улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А67-1563/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего | ФИО1, | |
судей | ФИО2, | |
ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе АО "Медицинская акционерная страховая компания" (№ 07АП-9553/18), на решение Арбитражного суда Томской области от 27.08.2018 по делу № А67-1563/2018 по заявлению Акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» (115184, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала АО «Макс-М» в г. Томске (634061, <...>) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Томской области (634034, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Общества с ограниченной ответственностью «ЦСМ Клиника больничная» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 634003, <...> «г»), о признании недействительными акта №12вн-2017 от 04.12.2017 в части, акта №2-2018/к от 26.01.2018, приказа №24 от 31.01.2018,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО4, представитель по доверенности от 17.04.2018, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО5, представитель по доверенности от 09.01.2018, паспорт; ФИО6, представитель по доверенности от 11.05.2018, паспорт;
от третьего лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Медицинская акционерная страховая компания» в лице филиала АО «Макс-М» в г. Томске (далее – АО «МАКС-М», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Томской области (далее – ТФОМС Томской области, Фонд, контролирующий орган, ответчик), о признании недействительными:
- акта № 12вн-2017 от 04.12.2017 внеплановой тематической проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования Филиалом АО «МАКС-М» на оплату медицинской помощи, оказанной ООО «ЦСМ Клиника Больничная» за период с 01.01.2017 по текущий период 2017 года;
- акта №2-2018/к от 26.01.2018 контрольной проверки устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе внеплановой проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования Филиалом АО «МАКС-М» в г.Томске на оплату медицинской помощи, оказанной ООО «ЦСМ Клиника Больничная»;
- приказа ТФОМС ТО № 24 от 31.01.2018 об уменьшении средств на ведение дела заявителя.
Определением от 27.03.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «ЦСМ Клиника больничная».
В последующем заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования, в соответствии с которыми заявитель просит суд о признании недействительным акта № 12вн-2017 от 04.12.2017 внеплановой тематической проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования Филиалом АО «МАКС-М» на оплату медицинской помощи, оказанной ООО «ЦСМ Клиника Больничная» за период с 01.01.2017 по текущий период 2017 года (в части п.п. 1.2, 1.3), а также отказ от требований в части признания недействительными Акта №2- 2018/к от 26.01.2018г., Приказа №24 от 31.01.2018 (т. 3 л.д. 119).
Решением суда от 27.08.2018 (резолютивная часть объявлена 20.08.2018) принят отказ Акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» от заявленных требований в части признания недействительными Акта №2-2018/к от 26.01.2018, Приказа №24 от 31.01.2018, производство по делу в данной части прекращено.
В удовлетворении требований Акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» о признании недействительным Акта №12вн-2017 от 04.12.2017 в части, проверенного на соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 г. № 158н, отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм права.
Фонд в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), дополнениях к отзыву, представители в судебном заседании, доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве, на апелляционную жалобу представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, указало, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Определением апелляционного суда от 02.11.2018 судебное разбирательство по апелляционной жалобе в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 14.11.2018.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, возражения на отзыв, дополнения к отзыву, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании приказов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области № 446 от 28.11.2017 и № 453 от 30.11.2017 проведена внеплановая тематическая проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования Филиалом акционерного общества «Макс-М» в г. Томске на оплату медицинской помощи, оказанной ООО «ЦСМ Клиника Больничная» за период с 01.01.2017 по текущий период 2017 года, по результатам которой составлен акт внеплановой тематической проверки от 04.12.2017 №12вн-2017 (т. 1 л.д. 126-135).
В ходе проверки Территориальным фондом, в том числе, было установлено: нецелевое использование страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 811 364,29 руб. (914 426,60руб. - средства, направленные в ООО «ЦСМ Клиника Больничная» на основании заявки на авансирование медицинской помощи в завышенном размере и 896 937,69 руб. – средства, направленные на оплату медицинской помощи оказанной сверх объемов, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС); отсутствие дополнительных соглашений к договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 04.06.2014 №30/2014/ОМС/2014 (далее – Договор №30/2014/ОМС/2014), заключенному между АО «МАКС-М» в г. Томске и ООО «ЦСМ Клиника Больничная» заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в случаях корректировки Комиссией по разработке Территориальной программы ОМС в Томской области объемов предоставления медицинской помощи (п. 4.1 Договор №30/2014/ОМС/2014).
Также, указанным актом Обществу адресованы требования: 1. В течение 10 дней со дня получения настоящего Акта: 1.1. представить план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки; 1.2. восстановить за счет собственных средств, средства ОМС использованные не по рому назначению в сумме 1 811 364,29 руб., в соответствии с пунктом 12 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; 1.3. уплатить за счет собственных средств штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 241 796,28 руб., в соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». 2. Не допускать нецелевого использования средств ОМС 3. Заключать дополнительные соглашения к Договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с медицинской организацией в случаях изменения объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС на 2017 год, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС. 4. Проводить ежемесячную сверку расчетов с медицинской организацией.
Считая, что акт внеплановой тематической проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования Филиалом акционерного общества «Макс-М» в г. Томске на оплату медицинской помощи, оказанной ООО «ЦСМ Клиника Больничная» за период с 01.01.2017 по текущий период 2017 года №12вн-2017 от 04.12.2017 (в части п.п. 1.2, 1.3), не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, АО «МАКС-М» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами суда на основании следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
С 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 (далее - Положение), территориальный фонд проводит проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку: Соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по структуре тарифа на оплату медицинской помощи. Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 23.3 Положения в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ.
Частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, фонд медицинского страхования, осуществляя проверку использования бюджетным учреждением средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемый акт, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 326-ФЗ, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Одним из принципов такого страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 326-ФЗ является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования. Статьей 9 Федерального закона № 326-ФЗ определены субъекты ОМС (застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд), а также участники ОМС, которыми являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации. Обязательный целевой характер использования денежных средств, полученных на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, также предусмотрен пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35 Закона № 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая определяет, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Согласно части 2 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Исходя из статей 38, 39 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд заключает со страховой медицинской организацией договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. По условиям названного договора страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств, в связи с чем страховая медицинская организация заключает с медицинской организацией договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. По условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь. Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
В целях предоставления населению Томской области равных условий в получении бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС между полномочными представителями органа исполнительной власти Томской области, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти Томской области, представителями Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области, представителями страховых медицинских организаций, представителями профессиональных медицинских ассоциаций Томской области, представителями профсоюзных организаций, являющихся членами Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Томской области, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", заключено Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи, оказываемой в соответствии с областной Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 30.12.2016 №424а.
Согласно ст. 111 Порядка оплаты оказанной медицинской помощи (приказ МОФОМС от 31.12.2010 № 306, Взаимодействие территориального фонда со страховыми медицинскими организациями и страховых медицинских организаций с медицинскими организациями осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 112 Порядка оплаты оказанной медицинской помощи (приказ МОФОМС от 31.12.2010 № 306, Страховая медицинская организация в соответствии с договором о финансовом обеспечении представляет в территориальный фонд: заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи (далее - Заявка на авансирование); заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь (далее - Заявка на получение средств на оплату счетов) для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями. В заявку на авансирование включается объем средств, необходимый для направления в медицинские организации в соответствии с заявками медицинских организаций на авансирование оплаты медицинской помощи.
В заявку на получение средств на оплату счетов включается объем средств для оплаты медицинской помощи за отчетный месяц, определенный территориальным фондом с учетом дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее - дифференцированные подушевые нормативы), за исключением средств, направленных в страховую медицинскую организацию в отчетном месяце в порядке авансирования.
Положения о порядке оплаты медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на территории Томской области установлены в Приложении №2 к тарифному соглашению на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Томской области на 2017 год от 30.01.2017.
Особенности авансирования медицинской помощи содержатся в п. 78 Приложения №2 к Тарифному соглашению, в п. 78 которого определено, что страховая медицинская организация ежемесячно в размере, порядке и сроки, установленные Договором, перечисляют медицинским организациям аванс. При расчете размера авансирования среднемесячный объем средств, направляемых на оплату медицинской помощи по ОМС, определяется исходя из суммы оплаты медицинской помощи по ОМС за последние 3 месяца, предшествующие отчетному периоду. (Например, среднемесячный объем средств для расчета авансирования на май рассчитывается исходя из суммы оплаты медицинской помощи за январь - март).
В соответствии с п. 129 Правил ОМС при превышении в отчетном месяце объема средств, направленных в медицинскую организацию в соответствии с заявкой на авансирование медицинской помощи, над суммой счета на оплату медицинской помощи, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в следующем месяце размер заявки на авансирование медицинской помощи уменьшается на сумму средств указанного превышения, за исключением случаев, установленных частью 6 статьи 38 Федерального закона, связанных с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту.
В соответствии с порядком оплаты авансирования медицинской помощи: медицинская организация (МО) направляет в страховую медицинскую организацию (СМО) в срок до числа текущего месяца заявку на авансирование в установленном размере от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца.
Расчет размера заявки на авансирование медицинской помощи осуществляется в соответствии с пунктом 4.1. Договора №103/2014 (п. 11 ст. 39 Федерального закона №326-ФЗ), согласно которому страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Оплата оказанной медицинской организацией медицинской помощи осуществляется на основании реестра счетов на оплату медицинской помощи, который формируется медицинской организацией ежемесячно, представляется в страховую медицинскую организацию в течение 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела, между ТФОМС Томской области и Томским филиалом АО «МАКС-М» заключен Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования №103 от 20.12.2011г. (т.1 л.д. 106-115). В свою очередь 04.06.2014 между АО «МАКС-М» в лице филиала в г. Томске и ООО «ЦСМ «Клиника больничная» заключен Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС №30/2014/ОМС (далее – договор от 04.06.2014) (т. 2 л.д. 64-68).
В ходе проведенной проверки ТФОМС Томской области установлено нецелевое использование страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 811 364,29 руб. (914 426,60руб. - средства, направленные в ООО «ЦСМ Клиника Больничная» на основании заявки на авансирование медицинской помощи в завышенном размере и 896 937,69 руб. – средства, направленные на оплату медицинской помощи оказанной сверх объемов, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС).
При этом, размер заявки на авансирование медицинской помощи в следующем месяце не был уменьшен на сумму превышения в соответствии п. 129 правил ОМС.
По убеждению заявителя, методика расчета аванса, указанная в п. 8 Положения о порядке оплаты медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на территории Томской области на 2017 год» не содержит указания на то, что при расчете авансирования нужно учитывать оплату медицинской помощи только текущего периода; в данной методике расчета указано на суммы оплаты медицинской помощи по ОМС за последние 3 месяца, предшествующие отчетному периоду, иных ограничений по приему к учету сумм перечисленных денежных средств данной методикой не установлено, в том числе: не установлено ограничение по назначению платежа, ограничений в виде оплаты сумм только в рамках установления решений комиссии объемов; ограничений в виде периода оказания медицинской помощи, за которую производится оплата.
Между тем, в соответствии с п. 4.1 Договора №103/2014 страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов.
С учетом вышеизложенного, средства, направляемые в медицинские организации во исполнение решения суда, не могут быть рассмотрены в качестве средств, направляемых на оплату медицинской помощи в понимании раздела 8 Приложения № 2 «Положение о порядке оплаты медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на территории Томской области на 2017 год» к Тарифному соглашению на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Томской области на 2017 год от 30.01.2017, так как в данном случае осуществлялась оплата медицинской помощи, оказанной медицинской организацией сверх объемов, установленных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, кроме того назначением платежа является «оплата по решению Арбитражного суда по делу», следовательно, при определении среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи по ОМС, для расчета размера заявок на авансирование данные средства учету не подлежат.
Таким образом, толкование заявителем пункта 4.2 Договора № 106/2014 как обязанность страховой медицинской организации безусловно направлять аванс в размере суммы средств, указанной в заявке на авансирование, полученной от медицинской организации, противоречит пункту 129 Правил ОМС, является не обоснованным.
Как ранее изложено, при расчете размера авансирования среднемесячный объем средств, направляемых на оплату медицинской помощи по ОМС, определяется исходя из суммы оплаты медицинской помощи по ОМС за последние 3 месяца, предшествующие отчетному периоду.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что из буквального толкования приведенных выше норм действующего законодательства, регламентирующих оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, во взаимосвязи с положениями Территориальной программы обязательного медицинского страхования, условий заключенных договоров следует, что при формировании заявки на авансирование медицинской помощи подлежат учету суммы оплаты именно оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию за последние 3 месяца, предшествующие отчетному. Включение в авансирование оплаты медицинской помощи, оказанной за какие-либо иные периоды, нежели чем за последние 3 месяца, предшествующие отчетному, не может свидетельствовать о соответствии таких действий целям авансирования.
При этом ни нормы действующего законодательства, применяемого в области осуществления обязательного медицинского страхования, ни Положение о порядке оплаты медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на территории Томской области, установленное в Приложении №2 к тарифному соглашению на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Томской области на 2017 год от 30.01.2017, не предусматривают включение в аванс, при его расчете, задолженность, связанную с оплатой медицинской помощи, оказанной сверх установленных медицинской организации объемов.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что отвлечение средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств обязательного медицинского страхования, нарушает принцип адресности и целевого назначения средств обязательного медицинского страхования, предусмотренный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу, что направление в медицинскую организацию средств ОМС в размере, превышающем стоимость оказанной медицинской помощи за последние 3 месяца, предшествующие отчетному, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Отвлечение средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств обязательного медицинского страхования, нарушает принцип целевого назначения средств обязательного медицинского страхования - обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Кроме того, как следует из материалов дела, платежным поручением от 28.11.2017 №4394 по счету от 30.10.2017 № 101 АО «МАКС-М» произведена оплата медицинской помощи за сентябрь 2017 года в сумме 1 312 794,40 руб., в том числе, медицинской помощи сверх объемов, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в сумме 896 937,69 руб. При этом какие-либо иные основания для оплаты медицинской помощи сверх установленных объемов отсутствовали.
Из материалов дела следует, что проверка заявителя начата на основании Приказа от 28.11.2017г. № 446 (т.1 л.д. 124). После начавшейся проверки 01.12.2017 заявителем в ТФОМС Томской области было представлено письмо о совершении указанного платежа в сумме 1 312 794,420 руб. в связи с технической ошибкой.
При этом, на момент проведения контрольной проверки (04.12.2017) сумма средств, направленных на авансирование медицинской помощи, превышает сумму счетов на оплату медицинской помощи на 1 811 364,29 руб., а по состоянию на 26.01.2018 сумма средств ОМС, направленных филиалом АО «МАКС-М» в г. Томске на авансирование медицинской помощи, оказанной ООО «ЦСМ Клиника Больничная» в 2017 году, в размере, превышающем сумму счетов на оплату медицинской помощи, и подлежащая восстановлению на счет ТФОМС ТО за счет собственных средств СМО, составила 723 576,02 руб.
В соответствии со ст. 6 БК РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации. Частью 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств является нецелевым использованием бюджетных средств. Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона № 326-ФЗ и пункту 2.8.1 Договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 20.12.2011 № 103 средства, направляемые ТФОМС Томской области в АО «МАКС-М» носят целевой характер и предназначены для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями лицам, застрахованным по ОМС АО «МАКС-М», в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Направление в медицинские организации средств ОМС в размере, превышающем стоимость оказанной медицинской помощи, является нецелевым использованием средств ОМС, при этом, наличие на момент проверки в АО «МАКС-М» счетов на оплату медицинской помощи, поступивших в страховую организацию уже после направления средств ОМС в медицинскую организацию с превышением сумм счетов на оплату медицинской помощи, по мнению суда, не отменяет установленного факта нецелевого использования истцом средств ОМС.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона №326-ФЗ за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению.
Из материалов дела следует, что размер нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования составляет 2 417 962,74 рублей, который сложился из сумм, направленных истцом в медицинскую организацию в период с 01.01.2017 по 04.12.2017 превышающих счетов на оплату медицинской помощи за июнь, июль, август, сентябрь 2017 года (1 521 025,15 руб.) и части суммы, ошибочно перечисленной в медицинскую организацию платежным поручением от 28.11.2017 №4394 (869 937,69 руб.).
Учитывая положения п. 11 ст. 38 Федерального закона №326-ФЗ и размера нецелевого использование средств обязательного медицинского страхования размер штрафа составляет 241 796,28 руб., при этом арбитражный суд обоснованно указал, что привлечение к финансово-правовой ответственности при наличии финансово-правового проступка является обоснованным и не исключает привлечение к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной соответствующим договором, что соответствует судебной практики (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 по делу № А51-24200/17).
Коллегия также поддерживает выводы суда первой инстанции относительно довода ООО «ЦКБ» о том, что оспариваемый акт не содержит властных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, и не отвечают признакам правового акта, обжалование которых предусмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Акт проверки по своей правовой природе является процессуальным документом, в котором излагаются установленные в ходе проверки обстоятельства, в том числе факт совершения правонарушения, и служит одним из доказательств.
На основании пункта 12 части 2 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона № 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.15, 9.19 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н, территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика: осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в порядке, установленном Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 (далее - Положение № 73).
Согласно подпункту 23.3 пункта 23 Положения № 73 по результатам проверки составляется акт проверки, включающий в себя заключительную часть, включающую обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Таким образом, акт проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых Фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению.
Следовательно, акт проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован организацией в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Приведенные АО «Страховая компания АО «МАКС-М» в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию по делу и не опровергают выводов, изложенных в решении.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.08.2018 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-1563/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Медицинская акционерная страховая компания" - без удовлетворения.
Возвратить Акционерного общества «Медицинская акционерная страховая компания» (115184, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала АО «Макс-М» в г. Томске (634061, <...>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению№ 40432 от 12.09.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий | ФИО1 | |
Судьи | ФИО2 | |
ФИО3 |