ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-10179/2021 от 21.07.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А67-10179/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Киричёк Ю.Н.

Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕвроТрансВладимир» на решение от 17.02.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 18.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Апциаури Л.Н., Кудряшева Е.В.) по делу № А67-10179/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЕвроТрансВладимир» (636018, Томская область, Томский район, село Моряковский затон, улица Советская, дом 27, помещение 21, ИНН 3328437527, ОГРН 1053301578241)
к Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области (634009, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 117, ИНН 7017321911, ОГРН 1137017000614) об оспаривании решения.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЕвроТрансВладимир» (далее – ООО «ЕТВ», общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области о признании незаконным решения Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области (далее – департамент, административный орган) о возврате заявления об изменении межмуниципального маршрута № 401, выраженного в письме от 15.10.2021 № БЮ71.

Решением от 17.02.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным
без изменения постановлением от 18.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного
требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению подателя жалобы, часть приложения («Рекомендации по заполнению формы заявления об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок») к Порядку установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Томской области, установленному постановлением Администрации Томской области от 29.06.2016 № 215а (далее – Порядок), носит необязательный характер и не обладает признаками нормативного правового акта.

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает,
что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 01.09.2020 между департаментом (заказчик) и ООО «ЕТВ» (перевозчик) по результатам открытого конкурса в электронной форме (извещение № 0165200003320000156) был заключен государственный контракт № 18/2020-401/514 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам № 401 «Северск-Позднеево» и № 514 «Северск-Камень» по регулируемым тарифам.

08.10.2021 в департамент представлено заявление ООО «ЕТВ» об изменении межмуниципального маршрута № 401, дополнив его заездом на существующую остановку «В.Грачева» в микрорайоне «Южные ворота» в поселке Зональная Станция Томского района.

Письмом от 15.10.2021 № БЮ-71 департамент на основании пункта 6 Порядка возвратил заявление обществу в связи с нарушением требований, установленных пунктом 18 Порядка (в заявлении, которое согласно пункту 4 Порядка должно быть составлено по форме согласно приложению к указанному Порядку, отсутствуют сведения об остановочных пунктах по пути следования транспортного средства по межмуниципальному маршруту, в состав которых предлагается внести изменения; отсутствуют сведения о наименованиях улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по межмуниципальному маршруту; отсутствует информация об измененном расписании с учетом изменения состава остановочных пунктов).

Полагая, что указанное решение департамента не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «ЕТВ» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у департамента правовых оснований для возврата обществу заявления, в связи с чем отказали в признании оспариваемого решения незаконным.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015
№ 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Томской области от 29.12.2015 № 216-ОЗ
«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Томской области» (далее – Закон Томской области № 216-ОЗ) установление, изменение, отмена межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Томской области в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам.

Положением о Департаменте транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 09.01.2013 № 1, определено, что департамент осуществляет полномочия, установленные частью 3 статьи 3 Закона Томской области № 216-ОЗ.

Согласно пункту 6 Порядка в течение пяти рабочих дней со дня представления заявления об установлении или изменении межмуниципального маршрута и прилагаемых к нему документов уполномоченный орган принимает решение о приеме указанного заявления и прилагаемых к нему документов либо в случае, если это заявление оформлено с нарушением требований, установленных пунктами 17, 18 настоящего Порядка, и (или) документы, предусмотренные пунктом 19 настоящего Порядка, представлены не в полном объеме, решение о возврате указанного заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

В силу требований пунктов 3, 4 Порядка межмуниципальный маршрут устанавливается, изменяется уполномоченным органом по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту. Заявители, предложившие установить или изменить межмуниципальный маршрут, представляют в уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению к данном Порядку, которое включает в себя сведения, предусмотренные пунктами 17 или 18 Порядка.

В подпункте 3 пункта 18 Порядка указано, что подлежат включению в заявление предлагаемые изменения включенных в состав межмуниципального маршрута остановочных пунктов, а также улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между данными остановочными пунктами, расписания, классов транспортных средств, максимального количества транспортных средств каждого из таких классов или характеристик транспортных средств каждого из таких классов
по максимальным высоте, ширине или полной массе.

Приложение к Порядку содержит форму заявления об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок и Рекомендации по заполнению формы заявления об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок (далее – Рекомендации).

В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций в случае, если заявление представляется в отношении изменения межмуниципального маршрута, то заполняются те пункты заявления, которые включают соответствующие изменения.

С учетом указанных положений в форме заявления об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок предусмотрены соответствующие пункты для внесения сведений относительно остановочных пунктов (пункт 3 заявления), улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между данными остановочными пунктами (пункт 4 заявления), расписание для каждого остановочного пункта (пункт 6 заявления).

Вопреки позиции подателя жалобы Рекомендации являются частью нормативного правового акта и носят обязательный характер.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что согласно пункту 3 заявления общества межмуниципальный маршрут № 401 имеет одну остановку с наименованием «Виталия Грачева дом 4» и местом нахождения по адресу Томский район, поселок Зональная Станция, улица Виталия Грачева, 4; сведения об остановочных пунктах по пути следования транспортного средства по межмуниципальному маршруту № 401, в состав которых предлагается внести изменения, отсутствуют; неверное заполнение данного пункта не позволяет определить последовательность остановочных пунктов по пути следования транспортного средства; в пункте 4 заявления указано, что движение транспортных средств в прямом и обратном направлении по межмуниципальному маршруту № 401 от начального остановочного пункта до конечного остановочного пункта предполагается по улицам Совхозная, Рабочая, Светлая, Тихая, В.Грачева, однако не приведена информация о наименованиях улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств, между остановочными пунктами по межмуниципальному маршруту № 401; в пункте 6 заявления в графе время отправления обозначен интервал прохождения, который варьируется от 6 до 20 минут согласно расписанию, вместе с тем информация об измененном расписании с учетом состава остановочных пунктов отсутствует; между тем расписание необходимо для расчета необходимого количества транспортных средств, так как максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое указывается в пункте 5 заявления, определяется исходя из необходимости выполнения предлагаемого расписания; согласно пункту 5 заявления количество транспортных средств на маршруте не изменяется; однако увеличение протяженности маршрута влечет увеличение транспортной работы перевозчика, что в свою очередь предусматривает использование большего количества транспортных средств.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о наличии у департамента оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку информация в представленном обществом заявлении об изменении межмуниципального маршрута № 401 не соответствует установленным Порядком требованиям.

С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного ООО «ЕТВ» требования.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17.02.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление
от 18.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-10179/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Ю.Н. Киричёк

О.Ю. Черноусова