ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-171/2021 от 08.02.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А67-171/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Киричёк Ю.Н.

Шабановой Г.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Автотранс» на решение от 13.08.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) и постановление от 19.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу № А67-171/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автотранс» (636019, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области (634009, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) о признании недействительным распоряжения
от 02.04.2020 № 37.

Другие лица, участвующие в деле, - общество с ограниченной ответственностью «ЕвроТрансВладимир» (636018, <...> ИНН <***>,
ОГРН <***>); акционерное общество «Томскавтотранс» (634049, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>).

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автотранс» (далее - ООО «Автотранс», общество) обратилось в Томский областной суд с заявлением к Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области (далее - департамент) о признании недействующим распоряжения от 02.04.2020 № 37 «Об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок № 400 «Северск-Томск» (с учетом изменений, внесенных распоряжениями департамента от 08.05.2020 № 55, от 05.06.2020 № 58, от 02.07.2020 № 65, от 06.07.2020 № 67, от 23.07.2020 № 71).

Определением от 23.10.2020 Томского областного суда дело, возбужденное по вышеуказанному заявлению, передано для рассмотрения в Арбитражный суд Томской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ЕвроТрансВладимир», акционерное общество «Томскавтотранс» (далее – АО «Томскавтотранс»).

Решением от 13.08.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 19.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, к заявлению АО «Томскавтотранс» об изменении схемы маршрута № 400 не были приложены схема предлагаемого к изменению маршрута с указанием опасных участков и документы, подтверждающие возможность с использованием новой схемы маршрута обеспечить перевозку более 1,6 млн пассажиров в год по кратчайшему пути; документально не подтверждены доводы заявления о неудовлетворительном функционировании существующего маршрута; департаментом не проведена полноценная проверка заявления АО «Томскавтотранс»; судом первой инстанции немотивированно отклонено ходатайство общества о направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса с целью проверки конституционности положений пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, Администрацией Томской области в лице Комитета по транспорту и дорожному комплексу (заказчик) и ООО «Автотранс» (перевозчик) 13.01.2010 был заключен договор № 52 на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа, согласно которому перевозчик обязался оказывать услуги по перевозке пассажиров, в том числе отдельных категорий граждан на основании единых социальных проездных билетов, и багажа автомобильным общественным транспортом по регулярному маршруту межмуниципального сообщения № 400 «Северск-Томск» на территории Томской области (далее – договор от 13.01.2010). Данный договор был заключен на период действия лицензии перевозчика на перевозочную деятельность (пункт 5.1 договора).

На дату заключения договора ООО «Автотранс» осуществляло деятельность в соответствии с лицензией от 01.04.2006 № АСС-70-059234, которая была предоставлена ему бессрочно.

26.02.2020 в департамент поступило заявление АО «Томскавтотранс» об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок на территории Томской области № 400 «Северск-Томск» в части продления пути следования маршрута, изменения схемы движения по городу Томску, изменения номера маршрута на № 443.

По результатам рассмотрения названного заявления департаментом издано распоряжение от 02.04.2020 № 37 «Об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок № 400 «Северск-Томск», которым межмуниципальный маршрут изменен в части пути следования транспортных средств с определением иных остановочных пунктов. Распоряжением департамента от 08.05.2020 № 55 изменен порядковый номер маршрута с № 400 на № 443. Распоряжениями от 05.06.2020 № 58, от 02.07.2020 № 65 от 06.07.2020 № 67, от 23.07.2020 № 71 переносился срок вступления оспариваемого распоряжения в силу.

Полагая, что распоряжение от 02.04.2020 № 37 (в редакции распоряжений от 08.05.2020 № 55, от 05.06.2020 № 58, от 02.07.2020 № 65, от 06.07.2020 № 67, от 23.07.2020 № 71) не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Автотранс» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия оспариваемого распоряжения требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 12 Закона № 220-ФЗ в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений данного Закона, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Абзацем 4 части 2 статьи 3 Закона Томской области от 29.12.2015 № 216-03 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Томской области» установление порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядка рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также оснований для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) отнесено к полномочиям Администрации Томской области.

Постановлением Администрации Томской области от 29.06.2016 № 215а утвержден Порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Томской области (далее - Порядок).

В силу требований пунктов 3, 4, 5 Порядка межмуниципальный маршрут устанавливается, изменяется уполномоченным органом по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту. Заявители, предложившие установить или изменить межмуниципальный маршрут, представляют в уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению к данном Порядку, которое включает в себя сведения, предусмотренные пунктами 17 или 18 Порядка. К заявлению об установлении или изменении межмуниципального маршрута прилагаются документы, предусмотренные пунктом 19 Порядка.

В соответствии с пунктом 19 Порядка к указанному заявлению прилагаются: 1) паспорт маршрута, составленный по форме, установленной постановлением Администрации Томской области, или соответствующие изменения в него; 2) обоснование целесообразности установления, изменения межмуниципального маршрута с указанием, в том числе планируемой потребности в перевозках пассажиров по данному маршруту (предполагаемый пассажиропоток) или ее изменения с предоставлением информации от уполномоченных органов местного самоуправления, в границах которых находятся начальный и конечный остановочные пункты, учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.; 3) в случаях, если с заявлением обращается уполномоченное лицо, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Заполнение паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок на территории Томской области регламентировано Порядком заполнения паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок на территории Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 19.09.2017 № 333а, пунктом 8 которого определен состав паспорта маршрута.

В соответствии с пунктом 23 Порядка в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о приеме заявления об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок уполномоченный орган направляет по адресу электронной почты или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении извещение о поступлении указанного заявления в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Томской области, на территории которых планируется установление или изменение соответствующего межмуниципального маршрута, территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, с запросом о наличии или об отсутствии предусмотренных подпунктами 2, 3 пункта 22 Порядка оснований для отказа в установлении или изменении межмуниципального маршрута.

В случае неполучения ответа уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения запроса органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Томской области, территориальными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, считается, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Томской области, территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, не нашли оснований для отказа в установлении или изменении межмуниципального маршрута.

Пунктом 22 Порядка установлены основания отказа в установлении или изменении межмуниципального маршрута: 1) в заявлении об установлении или изменении межмуниципального маршрута указаны недостоверные сведения; 2) межмуниципальный маршрут не соответствует требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере транспорта; 3) техническое состояние улиц, автомобильных дорог, не относящихся к автомобильным дорогам федерального значения, по которым проходит межмуниципальный маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений не соответствует максимальной полной массе и (или) габаритам транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту; 4) межмуниципальный маршрут не обеспечивает транспортную связь для наибольшего числа пассажиров по кратчайшему направлению между основными остановочными пунктами (в том числе начальным и конечным остановочными пунктами); 5) наличие действующего межмуниципального маршрута, повторяющего предлагаемый к установлению маршрут более чем на 80 процентов.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что заявление АО «Томскавтотранс» и приложенные к нему документы соответствовали требованиям пунктов 17, 18 и 19 Порядка; департаментом письмами от 27.02.2020 №№ БЮ-96/3, № БЮ-97/2, БЮ-98/2, БЮ-99/2 были направлены извещения об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок в адрес Управления Министерства внутренних дел России по Томской области, мэра города Томска, главы Томского района, главы Администрации городского округа закрытого административно - территориального образования Северск Томской области; от указанных лиц получены согласования изменения межмуниципального маршрута № 400 «Северск - Томск» (письма от 26.03.2020 № 01/1053, от 06.03.2020 № 01-05-185, от 04.03.2020 № 20/1886); основания для отказа в установлении или изменении межмуниципального маршрута департаментов выявлены не были, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о соблюдении департаментом порядка принятия оспариваемого распоряжения и его соответствии требованиям действующего законодательства.

Кроме того, учитывая, что 17.10.2020 в соответствии с Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Томской области на 2017 - 2020 годы, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 23.06.2017 № 230а, статьей 14, пунктом 17.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» департаментом заключен государственный контракт с АО «Томскавтотранс» на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту № 443; в соответствии с условиями конкурсной документации и государственного контракта от 04.09.2020 № 19/2020-442/443/308/313 подрядчик был обязан приступить к выполнению работ с 25.09.2020; оспариваемое распоряжение (в редакции распоряжения от 23.07.2020 № 71) вступило в силу с 25.09.2020, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не может нарушать права общества поскольку с момента заключения государственного контракта оно не осуществляет перевозки по спорному маршруту.

При таких обстоятельствах и с учетом результатов рассмотрения дела № А67-685/2021, в рамках которого рассматривался вопрос о прекращении договора от 13.01.2010, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у департамента оснований для принятия оспариваемого распоряжения, отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.08.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 19.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А67-171/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи Ю.Н. Киричёк

Г.А. Шабанова