ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-945/20 от 03.11.2020 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 ноября 2020 года

Дело №

А66-945/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Преснецовой Т.Г.,        Чуватиной Е.В.,

при участии от Правительства Тверской области и губернатора Тверской области ФИО1 представителя ФИО2 (доверенность от 09.12.2019 № 179),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу № А66-945/2020,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО3, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, обратился в Центральный районный суд города Твери с административным иском к Правительству Тверской области, адрес: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Правительство), и губернатору Тверской области ФИО1 о признании незаконным распоряжения Правительства от 09.07.2019 № 436-рп об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую; обязании Правительства перевести земельные участки с кадастровыми номерами 69:11:0000025:704, 69:11:0000025:705, расположенные по адресу: Тверская обл., Калязинский р-н, Нерльское с/п, дер. Волковойна, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.

Определением Центрального районного суда города Твери от 31.10.2019 дело № 2а-2728/2019 передано по подсудности в Калязинский районный суд Тверской области.

Определением Калязинского районного суда Тверской области от 23.12.2019 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Тверской области.

Определением Арбитражного суда Тверской области от 24.01.2020 заявление ФИО3 принято к производству; возбуждено производство по делу, которому присвоен номер А66-945/2020.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Минимущество); Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Минприроды); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, адрес: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; администрация Нерльского сельского поселения, адрес: 171560, Тверская обл., Калязинский р-н, Нерльское сельское поселение, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>.

Решением от 04.03.2020 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 данное решение оставлено без изменения.

Предприниматель ФИО3 в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение и неправильное применение судами норм материального права, и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение коллегиальным составом судей в связи с особой сложностью дела. По мнению подателя жалобы, представленный заявителем Технический проект разработки и рекультивации месторождения песка строительного «Волковойна» на территории Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области (далее – Технический проект) является надлежащим, поскольку соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.94 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», действовавшего в период подготовки этого Технического проекта; использование заявителем вскрыши для рекультивации земель с целью восстановления их плодородия не является деятельностью, связанной с размещением отходов по смыслу Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), следовательно, проведение экологической экспертизы проекта рекультивации земель на основании пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ)  не требуется.

Правительство и губернатор Тверской области, а также Минимущество в отзывах на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими нормам права и обстоятельствам спора.

В судебном заседании представитель Правительства и губернатора  Тверской области ФИО1 против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ФИО3 на праве собственности принадлежат два земельных участка, в том числе с 16.05.2013 – участок с кадастровым номером 69:11:0000025:704, с 31.05.2015 – участок с кадастровым номером 69:11:0000025:705, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства».

Обществу с ограниченной ответственностью «Строитель+», единственным участником и директором которого является ФИО3, выдана лицензия ТЭ от 25.12.2015 серии ТВЕ № 80170 на пользование недрами для разведки и добычи песка строительного месторождения «Волковойна» на участке недр, расположенном в 35 км к юго-востоку от г. Калязин, в 1 км к юго-востоку от д. Волковойна Калязинского района, сроком действия до 01.10.2035. Приложением к лицензии является горноотводный акт.

Приказом Минприроды от 01.02.2016 № 14-кв утверждено согласование проекта на производство разведочных работ по объекту «Разведка месторождения песка строительного «Волковойна» в Калязинском районе Тверской области».

Приказом Минприроды от 24.11.2016 № 279-кв утверждено согласование Технического проекта.

Предприниматель ФИО3 обратился в Правительство с ходатайством от 22.10.2018 о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – земли промышленности), предоставив в числе прочих документов Технический проект, горноотводный акт к лицензии ТЭ серии ТВЕ № 80170.

Данное обращение с приложенными документами поступило в Правительство 24.10.2018 и 25.10.2018 направлено им в Минимущество.

Минимущество с целью обеспечения всестороннего рассмотрения заявления ФИО3 на предмет обоснованности перевода земельных участков направило копии заявления и приложенных к нему документов отраслевым органам и организациям для получения их мнения о возможности перевода земельных участков в другую категорию земель.

Исходя из полученных рецензий Минимущество подготовило сводную рецензию.

На состоявшемся 24.05.2019 заседании Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям по результатам рассмотрения ходатайства ФИО3 принято решение рекомендовать Правительству отказать в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:11:0000025:704, 69:11:0000025:705 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для целей недропользования.

Проект распоряжения Правительства об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:11:0000025:704, 69:11:0000025:705 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для целей недропользования, подготовленный Минимуществом, 09.07.2019 рассмотрен и одобрен на заседании Правительства.

Распоряжением Правительства от 09.07.2019 № 436-рп отказано в переводе земельных участков из одной категории в другую на основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) со ссылкой в том числе на постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.

Предприниматель ФИО3, считая, что все необходимые документы для изменения категории земель земельных участков им были представлены и оснований для отказа в удовлетворении его ходатайства не имелось, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Исходя из подпункта 4 пункта 1 названной статьи перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом             № 172-ФЗ.

Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона № 172-ФЗ, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением принадлежащих Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В пункте 4 указанной статьи перечислены документы, которые также должны быть приложены к ходатайству.

Согласно пункту 1 статьи 4 того же закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.

В силу пункта 8 части 1 статьи 7 упомянутого закона, устанавливающей особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, такой перевод допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Необходимость рекультивации земель, которые предполагается использовать для разработки месторождения песка, и представления в данном случае проекта рекультивации земель заявителем не оспаривается.

Как установлено судами, приложенный предпринимателем ФИО3 к ходатайству о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель Технический проект был разработан в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.94 № 140, действовавшего в период его разработки и согласования Минприроды.

Между тем на момент обращения ФИО3 с ходатайством (22.10.2018) вопросы, связанные с проведением рекультивации земель, регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила), а постановление от 23.02.94 № 140 признано утратившим силу. Исходя из пункта 8 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий; пунктом 14 Правил определены требования к составу и содержанию проекта рекультивации земель.

Поскольку представленный заявителем Технический проект не соответствовал требованиям Правил, действовавших на момент подачи ФИО3 ходатайства о переводе земельных участков в другую категорию земель, суды правомерно пришли к выводу о невозможности перевода земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, в другую категорию земель в отсутствие проекта рекультивации земель, соответствующего по составу и содержанию действующему на момент обращения законодательству.

Довод подателя жалобы о соответствии представленного им Технического проекта законодательству, действовавшему в период разработки этого проекта, и об отсутствии необходимости в разработке нового проекта рекультивации земель в связи с изменением законодательства подлежит отклонению, поскольку по смыслу положений Гражданского кодекса Российской Федерации о действии гражданского законодательства во времени, Федерального закона № 172-ФЗ документы, прилагаемые к ходатайству о переводе земельного участка в другую категорию земель, должны соответствовать требованиям законодательства, действующим на момент обращения заявителя по соответствующему вопросу.          

Кроме того, поскольку добыча полезных ископаемых связана с образованием вскрышных пород, которые исходя из положений Федерального закона № 89-ФЗ относятся к отходам производства и используются впоследствии для заполнения карьерных выемок, не противоречит пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи ходатайства) и вывод судов о необходимости представления положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель, используемых для разработки месторождения полезных ископаемых.  

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении требований ФИО3

Доводами подателя жалобы не опровергается вывод судов о невозможности перевода принадлежащих заявителю земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначению в состав земель промышленности на основании представленных заявителем в уполномоченный орган документов.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 04.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу № А66-945/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

Т.Г. Преснецова

 Е.В. Чуватина