Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А67-3474/2017
Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме января 2018 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕДХЭЛП» на решение от 16.08.2017 Арбитражного суда Томской области (судья Сенникова И.Н.) и постановление от 20.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Полосин А.Л., Усанина Н.А.) по делу № А67-3474/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МЕДХЭЛП» (634050, г. Томск, ул. Трифонова, 22»б», ИНН 7017241014, ОГРН 1097017010133) к Губернатору Томской области (634050, г. Томск, пл. Ленина, 6) о признании недействительным распоряжения.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент инвестиций Томской области и Департамент здравоохранения Томской области.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Хлебников А.В.) в заседании участвовали представители: от Губернатора Томской области – ФИО2 по доверенности от 25.05.21017, от Департамента инвестиций Томской области – ФИО3 по доверенности от 16.06.2018.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью «МЕДХЭЛП» (далее –
ООО «МЕДХЭЛП», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Губернатора Томской области от 12.12.2016 № 294-р «Об исключении инвестиционного проекта из Реестра инвестиционных проектов Томской области и о прекращении государственной поддержки».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Томской области и Департамент инвестиций Томской области.
Решением от 16.08.2017 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 20.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ООО «МЕДХЭЛП» требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования.
По мнению заявителя, оспариваемое им распоряжение принято без выяснения обстоятельств, объективно препятствующих продолжению государственной поддержки проекта, то есть нарушает права и законные интересы ООО «МЕДХЭЛП» в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, общество не согласно с выводом суда о пропуске без уважительных причин срока на обращение с заявлением в суд.
В отзывах на кассационную жалобу Губернатор Томской области и Департамент инвестиций Томской области, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению
по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между администрацией Томской области и ООО «МЕДХЭЛП» (исполнитель) заключено инвестиционное соглашение от 05.06.2014 № 28, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта «ЦСМ Клиника Больничная» на территории Томской области с предоставлением исполнителю субсидии из средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий
на возмещение части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов на возмещение части процентной ставки в размере 8% годовых
от суммы кредита, но не более 2 500 000 руб. за год, сроком до 5 лет
по кредитному договору на общую сумму 48 000 000 руб., заключенному исполнителем с целью реализации инвестиционного проекта.
Период субсидирования определен с 01.01.2014 по 31.12.2018.
Пунктом 2.3 данного инвестиционного соглашения предусмотрено, что
в случае невыполнения исполнителем более чем на 10%
в меньшую сторону планового значения одного из показателей, указанных
в приложении 1 к соглашению, администрация имеет право расторгнуть соглашение в одностороннем порядке, прекратив субсидирование с даты, указанной в распоряжении Губернатора Томской области об исключении инвестиционного проекта субъекта инвестиционной деятельности из Реестра инвестиционных проектов Томской области и прекращении государственной поддержки субъекта инвестиционной деятельности.
В соответствии с пунктом 5.3 инвестиционного соглашения исполнитель по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 1 января текущего финансового года обязан представлять в Департамент инвестиций Томской области письменный отчет о выполнении работ по реализации инвестиционного проекта по установленной форме.
Распоряжением Губернатора Томской области от 17.04.2014 № 104-р куратором инвестиционного проекта ООО «МЕДХЭЛП» назначен Департамент здравоохранения Томской области.
В результате анализа представленного ООО «МЕДХЭЛП» 19.02.2016 отчета о ходе реализации инвестиционного проекта Департаментом инвестиций Томской области установлено, что обществом по состоянию
на 01.01.2016 не выполнено условие инвестиционного соглашения
по показателю «Средняя заработная плата по организации», отклонение составило в меньшую сторону более чем на 10%. При плане 47 742 руб. фактический размер заработной платы по организации составил 37 787 руб., что меньше планового показателя на 20,9%.
В связи с этим И.О. Губернатора Томской области подписано оспариваемое заявителем распоряжение от 12.12.2016 № 294-р «Об исключении инвестиционного проекта из Реестра инвестиционных проектов Томской области и о прекращении государственной поддержки», согласно которому с 01.01.2016 прекращена государственная поддержка ООО «МЕДХЭЛП» на основании пункта 4 части 1 статьи 9 Закона Томской области от 18.03.2003 № 29-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» (далее – Закон № 29-ОЗ), пункта 6 Порядка формирования и ведения Реестра инвестиционных проектов Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 16.10.2007 № 140 «О порядке формирования и ведения Реестра инвестиционных проектов Томской области» (пункт 1).
Пунктом 2 названного распоряжения Департаменту инвестиций Томской области предложено исключить из Реестра инвестиционных проектов Томской области инвестиционный проект «ЦСМ Клиника Больничная».
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным оспариваемого им распоряжения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 29-ОЗ инвестиционное соглашение подлежит расторжению при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 6 части 1 статьи 9 настоящего Закона, в частности, при невыполнении субъектом инвестиционной деятельности обязательств по реализации инвестиционного проекта, взятых на себя в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области, регулирующими порядок предоставления конкретных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности при отсутствии решения Координационного совета по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона № 29-ОЗ).
Согласно пункту 2 части 9 Закона № 29-ОЗ прекращение государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности
по основаниям, указанным в пунктах 2 - 6 части 1 статьи 9 Закона, наступает с даты, установленной распоряжением Губернатора Томской области
об исключении инвестиционного проекта субъекта инвестиционной деятельности из Реестра инвестиционных проектов Томской области
и прекращении государственной поддержки субъекта инвестиционной деятельности.
Пунктом 30.1 постановления администрации Томской области от 22.02.2008 № 27а «О предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов» (далее – постановление № 27а) предусмотрено, что заключение, изменение
и расторжение инвестиционного соглашения осуществляются в порядке, предусмотренном Законом № 29-ОЗ.
Инвестиционное соглашение подлежит изменению в случае невыполнения субъектом инвестиционной деятельности (инвестором) более чем на 10% в меньшую сторону планового значения одного из показателей, указанных в приложении № 1 к инвестиционному соглашению, при наличии решения Совета об изменении инвестиционного соглашения, принимаемого в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Закона № 29-ОЗ.
Установление факта невыполнения субъектом инвестиционной деятельности (инвестором) более чем на 10% в меньшую сторону планового значения одного из показателей, указанных в приложении № 1 к инвестиционному соглашению, осуществляется посредством проведения проверки отчетов о выполнении работ по реализации инвестиционного проекта, представляемых субъектом инвестиционной деятельности (инвестором) в соответствии с пунктом 7.5 инвестиционного соглашения.
Департамент инвестиций Томской области не позднее пяти рабочих дней со дня установления такого факта сообщает куратору инвестиционного проекта и субъекту инвестиционной деятельности (инвестору) о выявленных нарушениях с целью инициирования ими процедуры внесения изменений в инвестиционное соглашение.
При внесении изменений в инвестиционное соглашение в порядке, предусмотренном названным пунктом, размер субсидирования не пересматривается. Изменения, вносимые в инвестиционные соглашения, оформляются дополнительными соглашениями к инвестиционным соглашениям.
Согласно пункту 31 постановления № 27а при установлении факта невыполнения субъектом инвестиционной деятельности (инвестором) обязательств, принятых на себя в соответствии с заключенным инвестиционным соглашением, в том числе в первом периоде реализации проекта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30.1 названного Положения, Департамент инвестиций Томской области готовит проект распоряжения Губернатора Томской области об исключении проекта субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) из Реестра инвестиционных проектов Томской области и прекращении государственной поддержки субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) при отсутствии решения Совета об изменении инвестиционного соглашения, предусмотренного абзацем 1 пункта 30.1 названного Положения.
Указанный проект распоряжения Губернатора Томской области Департамент инвестиций Томской области готовит в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения сообщения от структурного подразделения Администрации Томской области или иного исполнительного органа государственной власти Томской области, курирующего реализацию инвестиционного проекта, об отсутствии оснований для внесения изменений в инвестиционное соглашение.
Инвестиционное соглашение, заключенное с субъектом инвестиционной деятельности (инвестором), считается расторгнутым с даты, установленной распоряжением Губернатора Томской области об исключении проекта субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) из Реестра инвестиционных проектов Томской области и прекращении государственной поддержки субъекта инвестиционной деятельности. На основании распоряжения Губернатора Томской области об исключении проекта субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) из Реестра инвестиционных проектов Томской области и прекращении государственной поддержки субъекта инвестиционной деятельности Департамент инвестиций Томской области прекращает субсидирование субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) с даты, установленной указанным распоряжением.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в результате анализа представленного ООО «МЕДХЭЛП» 19.02.2016 отчета Департамент инвестиций Томской области выявил факт невыполнения обществом условия инвестиционного соглашения от 05.06.2014 № 28 по показателю «Средняя заработная плата по организации» на 01.01.2016 в меньшую сторону более чем на 10% и 20.02.2016 направил куратору инвестиционного проекта – Департаменту здравоохранения Томской области письмо № 20-0089 с просьбой предоставить в срок до 04.03.2016 предложения о внесении изменений в инвестиционное соглашение либо о его расторжении.
Поскольку письмами от 01.03.2016 № 5 и от 02.03.2016 № 6
ООО «МЕДХЭЛП» сообщило Департаменту здравоохранения Томской области об отсутствии у общества возможности выполнения всех условий соглашения в условиях экономического кризиса и продолжении проекта без государственной поддержки, Департамент здравоохранения Томской области направил Департаменту инвестиций Томской области письмо от 04.03.2016 № 60-1944 о целесообразности расторжения инвестиционного соглашения от 05.06.2014 № 28 по указанным обществам причинам.
Департаментом инвестиций Томской области 10.03.2016, то есть не позднее 5 рабочих дней со дня получения сообщения куратора инвестиционного проекта об отсутствии оснований для внесения изменений в инвестиционное соглашение, подготовлен проект распоряжения Губернатора Томской области об исключении проекта ООО «МЕДХЭЛП» из Реестра инвестиционных проектов Томской области и прекращении государственной поддержки заявителя.
Согласно листу согласования проект распоряжения был согласован 10.03.2016 заместителем Губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям, 15.03.2016 – начальником Департамента здравоохранения Томской области, 24.03.2016 – заместителем Губернатора Томской области по социальной политике.
После согласования названного проекта распоряжения в Департамент инвестиций Томской области поступило письмо Департамента здравоохранения Томской области от 28.03.2016 № 60-2745 с просьбой не принимать к сведению ранее направленное письмо от 04.03.2016 № 60-1944 о расторжении инвестиционного соглашения от 05.06.2016 № 28 в связи с получением предложений от ООО «МЕДХЭЛП» о корректировке показателей инвестиционного проекта.
Согласно части 3 статьи 8.1 Закона № 29-ОЗ инвестиционное соглашение изменяется в случаях, определяемых нормативным правовым актом Администрации Томской области, регламентирующим предоставление конкретной формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, и порядке, установленном частями 1 и 3 статьи 8 настоящего Закона.
Частью 1 статьи 8 Закона Томской области № 29-ОЗ предусмотрено, что решение о предоставлении государственной поддержки и условиях ее предоставления принимается Координационным советом по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий (далее – Совет) на основании заявления субъекта инвестиционной деятельности и экспертного заключения, а также заключения структурного подразделения Администрации Томской области или иного исполнительного органа государственной власти Томской области, рекомендовавшего субъект инвестиционной деятельности к получению государственной поддержки.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Департамент здравоохранения Томской области неоднократно просил ООО «МЕДХЭЛП» представить скорректированный вариант проекта бизнес-плана для проведения Департаментом инвестиций Томской области экспертизы и формирования экспертного заключения, указывая, что на основании представленного бизнес-плана невозможно произвести оценку эффективности и подготовить экспертное заключение.
Принимая во внимание, что ООО «МЕДХЭЛП» указанные действия не были выполнены, а в последующем письмом от 28.10.2016 № 27 общество обратилось в Департамент инвестиций Томской области с повторной просьбой о расторжении инвестиционного соглашения от 05.06.2014 № 28, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным оспариваемого им распоряжения Губернатора Томской области.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о нарушении процедуры принятия оспариваемого распоряжения, прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, а также о пропуске срока для обращения в арбитражный суд, получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.08.2017 Арбитражного суда Томской области и постановление от 20.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-3474/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.И. Ильин
Судьи Д.В. Григорьев
О.Ю. Черноусова