СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-1106/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2022 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Томской области (№07АП-7643/2022) на решение от 13.07.2022 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-1106/2022 (судья Е.В. Чиндина) по заявлению муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации города Томска (634050, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) к Контрольно-счетной палате Томской области (634050, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным представления от 22.12.2021 № 03-535/2.
В судебном заседании приняли участие представители:
от муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации города Томска: ФИО1 по доверенности от 10.12.2021 (на 1 год), ФИО2 по доверенности от 14.03.2022 (на 1 год),
от Контрольно-счетной палате Томской области: ФИО3 по доверенности от 02.03.2022 (до 31.12.2022).
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации города Томска (далее – Администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Томской области (далее – Контрольно-счетная палата) о признании недействительным представления от 22.12.2021 № 03-535/2.
Решением от 13.07.2022 Арбитражного суда Томской области заявление удовлетворено, признано недействительным представление от 22.12.2021 № 03-535/2.
Не согласившись с решением суда, Контрольно-счетная палата обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что Администрацией не соблюден порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, установленный частью 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ), пунктом 3.21 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации №567), а именно начальная (максимальная) цена контракта определена исходя из количества закупаемых квартир, площади квартир (33 кв.м. и 25 кв.м.) и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденного постановлениями Администрации Города Томска от 11.11.2019 № 1117, от 03.03.2020 № 195, от 21.04.2020 №305, от 04.08.2020 № 700 и от 05.11.2020 № 964 «Об установлении норматива средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья с целью приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления указанной категории лиц».
Администрацией лишь декларировано применение метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), однако фактически произведенные расчеты НМЦК не являются расчетами по методу сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Относительно квартиры, приобретенной по муниципальному контракту от 24.10.2020, ее предложение в течение 9 месяцев со дня приобретения только двоим детям-сиротам не свидетельствует о принятии Администрацией должных мер для предоставления данной специализированной жилой квартиры иным лицам (детям-сиротам).
Администрацией в 2020 году работа по принудительному заселению в судебном порядке в приобретенные жилые помещения детей-сирот не велась.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), Администрация с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении, представители Администрации просили в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции, пунктом 11 постановления Законодательной Думы Томской области от 24 12.2020 № 2729 Контрольно-счетной палате Томской области в работе на 2021 год (в 1-3 кварталах) предписано проведение проверки правомерности и эффективности (результативности и экономности) использования бюджетных средств, направленных на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании пункта 23 Плана работы Контрольно-счетной палаты Томской области на 2021 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Томской области от 30.12.2020 № 67, в период с 03.06.2021 по 30.09.2021 проведена плановая проверка деятельности администрации Города Томска по вопросу правомерности и эффективности (результативности и экономности) использования бюджетных средств, направленных на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
По результатам проверки Контрольно-счетной палатой 30.09.2021 составлен акт проверки использования бюджетных средств Томской области, направленных на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений администрацией Города Томска.
В частности, согласно акту установлено следующее:
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) осуществлено Администрацией исходя из количества закупаемых квартир, площади квартир (33 кв.м и 25 кв.м) и стоимости 1 кв.м обшей площади жилья, утвержденной соответствующими постановлениями администрации Города Томска. Однако произведенные расчеты НМЦК не являются реализацией метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), так как его фактическое применение не соответствует требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, Методических рекомендаций № 567, поскольку метод сопоставимых рыночных цен не предполагает установление НМЦК на основании нормативных правовых документов, в связи с чем имеет место несоблюдение Администрацией порядка обоснования НМЦК, установленного статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ и Методическими рекомендациями № 567 (пункт 3.21), что в свою очередь создает риски неэффективного использования бюджетных средств;
- по состоянию на 01.08.2021 не предоставлены детям-сиротам 2 квартиры (по адресу: ул. Пролетарская, д. 7, кв.158 (25,5 кв.м) и кв.179 (25 кв.м), приобретенные в рамках исполнения судебных решений) общей стоимостью 3 422,5 тыс.руб. по истечении более 9-ти месяцев с момента их приобретения в виду неоднократных отказов детей-сирот от заключения договоров найма. Администрацией в 2020 году работа по принудительному заселению в судебном порядке в приобретенные жилые помещения детей-сирот не велась.
22.12.2021 Контрольно-счетной палатой в адрес Администрации вынесено представление № 03-535/2 о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно указанному представлению контрольным органом установлено, что при приобретении благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - сироты и лица из их числа), Администрацией не соблюден порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, установленный частью 2 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 3.21 Методических рекомендаций № 567, а именно НМЦК определена исходя из количества закупаемых квартир, площади квартир (33 кв.м. и 25 кв.м.) и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденного постановлениями Администрации Города Томска от 11.11.2019 № 1117, от 03.03.2020
№ 195, от 21.04.2020 №305, от 04.08.2020 № 700 и от 05.11.2020 № 964 «Об установлении норматива средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья с целью приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления указанной категории лиц», что не является реализацией метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), который не предполагает установление НМЦК на основании муниципальных правовых актов, что в свою очередь создает риски неэффективного использования бюджетных средств.
Также в представлении указано, что Администрацией в 2020 году работа по принудительному заселению в судебном порядке в приобретенные жилые помещения детей-сирот не велась. По состоянию на 22.10.2021 по истечении 11 месяцев с момента приобретения в виду неоднократных отказов детей-сирот от заключения договора найма не представлена 1 квартира, приобретенная по муниципальному контракту от 24.10.2020 № МК 20000910 в рамках исполнения судебного решения, стоимостью 1 711,25 тыс. рублей.
В связи с этим Контрольно-счетной палатой предписано Администрации принять следующие меры:
1) определение НМЦК на приобретение за счет средств субвенций благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) осуществлять в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ;
2) в целях надлежащего исполнения полномочий по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями: принять меры по заключению договора найма специализированного жилого помещения в отношении 1 квартиры, приобретенной по муниципальному контракту от 24.10.2020 № МК20000910; вести работу по возложению на детей-сирот и лиц из их числа, отказавшихся от приобретенного для них жилого помещения в целях исполнения судебного решения, обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения, являющегося обязательным для заключения сторонами на основании пункта 1 статьи 421, пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», части 2 статьи 13 ГПК РФ;
3) рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
4) принять меры по предупреждению аналогичных нарушений впредь.
Полагая, что представление от 22.12.2021 № 03-535/2 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Контрольно-счетной палаты правовых оснований для вынесения оспариваемого представления.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Пунктом 9 статьи 4 Закона от 09.08.2011 № 177-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Томской области» к полномочиям Контрольно-счетной палаты Томской области отнесен контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Томской области, а также проверка местных бюджетов в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Финансовое обеспечение дополнительных гарантий прав детей-сирот и лиц из их числа на имущество и жилое помещение в силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159- ФЗ) отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и софинансируется за счет субсидии федерального бюджета.
В 2020 году Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области бюджетные средства на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений выделены Администрации в общей сумме 385 814,9 тыс.руб., в том числе из средств:
- областного бюджета 371 996,5 тыс.руб. (из них на исполнение судебных актов -310 784,6 тыс.руб.);
- федерального бюджета 13 818,4 тыс.руб.
Контрольно-счетная палата уполномочена осуществлять контроль за использованием средств областного бюджета в виде субвенции, предоставленной муниципальному образованию «Город Томск» на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, а также в виде иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа.
Согласно пункту 2 статьи 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля представления, предписания.
Контрольно-счетная палата уполномочена выдавать представление в случае выявления нарушений бюджетного законодательства и иных нарушений и недостатков по результатам проведенного контрольного мероприятия.
Согласно пункту 1 оспариваемого представления заявителю предписано, в частности, осуществлять определение НМЦК на приобретение за счет средств субвенций благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
По мнению Контрольно-счетной палаты, при приобретении благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией не соблюден порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, установленный частью 2 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ и пунктом 3.21 Методических рекомендаций № 567, а именно НМЦК определена исходя из количества закупаемых квартир, площади квартир (33 кв.м. и 25 кв.м.) и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденного постановлениями Администрации Города Томска от 11.11.2019 № 1117, от 03.03.2020 № 195, от 21.04.2020 №305, от 04.08.2020 № 700 и от 05.11.2020 № 964 «Об установлении норматива средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья с целью приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления указанной категории лиц», что не является реализацией метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), который не предполагает установление НМЦК на основании муниципальных правовых актов, что в свою очередь создает риски неэффективного использования бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон № 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав данной категории лиц.
В соответствии со статьей 5, частью 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На территории Томской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, регулируются Законом Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».
Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется по достижении возраста 14 лет в соответствующих списках, согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, по заявлению, подаваемому законным представителем, также указанные лица при достижении ими возраста 18 лет вправе самостоятельно обратиться с заявлением о включении их в список.
В муниципальном образовании «Город Томск» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина установлена в размере:
25 кв.м до 15.07.2020 - на основании решения Думы Города Томска от 02.02.2016 № 1383 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма»;
- 33 кв.м с 16.07.2020 - на основании решения Думы Города Томска от 07.07.2020 № 1383 «О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма».
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также по предоставлению социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом Томской области лицам, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, посредством предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Нормативы стоимости 1 кв.м общей площади жилья были утверждены в рассматриваемый период постановлениями Администрации Города Томска от 11.11.2019 № 1117, от 03.03.2020 № 195, от 21.04.2020 № 305, от 04.08.2020 № 700 и от 05.11.2020
№ 964.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 – 11 настоящей статьи (часть 6 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ).
В силу части 2 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В пункте 3.8 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» установлено, что по инициативе заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, в том числе, на основании контракта, может быть проведено изучение рынка в целях получения ценовой информации, необходимой для определения НМЦК. Результаты такого изучения рынка рекомендуется рассматривать наряду с иными источниками ценовой информации при условии раскрытия в отчетах об их результатах методологии расчета цен.
В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (пункт 3.19 Методических рекомендаций № 567).
Для определения и обоснования НМЦК заказчик вправе использовать не только информацию о ценах товаров, работ, услуг, полученную из коммерческих предложений поставщиков, но и иные источники информации, которые соответствуют существенным характеристикам применяемого метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Администрацией при обосновании и расчете НМЦК приобретаемых жилых помещений была использована информация, полученная в результате изучения рынка недвижимости, проведенного по инициативе Заказчика, на основании заключенного муниципального контракта на оказание информационных услуг с индивидуальным предпринимателем ФИО4 от 03.02.2020 № б/н на проведение соответствующего мониторинга цен (далее - контракт). Аналогичный договор (муниципальный контракт) заключался администрацией Города Томска с ФИО4 и на 2021 год.
Предметом указанных выше контрактов является оказание информационных услуг по проведению ежеквартального мониторинга цен на жилье в черте населенных пунктов: г. Томск, пос. Зональная станция Томского района, на территории муниципального образования «Город Томск» в соответствии с техническим заданием (Приложением №1 к контракту) (пункт 1.1 контракта).
Мониторинг рынка жилья предполагает анализ рыночной стоимости однотипных квартир по функциональным, техническим, качественным характеристикам жилых помещений на территории муниципального образования «Город Томск». Техническое задание определяет требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам жилых объектов, что указывает на идентичность товаров, которые исследуются для расчета НМЦК, и закупаемых товаров.
При этом Приложением № 1 к контракту определена методология ведения мониторинга (п. 2 приложения № 1 к контракту), в соответствии с которой сначала формируется массив данных о ценах жилых объектов, соответствующих требованиям, установленных в Техническом задании, из двух выборок: подготовленных за IV квартал 2019 года и истекший период 2020 года отчетов об оценке рыночной стоимости квартир для целей совершения ипотечных сделок; цен предложений жилья из объединенных электронных баз данных муниципального образования «Город Томск» и данные интернетсайтов с ценами предложений объектов на рынке жилья.
После чего, из сформированного массива цен выводится средневзвешенное значение, которое с учетом предполагаемой динамики принимается в качестве искомого показателя прогнозной стоимости жилья по установленным площадям для формирования начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупок конкурентными способами.
Таким образом, расчет цены закупаемого товара является идентичным расчету НМЦК, установленной в пункте 3.2.1 Методических рекомендаций № 567, то есть при расчете определяется значение цены 1 кв.м. общей площади жилья на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров (жилых объектов) на рынке жилья.
Результатом проведенного мониторинга (анализ рынка) является предоставление заказчику данных о стоимости 1 кв.м. жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования «Город Томск» в форме информационного письма.
Из анализа аукционной документации, следует, что заказчиком в обоснование НМЦК (пункт 12 Документации) указано, что «начальная (максимальная) цена контракта формируется на основании статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, соответствующего постановления Администрации Города Томска «Об установлении норматива средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья с целью приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления указанной категории лиц», и проведенного мониторинга цен (соответствующий отчет о результатах мониторинга рынка жилья в городе Томске, подготовленный индивидуальным предпринимателем ФИО4), и включает в себя: расходы на оплату стоимости жилых помещений; расходы на уплату всех налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ и иных расходов, связанных с исполнением контракта» (приложение № 1 к Документации), то есть в каждом случае имеется прямое указание на принимаемый метод обоснования НМЦК, а именно применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В обоснование НМЦК (табличная часть Приложения № 1 к документации об электронном аукционе) указано: количество закупаемых квартир; их общая жилая площадь, исходя из установленных норм предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма (25 кв.м. и 33 кв.м.); а также средняя рыночная стоимость за 1 квадратный метр жилья, полученная путем мониторинга (анализа) рынка недвижимости (методом сопоставимых рыночных цен).
Таким образом, определенная и обоснованная заказчиком НМЦК соответствует требованиям статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ и Методическим рекомендациям
№ 567, поскольку содержит всю необходимую информацию, в том числе о количестве (об объеме) закупаемого товара (количестве квартир), о цене единицы товара, указанную как стоимость за 1 квадратный метр и площади закупаемой квартиры, рассчитанной на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров - проведенного мониторинга рынка недвижимости.
Вывод Контрольно-счетной палаты о том, что НМЦК определена только исходя из стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденного постановлениями администрации Города Томска от 11.11.2019 № 1117, от рЗ.03.2020 № 195, от 21.04.2020 №305, от 04.08.2020 № 700 и от 05.11.2020 № 964 «Об установлении норматива средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья с целью приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления указанной категории лиц», является неправомерным.
Ссылка в обоснование НМЦК на постановления Администрации Города Томска, устанавливающих норматив средней рыночной стоимости 1 квадратного метра обшей площади жилья, является указанием заказчиком (Администрацией Города Томска) на размер доведенных лимитов бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений для данной категории лиц, в том числе и на размер доведенной суммы лимита бюджетных средств по конкретной закупке.
При обосновании и формировании НМЦК закупок не применялся норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, установленный администрации Города Томска, а использовалась информация, полученная в отчете о результатах мониторинга рынка жилья в городе Томске в виде информационного письма, а именно стоимость 1 квадратного метра жилья, которая была сформирована на основании метода сопоставимых рыночных цен - информации о ценах идентичной (однородной) недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 3.21 Методических рекомендаций № 567.
С учетом специфики рынка продажи недвижимости, у заказчика отсутствует возможность сформировать запросы непосредственно продавцам (собственникам) квартир для получения коммерческих предложений. В тоже время, при проведении квалифицированным оценщиком мониторинга (анализа) рынка недвижимости им используется кратно больше количество предложений о стоимости квартир, чем при использовании Заказчиком при формировании НМЦК по закупкам направление запросов коммерческих предложений и расчете средней стоимости по поступившим ответам минимум от 3-х поставщиков. Это следует, в частности, из анализа рынка недвижимости, проводимого ИП ФИО4 по заключенным и исполненным муниципальным контрактам.
Таким образом, Администрацией с учетом требований бюджетного законодательства полностью соблюдены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, а именно требования статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, Методических рекомендаций при обосновании и расчете НМЦК в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Довод Контрольно-счетной палаты об обязанности заказчика самому производить расчеты НМЦК на основании информации, которую возможно было запросить и получить у оценщика ФИО4 не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ и Методическими рекомендациями такой обязанности не установлено. Напротив, пунктом 8 части 18 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ и пунктом 3.8 Методических рекомендаций № 567 предусмотрено право заказчика по его инициативе, на основании контракта, провести изучение рынка в целях получения ценовой информации, необходимой для определения НМЦК.
Также оспариваемым предписанием Администрации указано на то, что в целях надлежащего исполнения полномочий по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями заявителю необходимо принять меры по заключению договора найма специализированного жилого помещения в отношении 1 квартиры, приобретенной по муниципальному контракту от 24.10.2020 № МК20000910; вести работу по возложению на детей-сирот и лиц из их числа, отказавшихся от приобретенного для них жилого помещения в целях исполнения судебного решения, обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения, являющегося обязательным для заключения сторонами на основании пункта 1 статьи 421, пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, части 2 статьи 13 ГПК РФ.
Согласно материалам дела решением Советского районного суда г. Томска от 15.02.2019 на Администрацию Города Томска возложена обязанность предоставить ФИО5 по договору социального найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м.
Во исполнение данного судебного акта Администрацией проведена закупочная процедура в части приобретения жилого помещения для специализированного жилого фонда муниципалитета в виде аукциона в электронной форме. 24.09.2020 заключен муниципальный контракт № 20000910, предметом которого является покупка (приобретение) непосредственно жилого помещения без указания какого либо конкретного лица, которому оно (жилье) приобретается.
12.10.2020 в муниципальную собственность для последующей передачи сироте зарегистрирована приобретенная по контракту квартира по адресу: <...> (Выписка из ЕГРН, собственность 70:21:0100012:2668-70/052/2020-13, 12.10.2020 07:50:07).
Данная квартира на основании постановления Администрации Города Томска от 02.11.2020 № 959 поставлена на учет в муниципальную имущественную казну, ей присвоен реестровый номер муниципального имущества 485403 (выписки из Реестра от 03.02.2022 № 1046).
28.12.2020 Администрацией Кировского района г. Томска ФИО5 направлено предложение о предоставлении специализированного жилого помещения.
Согласие (несогласие) от ФИО5 в Администрацию Города Томска (органы, должностным лицам) в письменной форме не поступало, в связи с чем 04.03.2021 (№0213/892) администрация Кировского района г. Томска обратилась в Администрацию Города Томска о возможности перераспределения данного жилого помещения согласно очередников Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».
Аналогичное обращение Администрация Города Томска направила в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области 05.04.2021 (исх. № 2295).
Должностными лицами Администрации Города Томска (районными администрациями) предпринимались должные меры для предоставления данной специализированной жилой квартиры иным лицам (детям-сиротам) (письма от 07.07.2021 № 2076, отказы (заявления детей-сирот) от 19.02.2021, 20.02.2021, 08.07.2021, 29.12.2020.
29.09.2021 от ФИО5 в Администрацию Города Томска поступило письменное заявление, в котором ФИО5 письменно отказалась от представленного ей на основании вступившего в законную силу судебного акта жилого помещения, дано согласие на мировое соглашение, которым предусмотрено предоставление ей жилого помещения не менее 33 кв.м с отсроченным сроком предоставления до 2023 года
20.12.2021 Администрацией вынесено распоряжение №р1432, которым внесены изменения, в том числе в части распределения квартиры № 179, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <...>.
11.01.2022 на основании договора найма, заключенного Администрацией Ленинского района города Томска от имени собственника жилого помещения муниципального образования «Город Томск», данная квартира передана в пользование сироте ФИО6 со сроком действия (пользования) специализированным жильем до 11.01.2027.
Таким образом, со стороны Администрации не усматривается какого-либо нарушения бюджетного законодательства либо иного законодательства.
Пунктом 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, статьей 10, частями 1 и 2 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 421, пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6-3 Постановления Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений» не установлена обязанность органа местного самоуправления принудительно вселять сирот в предоставленное им жилое помещение и понуждать заключить договор социального найма при отказе или мотивированном отказе от заключения такого договора и вселения в предоставляемую квартиру (жилище).
В пункте 6-3 Постановления Администрации Томской области от 29.12.2012
№ 562а «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений» указано, что в случае отказа лица из числа детей-сирот от предоставления специализированного жилого помещения либо неполучения согласия лица из числа детей-сирот на предоставление специализированного жилого помещения в установленный срок такое специализированное жилое помещение предлагается в пользование другому лицу из числа детей-сирот в соответствии со Списком. Данное Постановление является действующим, в судебном или ином порядке не отменено, указанная норма не признана недействительной (недействующей).
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации возлагает на органы публичной власти обязанность создавать для этого необходимые условия, поэтому, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при регулировании прав на жилое помещение, включая переход права собственности на жилое помещение, необходимо соблюдение, с одной стороны, принципа свободы и неприкосновенности собственности, а с другой - баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников отношений в конкретных жизненных ситуациях, с тем, чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод (постановления от 08.06.2010 № 13-П, от 14.05.2012 № 11-П, от 04.06.2015 № 13-П, от 22.06.2017 № 1641).
Федеральный закон № 159-ФЗ, Жилищный кодекс Российской Федерации, или другие нормативные акты, на которые ссылается контрольно-счетная палата Томской области в представлении от 22.12.2021 № 03-535/2, такую обязанность о принудительном вселении сироты на орган местного самоуправления не возлагают.
Суд, соглашаясь с позицией Контрольно – счетной палаты относительно обязательности исполнения вступившего в законную силу судебного для каждой из сторон судебного разбирательства, отмечает, что исходя из специфики данных отношений возложение на детей-сирот и лиц из их числа, обязанности заключения договора найма специализированного жилого помещения без предоставления права выбора предлагаемого помещения, приводит к ограничения конституционных прав и свобод данной категории лиц.
Предусмотренные законом основания для обязания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в принудительном порядке заключить с органом местного самоуправления (Администрацией Города Томска) договор социального найма в отношении специализированного жилого помещения отсутствуют.
Содержащиеся в пункте 2 представления от 22.12.2022 № 03-535/2 положения являются необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 13.07.2022 Арбитражного суда Томской области по делу №А67-1106/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: С.В. Кривошеина
С.Н. Хайкина