ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-8651/2021 от 09.11.2021 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 ноября 2021 года

г. Вологда

Дело № А66-8651/2021

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2021 года по делу № А66-8651/2021 ,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное)                     (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20; далее – фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Багира-Ка» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170024, <...>/цокольный; далее - общество) о взыскании 26 000 руб. финансовых санкций за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за июль                   2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018-2019 годы, по форме СЗВ-М (дополняющая) за период с января по сентябрь 2020 года.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление управлениярассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 августа 2021 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу № А66-8651/2021, заявленные требования удовлетворены частично. С общества в пользу управления взыскано 2 500 руб. финансовых санкций за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2020 года, в удовлетворении остальной части требований отказано. Кроме того, с общества в доход федерального бюджета взыскано 192 руб. государственной пошлины (с учетом определения                             от 14 сентября 2021 года).

По ходатайству фонда судом 26.08.2021 изготовлено мотивированное решение.

Фонд с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части отказа во взыскании 1 500 руб. финансовых санкций за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль, август, сентябрь 2020 года. В обоснование жалобы ссылается на пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция № 211н).

От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

От управления поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве.

Судом апелляционной инстанции установлено, что 30.09.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности управления в связи с реорганизацией в форме присоединения к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, <...>; далее - отделение).

В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

На основании абзаца второго пункта 4 статьи 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно статье 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

При таких обстоятельствах в порядке статьи 48 АПК РФ управление подлежит замене на его правопреемника – отделение.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, общество в силу                                        статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее –                          Закон № 27-ФЗ) является страхователем.

Во исполнение обязанностей страхователя общество представило в управление 18.08.2020 сведения за июль 2020 года о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные), т. е. с нарушением установленного срока.

По факту нарушения срока представления сведений управлением составлен акт от 02.09.2020 № 078S18200010882.

Решением управления от 13.10.2020 № 078S19200012233 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 2 500 руб.

В требовании от 11.11.2020 № 078S01200010574, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить штраф в срок до 01.12.2020.

В результате сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год со сведениями о начислениях, представленными страхователем в налоговые органы в составе расчета за тот же период в разрезе застрахованных лиц выявлены расхождения. Страхователю направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у управления от 29.07.2020 № 10-07/7959/л и протокол проверки. В течение пяти рабочих дней с даты уведомления страхователем расхождения между сведениями представленными по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год и сведениями о начислениях, представленными страхователем в налоговые органы, на                      17 застрахованных лиц не устранены.

Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 12.10.2020 № 078S18200014246.

Решением управления от 19.11.2020 № 078S19200015391 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовой санкции в общей сумме 8 500 руб. (500 руб. за одно застрахованное лицо в каждой форме).

В требовании от 14.12.2020 № 078S01200012630, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить штраф в срок до 11.01.2021.

В результате сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год со сведениями о начислениях, представленными страхователем в налоговые органы в составе расчета за тот же период в разрезе застрахованных лиц выявлены расхождения. Страхователю направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у управления от 29.07.2020 № 10-07/7959/л и протокол проверки. В течение пяти рабочих дней с даты уведомления страхователем расхождения между сведениями представленными по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год и сведениями о начислениях, представленными страхователем в налоговые органы, на                      3 застрахованных лиц не устранены.

Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 12.10.2020 № 078S18200014242.

Решением управления от 19.11.2020 № 078S19200015390 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовой санкции в общей сумме 1 500 руб. (500 руб. за одно застрахованное лицо в каждой форме).

В требовании от 14.12.2020 № 078S01200012629, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить штраф в срок до 11.01.2021.

Во исполнение обязанностей страхователя общество не представило в управление сведения за период с января по июнь 2020 года о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные) на 3 застрахованных лиц.

Страхователю направлены уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у управления и протоколы проверки. В течение пяти рабочих дней с даты уведомления страхователем расхождения между сведениями представленными по форме СЗВ- М (исходные) за период с января по июнь 2020 года и сведениями о начислениях, представленными страхователем в налоговые органы, на 3 застрахованных лиц не устранены.

По факту непредставления сведений управлением составлены акты                  от 24.11.2020 № 078S18200017265, 078S18200017267, 078S18200017268, 078S18200017269, 078S18200017270, 078S18200017271.

Решениями управления от 12.01.2021 № 078S19210000213, 078S19210000214, 078S19210000215, 078S19210000216, 078S19210000217, 078S19210000218 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общей сумме                   9 000 руб.

В требованиях от 05.02.2021 № 078S01210001412, 078S01210001413, 078S01210001414, 078S01210001415, 078S01210001416, 078S01210001417, направленных в адрес общества, страхователю предложено уплатить штраф в срок до 24.02.2021.

В дальнейшем общество 13.11.2020 представило в адрес фонда дополняющие сведения за период с января по июнь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, отчетность по которому ранее не представлялась.

По данному факту управлением составлены акты от 08.12.2020                         № 078S18200018581, 078S18200018582, 078S18200018583, 078S18200018584, 078S18200018585, 078S18200018586.

Решениями управления от 28.01.2021 № 078S19210001633, 078S19210001634, 078S19210001635, 078S19210001636, 078S19210001637, 078S19210001638 общество привлечено к ответственности по части третьей                                                     статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общей сумме 3 000 руб.

В требованиях от 20.02.2021 № 078S01210002955, 078S01210002955, 078S01210002956, 078S01210002957, 078S01210002958, 078S01210002959, направленных в адрес общества, страхователю предложено уплатить штраф в срок до 11.03.2021.

Во исполнение обязанностей страхователя общество 17.08.2020, 18.08.2020, 13.10.2020 представило в управление сведения за июль, август, сентябрь 2020 года о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные), т. е. в установленный Законом срок.

В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях за июль, август, сентябрь 2020 года, общество 13.11.2020 представило в адрес фонда сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) на одно застрахованное лицо, не указанное в исходных сведениях.

По факту нарушения срока представления сведений управлением составлены акты от 08.12.2020 № 078S18200018587, 078S18200018588, 078S18200018589.

Решениями управления от 28.01.2021 № 078S19210001639, 078S19210001640, 078S19210001641 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в сумме 1 500 руб.

В требованиях от 20.02.2021 № 078S01210002962, 078S01210002963, 078S01210002964, направленным в адрес общества, страхователю предложено уплатить штраф в срок до 11.03.2021.

Поскольку требования от 11.11.2020 № 078S01200010574, от 14.12.2020 № 078S01200012630, 078S01200012629, от 05.02.2021 № 078S01210001412, 078S01210001413, 078S01210001414, 078S01210001415, 078S01210001416, 078S01210001417, от 20.02.2021 № 078S01210002955, 078S01210002955, 078S01210002956, 078S01210002957, 078S01210002958, 078S01210002959,                   от 20.02.2021 № 078S01210002962, 078S01210002963, 078S01210002964 в добровольном порядке обществом не исполнены, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой заявленные требования удовлетворил частично, взыскал с общества в пользу фонда 2 500 руб. по решению от 13.10.2020                                     № 078S19200012233; в удовлетворении остальных требований отказал.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в оспариваемой части ввиду следующего.

Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным   периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2                            статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении всех застрахованных лиц.

Суд первой инстанции взыскал с общества 2 500 руб. по решению                      от 13.10.2020 № 078S19200012233 за несвоевременное направление исходных сведений по форме СЗВ-М за июль 2020 года.

В данной части, а также в части отказа во взыскании 10 000 руб. финансовых санкций за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018-2019 годы, 9 000 руб. за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме по форме СЗВ-М (исходная) за период с января по июнь 2020 года, 3 000 руб. за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах по форме по форме СЗВ-М (дополняющая) за период с января по июнь 2020 года решение суда не обжалуется.

Управление в апелляционной жалобе не согласилось с решением суда первой инстанции в части отказа во взыскании 1 500 руб. по решениям                            от 28.01.2021 № 078S19210001639, 078S19210001640, 078S19210001641.

Исходя из указанных выше норм, общество обязано было представить перечисленные сведения за июль, август, сентябрь 2020 года не позднее 17.08.2020, 15.09.2020, 15.10.2020 в отношении всех застрахованных лиц.

В материалах дела усматривается, что предусмотренные пунктом 2  статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль, август, сентябрь 2020 года представлены обществом 17.08.2020, 18.08.2020, 13.10.2020 т. е. в установленный Законом срок.

В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях за июль, август, сентябрь 2020 года, общество 13.11.2020 представило в адрес фонда сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) на одно застрахованное лицо, не указанное в исходных сведениях.

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п (далее – Постановление № 83п).

Этим постановлением в поле «Тип формы» предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:

код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;

код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы                          СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Часть третья статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения, в том числе за непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.

Согласно пункту 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В силу абзацев второго, третьего пункта 40 Инструкции № 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Таким образом, на основании положений Закона № 27-ФЗ и                Инструкции № 211н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

В данном случае страхователь самостоятельно устранил допущенную ошибку в представленных исходных сведениях о застрахованных лицах, таким правом в силу положений Закона № 27-ФЗ он наделён, в связи с чем суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства, послужившие основанием для применения к страхователю меры ответственности, пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя вины.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения управлением, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировало их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Указанная позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702,                       от 08.02.2019 № 301-КГ18-24864, от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975.

Дополняющие сведения представлены страхователем самостоятельно. Данное обстоятельство ответчиком по существу не оспорено и документально не опровергнуто.

Апелляционный суд не принимает ссылку апеллянта на абзац четвертый пункта 40 Инструкции № 211н, в соответствии с которым в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

Как установлено пунктом 1 Инструкции № 211н, она разработана в соответствии с Законом № 27-ФЗ и определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе: порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета; порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу пункта 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019 (далее – Обзор № 4), самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать Учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.

Подзаконное регулирование должно соответствовать смыслу закона, на конкретизацию положений которого оно направлено. Суть данного правила заключается в том, чтобы в целях эффективной реализации положений закона не допустить несогласованности, противоречивости норм закона и конкретизирующих его подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконный нормативный правовой акт не может противоречить положениям закона, во исполнение которого он принят. В случае несоответствия таких норм и разъяснений норме, содержащейся в законе, указанная норма применяется в том правовом смысле, который заложен в нее законодателем.

Основания привлечения к публично-правовой ответственности, обстоятельства, при наличии которых она наступает, должны быть установлены именно законом, а не подзаконным правовым актом. В частности,                            Законом № 27-ФЗ установлены права и обязанности страхователя, а Инструкция № 211н конкретизирует порядок их реализации и исполнения, а также порядок взаимодействия между страхователем и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при организации индивидуального (персонифицированного) учета, порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Поскольку изменения в положения Закона № 27-ФЗ, в частности, в                                   статьи 15 и 17 указанного Закона, не вносились, принятие и введение в действие Инструкции № 211н, предусматривающей иные основания для освобождения страхователя от ответственности в случае дополнения им ранее представленных сведений в связи с самостоятельным обнаружением ошибки, нежели предусмотренные Инструкцией № 766н, не может быть направлено на преодоление законодательных положений, регулирующих вопросы привлечения к ответственности и наделяющих страхователя соответствующими правами.

Несмотря на то, что правовая позиция, изложенная в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99,                    от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 08.02.2019 № 301-КГ18-24864, от 05.07.2019     № 308-ЭС19-975, пункте 36 Обзора № 4, сформирована до принятия Инструкции № 211н, основания для привлечения заявителя к ответственности в настоящем случае отсутствуют, поскольку данные изменения не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых управлением индивидуальных сведениях.

Указанный управлением подход и основанные на нем доводы, по сути, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.

Поскольку оснований для привлечения общества к ответственности по решениям от 28.01.2021 № 078S19210001639, 078S19210001640, 078S19210001641 не имелось, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в данной части.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 48, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

произвести замену заявителя – государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери               Тверской области (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20) на его правопреемника – государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области                         (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, <...>).

Решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2021 года по делу № А66-8651/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.А. Алимова