ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-3945/20 от 10.02.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А67-3945/2020

Резолютивная часть постановления объявлена   февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Демидовой Е.Ю.

судей                                                    Зиновьевой Т.А.

                                                             Севастьяновой М.А.,

при ведении протокола помощником судьи Туз П.А., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Баранцевское» на решение от 03.08.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 29.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-3945/2020 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «Баранцевское» (634535, Томская обл., Томский р-он, с. Новорождественское, ул. Советская, 62, ИНН 7017087186, ОГРН 1047000089146) к Администрации Томской области (634050 г. Томск, пл. Ленина, 6, ИНН 7017069388, ОГРН 1027000918218) о признании недействительным распоряжения.

Третьи лица, участвующие в деле, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Карьер Мозжухинский» (650527, Кемеровская обл. - Кузбасс, Кемеровский р-он, пос. Пригородный, ул. Трудовая, д. 30,
ИНН 4234005989, ОГРН 1034234000811).

В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Баранцевское» – Смолова А.С. по доверенности от 14.10.2021.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Баранцевское»
(далее – ООО «Баранцевское», общество, заявитель) обратилось
в Арбитражный суд Томской области к Администрации Томской области (далее – Администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации  от 17.02.2020 № 87-ра «О порядке и условиях проведения аукциона на получение права пользования участком недр Серту, включающим проявление магматических
и метаморфических пород, расположенным в Томском районе Томской области, с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород» (далее также – распоряжение Администрации от 17.02.2020 № 87-ра).

К участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Карьер Мозжухинский»
(далее – ООО «Карьер Мозжухинский», третье лицо).

Решением от 03.08.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда требования ООО «Баранцевское» оставлены без удовлетворения.

Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь
на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов, изложенных в решении
и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению заявителя жалобы, экспертное заключение от 08.04.2021
№ 1-4/2021-Э не могло быть принято судом первой инстанции как достоверное и допустимое доказательство, следовательно, не могло быть положено в основу решения суда; считает, что суды не учли наличие противоречий в заключении эксперта; не дали правовой оценки всем выводам эксперта и неверно их истолковали; вывод судов об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что победителю аукциона на право пользования участком недр Серту будут необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и предоставлены земельные участки, используемые заявителем в настоящее время, общество считает противоречащим материалам дела; судами не применена норма права, а именно статья 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), согласно которой основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в частности, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
При этом, по мнению заявителя образуется ситуация, при которой при соблюдении установленных обязательных правил и регламентов добычи, большая часть полезных ископаемых останется не доступной для извлечения. Общество полагает, что судами неправомерно установлено, что геологическое изучение недр возможно выполнить без использования земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0300087:65, 70:14:0300087:64, 70:14:0300087:38 и части земельного участка
с кадастровым номером 70:14:0300087:76, которая накладывается на границы участка недр Серту.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация, соглашаясь
с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени
и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена
в отсутствие представителей Администрации и третьего лица в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При рассмотрении спора судами установлено, что ООО «Баранцевское» является недропользователем месторождения «Баранцевское» на основании лицензии ТОМ 00801 ТЭ зарегистрированной 13.07.2004. В целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, обществу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300087:76 (договор аренды земельного участка № 5-р от 20.04.2016, заключенный между Администрацией Томского района (арендодатель)
и ООО «Баранцевское» (арендатор).

На основании постановления Администрации Новорождественского сельского поселения от 15.11.2016 № 161 ООО «Баранцевское» был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300087:38 в окр. д. Мазалово по договору аренды земельного участка № 18 от 16.11.2016 в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами указанного выше месторождения «Баранцевское».

Решением от 20.11.2019 Арбитражного суда Томской области по делу
№ А67-6450/2018 договор аренды № 18 от 16.11.2016 был признан недействительным, земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300087:38 частично истребован в пользу Российской Федерации
в лице Федерального агентства лесного хозяйства. В настоящий момент
ООО «Баранцевское» ведет переговоры с новым собственником земельного участка относительно повторного предоставления земельного участка
обществу на основании пункта 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Также ООО «Баранцевское» использует земельные участки с кадастровыми номерами 70:14:0300087:65, 70:14:0300087:64.

24.10.2019 на официальном сайте для размещения информации
о проведении торгов www.torgi.gov.ru был объявлен аукцион на право пользованием участком недр Серту (Томская область) с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических
и метаморфических горных пород (Извещение от 24.10.2019
№ 241019/1958566/03, открытый аукцион). Организатором торгов являлся Департамент финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области на основании распоряжения Администрации от 15.10.2019 № 615-ра «О порядке и условиях проведения аукциона на получение права пользования участком недр Серту, включающим проявление магматических и метаморфических пород, расположенным в Томском районе Томской области, с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород». Изучив аукционную документацию, заявителем было обнаружено, что участок недр Серту, частично расположен на земельных участках, которые используются ООО «Баранцевское» для разработки своего месторождения, а именно
на вышеуказанных земельных участках с кадастровыми номерами 70:14:0300087:76, 70:14:0300087:38, 70:14:0300087:65, 70:14:0300087:64.

О данных обстоятельствах ООО «Баранцевское» уведомило Департамент финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области; аукцион был отменен путем отмены распоряжения Администрации от 15.10.2019 № 615-ра.

В мае 2020 года на официальном сайте для размещения информации
о проведении торгов www.torgi.gov.ru повторно объявлен аукцион на право пользованием участком недр Серту (Томская область) с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических
и метаморфических горных пород (Извещение от 21.02.2020
№ 210220/1958566/01).

Организатором торгов является Департамент финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области на основании распоряжения Администрации от 17.02.2020 № 87-ра «О порядке и условиях проведения аукциона на получение права пользования участком недр Серту, включающим проявление магматических и метаморфических пород, расположенным в Томском районе Томской области, с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород». Согласно указанному распоряжению от 17.02.2020 № 87-ра утверждены: решение об условиях аукциона на право пользования участком недр Серту (приложение № 1) содержащее краткую характеристику участка недр, условия пользования недрами участка Серту, реквизиты, образец заявки на участие в аукционе; порядок работы рабочей комиссии по проведению аукциона (приложение № 2); состав комиссии по проведению аукциона (приложение № 3).

Изучив аукционную документацию, ООО «Баранцевское» обнаружило, что границы участка недр Серту остались без изменений, однако добавлена информация о частичном расположении участка недр Серту на земельных участках с кадастровыми номерами 70:14:0300087:65; 70:14:0300087:64; 70:14:0300087:38; 70:14:0300087:76, а также о наличии обременении арендой.

Датой проведения аукциона является 05.06.2020 согласно протоколу
от 25.05.2020 № 4 заседания комиссии по проведению аукциона на право пользования участком недр Серту, включающим проявление магматических и метаморфических пород, расположенным в Томском районе Томской области, с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород в соответствии с распоряжением Администрации от 17.02.2020 № 87-ра.

Полагая, что названное распоряжение вынесено с нарушением законодательства о недрах, а также нарушает права и интересы заявителя, общество обратилось в Арбитражный суд Томской области
с соответствующим заявлением.

Определением от 30.12.2020 Арбитражного суда Томской области
по ходатайству заявителя назначена судебная экспертиза по делу, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Технопроект».

В соответствии с экспертным заключением от 08.04.2021 № 1-4/2021-Э, подготовленного по результату судебной экспертизы: согласно схеме совмещения земельных участков и горных отводов «Баранцевское» и Серту образовалось 6 контуров наложения месторождения Серту на земельные участки, из них: 3 контура на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0300087:76 площадью 0,32 га, 1,54 га и 0,17 га; 1 контур на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0300087:65 площадью 0,29 га, 1 контур на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0300087:64 площадью 0,2 га, 1 контур на земельном участке с кадастровым номером 70:14:0300087:38 «в старых границах» площадью 2,12 га.

По мнению экспертов, разработка участка недр Баранцевское возможна без земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0300087:65, 70:14:0300087:64, 70:14:0300087:38 и части земельного участка
с кадастровым номером 70:14:0300087:76, которая накладывается на границы участка недр Серту. Кроме того, в экспертном заключении указано, что возможен вариант без приостановки деятельности ООО «Баранцевское» путем обмена на аналогичный объект, построенный в новом месте.
В переходный период возможна одновременная работа двух площадок ДСЗ (дробильно-сортировочный завод). Геологическое изучение недр Серту возможно выполнить без использования земельных участков с кадастровыми номерами 70:14:0300087:65, 70:14:0300087:64, 70:14:0300087:38 и части земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300087:76, которая накладывается на границы участка недр Серту.

Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов руководствовались положениями статей 64, 65, 67, 82,110,198, 200, 201 АПК РФ, статей 6, 39.2 ЗК РФ,статьи 1 Федерального закона
от 05.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 2.3, 4, 6, 10.1, 11, 13.1, 25.1 Закона о недрах, статей 2, 4 Закона Томской области от 12.09.2003 № 116-ОЗ «О недропользовании на территории Томской области» (далее – Закон Томской области № 116-ОЗ), частями 4, 6 статьи 80 Устава (основного Закона) Томской области, Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденным Приказом Роснедр от 15.06.2012 № 687 «Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней» (далее – Порядок № 687), Перечнем участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории Томской области (далее – Перечень), утвержденным Распоряжением Администрации Томской области от 14.02.2018 № 90-ра «Об утверждении Перечня участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории Томской области» (далее – распоряжение Администрации Томской области от 14.02.2018 № 90-ра) (с учетом изменений), принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 24.06.2014 № 1314-О, позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении Президиума от 19.06.2006 № 15737/05, во взаимосвязи с выводами экспертов, содержащимися в экспертном заключении от 08.04.2021 № 1-4/2021-Э исходили из того, что оспариваемое заявителем распоряжение от 17.02.2020 № 87-ра принято Администрацией в пределах, установленных действующим законодательством полномочий и в надлежащей форме; участок недр Серту включен Администрацией в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в полном соответствии с установленным действующим законодательством порядком; в материалы дела не представлено доказательств наличия законного права на использование всех указанных обществом земельных участков, равно как и доказательств, подтверждающих, что победителю аукциона на право пользования участком недр Серту будут необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и предоставлены земельные участки, используемые заявителем в настоящее время, и, как следствие
отсутствия установленной законом совокупности условий, предусмотренной статьей 198 АПК РФ необходимой для признания оспариваемого распоряжения незаконным.

Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам
и действующему законодательству.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

Порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона о недрах.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе - предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока, при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно пунктам 7, 9 статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся предоставление права пользования участками недр местного значения и установление порядка пользования участками недр местного значения.

Согласно положениям статьи 13.1 Закона о недрах (здесь и далее в редакции действующей на дату издания оспариваемого распоряжения) принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются: 1) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения; 2) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.

В силу статьи 2 Закона Томской области № 116-ОЗ лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения, является компетенцией Администрации Томской области.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона Томской области № 116-ОЗ
к полномочиям Администрации Томской области относятся распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Томской области, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения. В соответствии с частью 2 статьи 4 указанного Закона предоставление права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Администрацией Томской области, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществляется по результатам аукциона. Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр местного значения, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр местного значения осуществляются Администрацией Томской области.

Согласно пунктам 2, 4 статьи 80 Устава (Основного Закона) Томской области правовыми актами Администрации Томской области являются постановления и распоряжения; акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц, издаются в форме распоряжений.

Учитывая вышеизложенные положения судами верно указано, что оспариваемое заявителем распоряжение от 17.02.2020 № 87-ра принято уполномоченным органом в пределах, установленных действующим законодательством полномочий и в надлежащей форме.

В соответствии с частью 2 статьи 2.3 Закона о недрах подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Согласно пункту 6.1 статьи 2 Закона Томской области № 116-ОЗ
к полномочиям Администрации Томской области относятся подготовка
и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию
с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (статья 2.3 Закона о недрах).

Согласно пункту 4 Порядка № 687 перечень участков недр местного значения в отношении каждого из содержащихся в нем участка недр местного значения должен включать: 1) сведения о наименовании участка недр, местоположении, географических координатах и площади участка недр; 2) сведения о виде общераспространенного полезного ископаемого, в отношении которого будет осуществляться геологическое изучение и (или) разведка и добыча полезных ископаемых; 3) сведения о ресурсах и (или) запасах общераспространенного полезного ископаемого, содержащегося в границах участка недр

Согласно пункту 5 Порядка № 687 орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует проект перечня участков недр местного значения по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку; в проект перечня участков недр местного значения включаются участки недр, в границах которых отсутствуют земельные участки из состава земель обороны, безопасности.

Для получения сведений о наличии или отсутствии земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участков недр местного значения, планируемых к включению в перечень участков недр местного значения, органы государственной власти субъекта Российской Федерации направляют запросы в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

По результатам рассмотрения проекта перечня участков недр местного значения территориальный орган Федерального агентства по недропользованию подготавливает и направляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации письмо о согласовании или об отказе в согласовании перечней участков недр местного значения с указанием причин отказа, а также, в случае расположения участков недр местного значения полностью или частично в границах геологических и (или) горных отводов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, прилагает к письму соответствующую информацию с указанием номеров лицензий (пункт 6 Порядка № 687).

Как установлено судами распоряжением Администрации Томской области от 14.02.2018 № 90-ра утвержден Перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории Томской области (далее - Перечень). Распоряжениями Администрации Томской области от 23.07.2019 № 447-ра, от 24.09.2019 № 573-ра в распоряжение Администрации Томской области от 14.02.2018 № 90-ра внесены изменения, в частности, Перечень дополнен сведениями об участке недр Серту, расположенном в Томском районе Томской области, содержащим запасы магматических и метаморфических пород (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности, для минеральной подкормки животных и птицы, декоративно-поделочных камней), с прогнозными ресурсами по категории РЗ - 10006000 м3. Указанный участок недр предназначен для предоставления в целях геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород.

Включение участка недр Серту в Перечень было в установленном порядке согласовано с отделом геологии и лицензирования по Томской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (письмо от 29.05.2019 № 12-05/819), Федеральной службой безопасности (письмо от 04.04.2019 № 3703-Шк), Министерством обороны Российской Федерации (письмо 20.02.2019 № 141/4646).

Указывая, что Администрация Томской области включила участок недр Серту в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в полном соответствии с установленным действующим законодательством порядком судами также правомерно учтено следующее.

Так, в соответствии с пунктом 8 Порядка № 687 отказ в согласовании перечней участков недр местного значения производится в следующих случаях: 1) предлагаемый к включению в указанный перечень участок недр местного значения полностью или частично расположен над или под месторождением полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным, находящимся в нераспределенном фонде; 2) предлагаемый к включению в указанный перечень участок недр местного значения полностью или частично расположен над или под проявлением твердых полезных ископаемых, учтенным в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых; 3) предлагаемый к включению в указанный перечень участок недр местного значения полностью или частично расположен в границах участка недр, включенного в федеральный фонд резервных участков недр, или участка недр федерального значения, находящегося в нераспределенном фонде.

Иных оснований для отказа во включении участка недр в перечень участков недр местного значения, в частности, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, наличия утвержденной ранее даты проведения аукциона на получение права пользования участком недр местного значения технической документации на иной участок недр местного значения, действующим законодательством не предусмотрено.

Наличие в границах участков недр местного значения иных земельных участков, кроме земельных участков из состава земель обороны и безопасности, наличие обременении и ограничений в отношении земельных участков, находящихся в границах участков недр местного значения, не является препятствием для включения участка недр в перечень участков недр местного значения и его дальнейшего предоставления в установленном порядке заинтересованным лицам.

С учетом изложенного также верно отклонены соответствующие аргументы заявителя со ссылкой на то, что Рабочий проект разработки Баранцевского месторождения строительного камня и Дополнение к «Рабочему проекту разработки Баранцевского месторождения строительного камня» разработаны и утверждены ранее принятия распоряжения Администрации Томской области от 17.02.2020 № 87-ра «О порядке и условиях проведения аукциона на получение права пользования участком недр Серту, включающем проявление магматических и метаморфических пород, расположенным в Томском районе Томской области, с целью геологического изучения, разведки и добычи магматических и метаморфических пород» (далее - распоряжение от 17.02.2020 № 87-ра) и, следовательно, должны быть учтены при формировании границ участка недр и аукционной документации.

Давая оценку доводам заявителя о том, что его права и законные интересы нарушены пересечением границ участка недр Серту с границами земельных участков с кадастровыми номерами: 70:14:0300087:65, 70:14:0300087:64, 70:14:0300087:38, 70:14:0300087:76 и отклоняя их суды обоснованно отметили, что общество не предоставляет доказательств наличия законного права на использование всех указанных им земельных участков.

Вместе с тем, согласно статье 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Таким образом, понятия «участок недр» и «земельный участок» не являются тождественными.

Действующее законодательство о недропользовании не связывает предоставление права пользования участком недр с наделением пользователя недр исключительным правом использования всех или некоторых земельных участков, находящихся в границах участка недр.

При этом, доказательств, подтверждающих, что победителю аукциона на право пользования участком недр Серту будут необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и предоставлены земельные участки, используемые заявителем в настоящее время, в материалы дела не предоставлено.

Более того, на стадии геологического изучения магматических и метаморфических пород в силу положений статьи 25.1 Закона о недрах, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ.

Проанализировав представленную заявителем техническую документацию судами установлено, что в рабочем проекте разработки Баранцевского месторождения строительного камня и дополнениях к нему, представленных в материалы дела заявителем, ссылки на используемые обществом земельные участки, а также на какие-либо географические координаты отсутствуют.

Согласно разделу 7 «Архитектурно-строительные решения» проектной документации по объекту: Дополнение к «Рабочему проекту разработки Баранцевского месторождения строительного камня» возведение капитальных зданий и сооружений на территории проектируемого карьера заданием на проектирование не предусматривается. Согласно разделу 9 «Генеральный план и внешний транспорт» проектной документации по объекту: Дополнение к «Рабочему проекту разработки Баранцевского месторождения строительного камня» в связи с очень длительным периодом эксплуатации карьера отведение земельных участков для разработки карьера будет производиться поэтапно. Расположение и площадь конкретных участков, изымаемых в пользование, обосновывается при составлении ежегодных проектов развития горных работ.

Из исследовательской части экспертного заключения № 1-4/2021-Э от 08.04.2021 следует, что в разделе 3.9 «Технологический комплекс на поверхности» Дополнения к «Рабочему проекту разработки Баранцевского месторождения строительного камня» (НПО «Гриме, 2019) (с. 17) указано, что объекты капитального строительства за границами горного отвода не предусмотрены, временные склады добытых магматических пород формируются на территории карьерного поля (т.е. в границах горного отвода), горюче-смазочные материалы хранятся на складах подрядных организаций, заправка техники осуществляется автозаправщиком «с колес», для приема пищи и отдыха устанавливаются вагон-бытовки на колесном ходу, ремонтные работы осуществляются на базе подрядного предприятия, работающего с ООО «Баранцевское» по договору.

При таких обстоятельствах, довод ООО «Баранцевское» о наличии в представленной им в материалы дела технической документации информации о необходимости земельных участков с кадастровыми номерами: 70:14:0300087:65, 70:14:0300087:64, 70:14:0300087:38, 70:14:0300087:76 для разработки Баранцевского месторождения строительного камня, правомерно отклонен судами как не основанный на материалах дела.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе экспертное заключение № 1-4/2021-Э от 08.04.2021, признав его надлежащим и допустимым доказательством и учитывая его выводы, установив, что распоряжение от 17.02.2020 № 87-ра принято Администрацией в пределах, установленных действующим законодательством полномочий и в надлежащей форме; участок недр Серту включен Администрацией в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в полном соответствии с установленным действующим законодательством порядком; границы горного отвода Баранцевское не пересекают границы участка недр Серту, принимая во внимание, что заявитель до настоящего времени использует земельные участки без надлежащего оформления (за исключение земельного участка 70:14:0300087:76), в отсутствие доказательств наличия законного права на использование всех указанных обществом земельных участков, равно как и доказательств, подтверждающих, что победителю аукциона на право пользования участком недр Серту будут необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и предоставлены земельные участки, используемые заявителем в настоящее время, установив отсутствие предусмотренной статьями 198, 200, 201 АПК РФ совокупности условий для признания оспариваемого распоряжения Администрации от 17.02.2020
№ 87-ра
незаконным, судебные инстанции правомерно отказали
ООО «Баранцевское» в удовлетворении заявленных требований.

При этом отклоняя соответствующие доводы общества, заключение экспертов обоснованно признано судами допустимым доказательством по делу, поскольку оно соответствует требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ и в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, оно основано на материалах дела, является ясным и полным. В выводах экспертов содержатся ответы на все поставленные судом вопросы, противоречия в их выводах отсутствуют. Эксперты были надлежащим образом предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В целом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по настоящему делу решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.08.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 29.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А67-3945/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Е.Ю. Демидова

Судьи                                                                  Т.А. Зиновьева

                                                                            М.А. Севастьянова