах сама по себе ссылка министерства в жалобе на пункт 125 Административного регламента не подтверждает обоснованность оспариваемого приказа.
Также суд первой инстанции верно отметил, что на указанные в заключении от 30.04.2021 нарушения министерство не ссылалось при вынесении приказов от 04.12.2020 № 167-кв и от 25.02.2021 № 12-кв, в связи с чем оспариваемый приказ противоречит также положениям пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Доводы жалобы о том, что при каждом обращении в министерство обществом представлялся новый пакет документов, не опровергают обоснованность указанного вывода суда, поскольку внесение обществом в представляемые документы изменений, касающихся именно установленных в заключении от 30.04.2021 нарушений, ответчиком не доказано.
Вопреки доводам жалобы, допущенные в обжалуемом решении суда опечатки при указании реквизитов приказов министерства не опровергают обоснованность выводов суда первой инстанции, основанных на имеющихся в материалах дела доказательствах, не привели к принятию неверного судебного акта и могут быть исправлены в порядке статьи 179 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии установленных статьей 201 данного Кодекса оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм применительно к обстоятельствам настоящего дела, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие министерства с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2021 года по делу № А66-8593/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.Н. Болдырева |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |