ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-2788/17 от 04.08.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-2788/2017

04.08.2017

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В.

без вызова сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации города Томска (07АП-5739/17)

на решение Арбитражного суда Томской области от 19.06.2017 (мотивированное решение изготовлено 26.06.2017) по делу № А67-2788/2017 (судья С.Г. Аксиньин)

по иску Муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации города Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ассоциации «Некоммерческое партнерство «Томский региональный ресурсный центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 14 990 руб. штрафа по муниципальному контракту № 20 от 14.07.2015 за нарушение условия о личном оказании услуг,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации города Томска (далее – Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к ассоциации «Некоммерческое партнерство «Томский региональный ресурсный центр» (далее – НП «Томский региональный ресурсный центр», ответчик) о взыскании 14 990 руб. штрафа по муниципальному контракту № 20 от 14.07.2015.

Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 19.06.2017 (мотивированное решение изготовлено 26.06.2017) в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт, в котором полностью удовлетворить требование истца.

Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Ответчик в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения в порядке статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд считает, что оснований для его отмены или изменения не имеется.

Из материалов дела следует, что 14.07.2015 между Администрацией Города Томска (далее – заказчик) и НП «Томский региональный ресурсный центр» (далее – исполнитель) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заключен муниципальный контракт № 20 на оказание услуг по организации и проведению молодежного проекта «Школа лидеров национально-культурных автономий». Цена контракта составляет 149 900 руб. (пункт 2.1).

В пункте 1.2. контракта указано, что объем и характеристики предоставляемых услуг определены в техническом задании (приложение № 1 к контракту). Контрактом предусмотрено, что исполнитель оказывает услуги по проведению проекта «Школа лидеров национально-культурных автономий», а именно услуги по проведению очного курса тренинговой программы для слушателей по развитию управленческих и лидерских компетенций молодых представителей национально-культурных автономий: проведение 8 очных тренинговых занятий для участников, направленных на развитие управленческих и лидерских компетенций молодых представителей национально-культурных автономий. Каждое занятие 8 академических часов. Занятия проходят в выходной день (суббота и воскресенье). В тренинге одновременно должны принимать участие до 24 человек. Темы занятий согласуются с заказчиком. Проведение 7 очных семинарских занятий по тематике национальной толерантности, профилактике экстремизма, межкультурной коммуникации, социальному проектированию. Темы занятий согласуются с заказчиком. Каждое занятие 3 академических часа, в вечернее время, в рабочие дни, один раз в неделю. В семинаре одновременно должны принимать участие до 24 человек. Виды занятий и формы обучения: семинарские занятия: информационные блоки по основным понятиям и специфике применения управленческих технологий; практические занятия: групповые дискуссии, моделирование и анализ проблемных рабочих ситуаций, деловые игры. Требования к преподавательскому составу: наличие ученой степени; наличие сертификата бизнес-тренера; опыт проведения тренингов не менее 5 лет, знание возрастной психологии, соблюдение техники безопасности. Кандидатуры бизнес-тренеров согласуются с заказчиком.

Пунктом 4.4.1 контракта предусмотрено, что исполнитель обязан оказывать услуги в соответствии с требованиями технического задания (приложение № 1 к контракту) и условиями контракта.

Пунктом 6.6 контракта стороны установили, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, начисляется штраф в виде фиксированной суммы – 10% цены контракта.

Как указано в акте департамента финансов администрации Города Томска от 09.09.2016, составленного в рамках проведения проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2015 году на реализацию муниципальной программы «Молодёжь Томска» на 2015-2020 годы, исполнитель привлек к оказанию услуг по контракту 12 соисполнителей (ООО «Центр Оперативной Полиграфии» на разработку методических пособий и сертификатов, их печать и 11 физических лиц для проведения очного курса тренинговых программ и административного обеспечения проекта).

Предусмотренные условиями муниципального контракта услуги приняты администрацией г. Томска по акту от 06.11.2015 б/н, оплата за выполненные услуги произведена платежным поручением от 27.11.2015 № 343269 на сумму 149 000 руб.

Как указывает истец, поскольку исполнитель надлежащим образом не исполнил контракт, а именно в нарушение условий контракта привлек к оказанию услуг соисполнителей, он обязан уплатить штраф в виде фиксированной суммы в размере 10% цены контракта.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия исполнителя по привлечению соисполнителей не противоречит действующему законодательству и оценены судом как действия исполнителя в рамках исполнения договора оказания услуг.

Суд апелляционной инстанции, поддерживая позицию суда первой инстанции, приходит к следующим выводам.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Частью 4 статьи 34 Закона №44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (законная неустойка).

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (пункт 1 статьи 527 ГК РФ).

В соответствии с положениями ГК РФ при исполнении договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе для государственных и муниципальных нужд, исполнитель в общем случае не ограничен в возможностях по привлечению соисполнителей (субподрядчиков).

Согласно положениям статьи 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Между тем, пунктом 1.1 муниципального контракта №20 от 14.07.2015 установлено, что его предметом является совершение за плату действий не только по проведению, но и по организации молодежного проекта.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что организационные мероприятия выполнены лично ответчиком.

Доказательств обратного истцом в материалы дела не предоставлено.

Согласно пункту 1 статьи 313 ГК РФ обязательство может быть исполнено третьим лицом, если только из норм законодательных и подзаконных актов, а также из самого обязательства не вытекает, что оно должно исполняться лично тем лицом, на которое оно возложено.

При этом обязанность исполнителя оказать услуги лично не препятствует ему привлечь для этого третьих лиц, если сам предмет услуг выражается в организации осуществления определенных действий в определенные заказчиком месте и время (данный вывод подтверждается судебной практикой - постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 №15АП-13381/2010).

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что действия исполнителя по привлечению соисполнителей в отсутствие прямого указания на такую возможность условиями контракта являются несоблюдением условий исполнения контракта, были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Судом установлено, что действия исполнителя по привлечению соисполнителей не противоречат действующему законодательству и являются, по сути, действиями исполнителя в рамках исполнения договора оказания услуг.

Из условий контракта, технического задания к муниципальному контракту следует, что контрактом предусмотрено привлечение соисполнителей, что подтверждается характером данной услуги (организация и проведение молодежного проекта), указание в техническом задании на необходимость согласования кандидатур преподавателей, что предоставляет исполнителю право привлечения высококвалифицированных специалистов, которые и были привлечены к проведению тренингов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, в тексте муниципального контракта отсутствует прямое указание об обязанности исполнителя выполнить предусмотренные договором работы лично, без привлечения соисполнителей.

Отклоняя доводы истца о нарушении ответчиком условий контракта, суд обоснованно сослался на то обстоятельство, что акт сдачи-приемки услуг подписан сторонами без замечаний. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 №305-ЭС15-7020 по делу №А40-24477/2015 выражена правовая позиция, согласно которой привлечение третьих лиц без согласования с заказчиком не является основанием для взыскания штрафа, если организационные мероприятия выполнены ответчиком лично. При таких обстоятельствах, установив, что право на привлечение соисполнителей возникло на основании муниципального контракта, предметом которого являлось совершение за плату действий не только по проведению, но и по организации мероприятия, организационные мероприятия выполнены ответчиком лично, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании штрафа. При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Томской области от 19.06.2017 (мотивированное решение изготовлено 26.06.2017) по делу № А67-2788/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья: Павлюк Т.В.