улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А67-3873/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2018 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего | ФИО1, | |
судей | ФИО2 ФИО3 | |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гавриловой Е.А.
с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска
на решение Арбитражного суда Томской области от 16 августа 2018 года по делу № А67-3873/2018 (судья Чиндина Е.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4, г.Томск (ИНН <***> ОГРН<***>)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Томска
о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на использование
земельного участка по адресу: <...>, площадью 99 кв.м., выраженное
в письме от 15.01.2018 №01-01-21/136,
При участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО4, ФИО5 по доверенности от 01.03.2018;
от заинтересованного лица: ФИО6 по доверенности от 27.03.2018,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – заявитель, ФИО4, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска (далее - заинтересованное лицо, Департамент, апеллянт) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка по адресу: <...>, площадью 99 кв. м, выраженное в письме от 15.01.2018 № 01-01-21/136.
Решением от 16 августа 2018 года Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены, решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка по адресу: <...>, площадью 99 кв. м, выраженное в письме от 15.01.2018 № 01-01-21/136, признано незаконным.
Суд обязал Департамент архитектуры и градостроительства администрации
г. Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО4.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился
в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что доказательств - свидетельских показаний ФИО7 отсутствуют, не отражены мотивы принятия или отказа
в принятии этих доказательств; в рассматриваемом случае совокупности предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ условий для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагает, что доводы апеллянта основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В судебном заседании стороны поддержали позиции. Изложенные
в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ФИО4 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.05.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области за ОГРНИП <***>, ИНН <***>.
Индивидуальному предпринимателю на праве собственности принадлежит
1-этажное нежилое здание общей площадью 28,9 кв. м с кадастровым номером 70:21:0100021:6402, расположенное по адресу: <...>, а также земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100021:127, расположенный по адресу: <...>, площадью 820 кв. м, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и сооружений автосервиса.
В целях организации к данному земельному участку и зданию проезда, в том числе и противопожарного, 19.12.2017 ФИО4 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Томска с заявлением о выдаче разрешения на срок 25 лет на использование земель/земельного участка/части земельного участка, расположенного по адресу <...>, площадью 99 кв.м в границах согласно приложенной схеме земель на типографическом плане 1:500 (координаты характерных точек границ земельного участка указаны в таблице) для размещения элементов благоустройства территории: усовершенствованные покрытия (асфальт) и сопряжения поверхностей (бордюрный камень, бетон), согласно приложенному проекту объекта, планируемого к размещению.
К заявлению от 19.12.2017 индивидуальным предпринимателем приложен пакет документов, согласно требованиям пункта 5 Постановления Администрации Томской области от 29.07.2016 № 263а «Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Томской области» и Постановления администрации Города Томска от 01.09.2016 № 931 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Томск», а именно: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; проект объекта, планируемого к размещению; схема на топографическом плане в масштабе 1:500, изображающая сведения об участке местности, с показом границ и площади земель, на территории которых планируется размещение объекта, и указанием координат характерных точек таких границ с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости. Кроме того, заявителем представлено гарантийное обязательство о том, что в случае выявления на истребуемом земельном участке каких-либо зеленых насаждений заявитель обязуется при необходимости осуществить соответствующие меры: пересадка зеленых насаждений, компенсационная посадка и выплата компенсации в бюджет (в случае сноса насаждений), иные необходимые меры. Также ФИО4 к заявлению прилагался заключение Управления ГИБДД УМВД России по Томской области о согласовании проекта, как отвечающего нормативным требованиям по безопасности дорожного движения.
Решением, выраженным в письме № 01-01-21/136 от 15.01.2018, Департаментом отказано ФИО4 в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения элементов благоустройства, расположенного по адресу: <...>. В качестве основания для отказа в выдаче индивидуальному предпринимателю разрешения на использование земельного участка Департамент указал, что представленное ФИО4 заявление от 19.12.2017 вх. № 1185/14, а также проект объекта, планируемого к размещению, и схема земель на топографическом плане в масштабе 1:500 полностью соответствует без каких-либо изменений пакету документов, поданному заявителем 16.02.2017 вх.№ 125/14, и на которое ему уже было направлено письмо от 31.03.2017 № 01-01-19/3421 об отказе в предоставлении муниципальной услуги, содержащее аналогичные основания для отказа.
Считая решение Департамента № 01-01-21/136 от 15.01.2018 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, ФИО4 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) урегулирован порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 3 данной статьи определено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядок и условия размещения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на территории Томской области установлены в постановлении Администрации Томской области от 29.07.2016 № 263а «Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Томской области» (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка размещение объектов на землях осуществляется на основании разрешения на использование земель (далее - разрешение), выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области или органом местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), осуществляющим распоряжение землями (далее - уполномоченный орган).
Постановлением администрации Города Томска от 01.09.2016 № 931 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Томск» (далее - административный регламент), пунктом 4 которого установлено, что органом, уполномоченным на принятие решений о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Томск» для размещения объектов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (за исключением передвижных цирков, передвижных зоопарков и передвижных луна-парков, сезонных аттракционов), а также об отказе в выдаче таких разрешений является Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.
Пунктом 11 Порядка и пунктом 2.8 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков:
1) планируемое размещение объекта не соответствует действующим положениям документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории (за исключением размещения временных (некапитальных) объектов);
2) размещение объекта не является разрешенным использованием для земель, на территории которых планируется его размещение;
3) планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и (или) нормативам градостроительного проектирования;
4) земли, на территории которых планируется размещение объекта, предоставлены для пользования физическому или юридическому лицу либо расположены на территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории или договор о комплексном освоении территории или принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) в отношении земель, на территории которых или на части которых планируется размещение объекта, поступило заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо заявление о предоставлении земельного участка (за исключением случаев, если принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об отказе в предоставлении земельного участка);
6) земли, на территории которых планируется размещение объекта, заняты правомерно размещенными нестационарными торговыми объектами либо иными временными (некапитальными) объектами, сохранение которых при планируемом размещении объекта не представляется возможным;
7) размещение объекта планируется на землях, в отношении которых на основании действующего решения об утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории предусматривается образование земельного участка (земельных участков), при отсутствии согласия на выдачу разрешения лица, по заявлению которого было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков);
8) планируется размещение объекта, не указанного в перечнях видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 и Законом Томской области от 12.07.2016 № 73-ОЗ;
9) заявление, приложенные к нему документы содержат недостоверную информацию и (или) противоречат друг другу и (или) документам, полученным в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Томск» регулируются разделом III Административного регламента.
Пунктом 3.2 указанного раздела Административного регламента установлено, что муниципальная услуга включает в себя следующие административные процедуры:
1) регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов, наложение резолюции об исполнении заявления;
2) возврат заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов;
3) приостановление срока рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги;
4) осуществление запроса недостающих документов для предоставления муниципальной услуги в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
5) рассмотрение заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов, рассмотрение вопроса о наличии (отсутствии) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и подготовка проекта распоряжения о выдаче разрешения на использование или проекта об отказе в выдаче разрешения на использование;
6) согласование, подписание и регистрация проекта распоряжения о выдаче разрешения на использование или письма об отказе в выдаче разрешения на использование;
7) выдача (направление) результата предоставления муниципальной услуги.
В силу пункта 3.7 раздела III Административного регламента в рамках административной процедуры рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов, рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и подготовки проекта распоряжения о выдаче разрешения на использование или проекта письма об отказе в выдаче разрешения на использование, должностное лицо, ответственное за выполнение административной процедуры выполняет следующие действия:
а) проверяет заявление о предоставлении муниципальной услуги, рассматривает документы на предмет отсутствия (наличия) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренные в пункте 2.8 настоящего административного регламента;
б) проводит обследование земель, земельного участка, на территории которых планируется размещение объекта, с составлением акта, отображающего характеристики земельного участка, расположенные в их границах зданий, строений, сооружений, их назначения, объектов незавершенного строительства, нестационарных торговых объектов, временных (некапитальных) объектов;
в) проводит анализ представленной заявителем схемы на топографическом плане в масштабе 1:500, изображающей сведения об участке местности с показом границ и площади земель, на территории которых планируется размещение объекта, и указанием координат характерных точек таких границ с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости (далее - проект схемы размещения объекта), на предмет соответствия установленным требованиям (а также материалам и сведениям), а именно:
- утвержденным документам территориального планирования;
- правилам землепользования и застройки;
- проектам планировки и проектам межевания территории;
- землеустроительной документации;
- положениям об особо охраняемых природных территориях;
- положениям о зонах с особыми условиями использования территории;
- сведениям о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
- сведениям о местоположении границ земельных участков;
- сведениям о местоположении зданий, строений, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами Томской области, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, нестационарными торговыми объектами либо иными объектами, сохранение которых при планируемом размещении не представляется возможным;
г) проводит сверку границ территории, на которой планируется размещение объекта, с границами смежных земельных участков, границами утвержденных красных линий, проверяет наличие в отношении земли, земельного участка, на территории которых планируется размещение объекта, прав третьих лиц, наличие ограничений на рассматриваемой территории;
д) проверяет местоположение границ и размер территории, на которой планируется размещение объекта, на соответствие требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и нормативам градостроительного проектирования;
е) вносит в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования «Город Томск» координаты поворотных точек границ территории, на которой планируется размещение объекта, с присвоением данной территории условного номера в указанной системе;
ж) проверяет расположение территории, в отношении которой испрашивается разрешение на использование, в охранной зоне инженерных коммуникаций;
з) за исключением случаев, указанных в подпункте и) пункта 3.7 настоящего административного регламента, подготавливает и согласовывает проект распоряжения Департамента о выдаче разрешения на использование;
и) при наличии оснований для принятия решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего административного регламента, выявленных в ходе рассмотрения документов, подготавливает проект письма об отказе в выдаче разрешения на использование;
к) передает проект распоряжения о выдаче разрешения на использование и проект схемы размещения объекта либо проект решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги в организационно-контрольный комитет Департамента для организации процедуры согласования и подписания.
При этом критерием принятия решений является наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего Административного регламента.
Результатом административной процедуры является подготовка ответственным специалистом комитета проекта распоряжения о выдаче разрешения на использование либо проекта письма об отказе в выдаче разрешения на использование.
Таким образом, Административным регламентом предусмотрено выполнение ответственным должностным лицом Департамента целого ряда последовательных процедур при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на использование земельных участков и принятия соответствующего решения.
Из материалов дела следует, что в решении об отказе в выдаче разрешения на использование спорного земельного участка, выраженного в письме от 15.01.2018 № 01-01-21/136, основанием для отказа Департамент указывает лишь на то, что представленное индивидуальным предпринимателем ФИО4 заявление от 19.12.2017 вх. № 1185/14, а также проект объекта, планируемого к размещению, и схема земель на топографическом плане в масштабе 1:500 полностью соответствует без каких-либо изменений пакету документов, поданному 16.02.2017 вх. № 125/14. Также Департамент в оспариваемом решении указывает, что ранее на обращение ФИО4 от 16.02.2017 вх. № 125/14 о выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: <...>, уже было направлено письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 31.03.2017 № 01-01-19/3421, содержащее аналогичные основания для отказа.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд указал на представление предпринимателем отличного пакета документов от представленных в феврале 2017 года, поскольку в 2018 году заявителем также представлено гарантийное обязательство и ответ Управления ГИБДД УМВД России по Томской области.
Судом установлено, что из содержания решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка от 31.03.2017 № 01-01-19/3421 следует, что основанием для отказа со ссылкой на пункт 2.8 административного регламента послужило то обстоятельство, что планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и (или) нормативам градостроительного проектирования.
Однако, ни в оспариваемом в настоящем деле решении Департамента, ни в решении принятом заинтересованным лицом ранее, не указано, каким именно требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и (или) нормативам градостроительного проектирования не соответствует планируемый объект размещения.
Ссылка Департамента на решение Комиссии по сохранению зеленых насаждений и ландшафтов в г. Томске (протокол № 8 от 02.03.2017) (далее - ландшафтная комиссия) об отказе в согласовании возможности размещения элементов благоустройства по спорному адресу в целях сохранения существующих зеленых насаждений обоснованно не учтена судом.
Как следует из представленных в материалы дела письменных пояснений Департамента и пояснений его представителя, данных в ходе судебных разбирательств, по существу заявление ФИО4 от 19.12.2017 с прилагаемыми документами рассмотрено не было, в связи с чем вывод суда о нарушении Департаментом требований Административного регламента, а в частности пункта 3.7 раздела III, где указывается на обязанность ответственного должностного лица проверить и рассмотреть заявление; провести обследование земельного участка, на территории которого планируется размещение объекта, с составлением соответствующего акта; провести анализ представленной заявителем схемы на топографическом плане в масштабе 1:500 и пр. является обоснованным.
Кроме того, не было рассмотрено гарантийное обязательство ФИО4 от 19.12.2017 об осуществлении пересадки зеленых насаждений, компенсационной посадки, выплаты компенсации в бюджет в случае сноса насаждений, и осуществления иных необходимых мер.
Протоколом ландшафтной комиссии № 8 от 02.03.2017 отказано в согласовании возможности размещения элементов благоустройства по спорному адресу в целях сохранения существующих зеленых насаждений, в котором указано, что при выезде на место (акт от 01.03.2017 № 53-л) установлено, что на исследуемой территории произрастают зеленые насаждения породы сирень, береза, сосна.
Постановлением Мэра города Томска от 05.08.2004 № 393 утверждено Положение о комиссии по сохранению зеленых насаждений и ландшафтов в г. Томске (ландшафтной комиссии), пунктами 3.2 и 3.3 которого установлено, что к компетенции ландшафтной комиссии помимо прочего относится: определение возможности сноса или пересадки земельных насаждений, а также возможности проведения компенсационного озеленения при рассмотрении соответствующих заявлений заинтересованных лиц; определение размера восстановительной (компенсационной) стоимости за вырубку (снос) или повреждение зеленых насаждений в соответствии с муниципальными правовыми актами Города Томска.
Пунктом 4.14 Положения о ландшафтной комиссии установлено, что в случае необходимости определения ценности ландшафта, вида и количества произрастающих на участке зеленых насаждений для принятии решений, указанных в пункте 4.11 настоящего Положения, члены и иные представители комиссии выезжают на местонахождение зеленых насаждений.
Судом установлено, что повторное обследование территории на предмет наличия зеленых насаждений на испрашиваемом земельном участке, при вынесении оспариваемого решения от 15.01.2018 № 01-01-21/136 Департаментом в нарушение пункта 3.7 административного регламента не проведено, не направлено заявление в ландшафтную комиссию о согласовании возможности предоставления спорного земельного участка для размещения элементов благоустройства, в частности усовершенствования покрытия и сопряжения поверхностей, а также в связи с представленным ФИО4 гарантийным обязательством, рассмотрения вопроса о возможности пересадки имеющейся на территории растительности, либо проведения компенсационной посадки и определения размера стоимости повреждения зеленых насаждений; выезд ландшафтной комиссии на спорный участок для определения ценности, вида и количества зеленых насаждений, не осуществлен.
Кроме того, судом учтено, что пунктом 2.8 Административного регламента не предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Томск» как решение ландшафтной комиссии об отказе в согласовании возможности предоставления земельного участка для размещения элементов благоустройства, каких-либо указаний на конкретные нормы, в том числе, Правил благоустройства, которые нарушены Заявителем отказ в выдаче разрешения на использование земель от 31.03.2017 № 01-01-19/3421, а соответственно и оспариваемый отказ не содержит.
Кроме того, из письма заместителя начальника департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска ФИО8 от 07.03.2018 № 01-01-21/1170 усматривается, что рассмотрев обращение ФИО4 по вопросу зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, предназначенном для эксплуатации здания и сооружения автосервиса (кадастровый номер 70:21:0100021:127) и организации проезда к земельному участку по адресу: <...> в части вопроса организации проезда по указанному адресу отдел дорожного движения Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска не возражает против организации указанного проезда с учетом согласования проекта для размещения элементов благоустройства территории: усовершенствования покрытия и сопряжения поверхности.
Как следует из ответа заместителя мэра Города Томска - начальника Департамента архитектуры и градостроительства ФИО9 уполномоченному по защите прав предпринимателей в Томской области от 21.05.2018 №01-01-21/2608 «О земельном участке по адресу: <...>», в ответ на обращение ФИО4 по вопросу предоставления информации о возможности удовлетворения заявления
о выдаче разрешения на использование земельного участка, смежного с земельным участком по адресу: <...> от 08.02.2018 последнему предложено предоставить проект благоустройства территории: усовершенствованного покрытия
и сопряжения поверхностей в департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска с учетом соблюдения действующих требований, норм и правил в части обеспечения должных условий безопасности дорожного движения и Правил благоустройства МО «Город Томск» для рассмотрения данного вопроса на заседание городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что как в ответе от 07.03.2018, так и ответе от 21.05.2018 не имеется указание на то, что основанием, препятствующим предоставлению разрешения на использование спорного земельного участка, является наличие зеленых насаждений.
В связи с изложенным, судом правильно установлены обстоятельства того, что заявление ФИО4 от 19.12.2017 с прилагаемыми документами при вынесении решения от 15.01.2018 № 01-01-21/136 Департаментом по существу не рассматривалось (иного из материалов дела не следует), решение об отказе в выдаче разрешения на использование спорного земельного участка вынесено по формальным признакам, в связи с чем допущено нарушение права индивидуального предпринимателя на получение муниципальной услуги; заинтересованным лицом не доказано наличие на момент вынесения оспариваемого решения от 15.01.2018 на спорном земельном участке каких-либо зеленых насаждений, снос или пересадка которых невозможна (из представленного в материалы дела акта обследования 10.01.2017, должностным лицом, проводившим осмотр, установлено лишь отсутствие на испрашиваемом земельном участке капитальных строений, наличие на спорном земельном участке каких-либо зеленых насаждений данным лицом не зафиксировано), решение Департамента от 15.01.2018 № 01-01-21/136 не содержит правовых и нормативных оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Проанализировав указанные обстоятельства дела, судебная коллегия поддерживает вывод суда о том, что оспариваемое решение Департамента не соответствует земельному законодательству и нормативно-правовым актам субъекта РФ, нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя, в связи с чем заявление ФИО4 о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка по адресу: <...>, площадью 99 кв. м, выраженного в письме от 15.01.2018 № 01-01-21/136 обоснованно удовлетворено.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют
о неправильном применении судом норм права и не являются основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе
не приведено, в связи с чем, оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции
не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Томской области от 16 августа 2018 года по делу
№ А67-3873/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий: Судьи: | ФИО1 ФИО2 ФИО3 |