ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-5096/18 от 14.11.2018 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А67-5096/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2018 года.

  Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

ФИО1,

судей

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области  (№ 07АП-10380/18), на решение Арбитражного суда Томской области от 03.10.2018 по делу № А67-5096/2018 по заявлению Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634050, <...>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Горсети» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634012, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

            В судебном заседании приняли участие:

от административного органа: ФИО4, представитель по доверенности от 03.08.2018, удостоверение;

от заинтересованного лица: ФИО5, представитель по доверенности от 01.08.2017, паспорт; ФИО6, представитель по доверенности от 23.11.2017, паспорт;  

УСТАНОВИЛ:

главная инспекция государственного строительного надзора Томской области (далее по тексту – административный орган, ГИ ГСН Томской области, Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Горсети» (далее по тексту – ООО «Горсети», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

  Решением суда от 03.10.2018 (резолютивная часть объявлена 26.09.2018) в удовлетворении требований Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области о привлечении ООО «Горсети» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, отказано.

  Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы, инспекция указала, на нарушение судом первой инстанции норм материального, процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, что выданное предписание Инспекции №21-15-ПР4 от 07.07.2017 является законным и обоснованным, его не исполнение является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

  Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представители в судебном заседании, доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

  В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.

  Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

  Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника ГИ ГСН Томской области от 21.06.2017 № 21-15-РСП10, должностным лицом Инспекции в период с 29.06.2017 по 07.07.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Горсети» на объекте «Многофункциональное здание общественно-административного назначения со встроено-пристроенной автостоянкой», расположенном по адресу: <...> по результатам которой составлен акт проверки № 21-15-АК10 от 07.07.2017 с указанием на выявленные нарушения, выдано предписание от 07.07.2017 № 21-15-ПР4 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, которым предписано в срок до 16.01.2018 устранить выявленные нарушения, об исполнении ООО «Горсети» уведомить ГИ ГСН Томской области в срок до 17.01.2018.

На основании распоряжения начальника ГИ ГСН Томской области от 24.01.2018 №21-15-РСП14 в период с 12.02.2018 по 14.03.2018 в отношении ООО «Горсети» на объекте: «Многофункциональное здание общественно-административного назначения со встроено-пристроенной автостоянкой», расположенном по адресу: <...> проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания № 21-15-ПР4 от 07.07.2017.

13.02.2018 начальником отдела - инспектором ФИО7 и главным специалистом-инспектором ФИО8 в присутствии старшего мастера службы подстанций ООО «Горсети» - ФИО9, мастера службы подстанций ООО «Горсети» - ФИО10 произведен выход к вновь построенной трансформаторной подстанции № 604-2 (П-13-76) объекта: «Многофункциональное здание общественноадминистративного назначения со встроено-пристроенной автостоянкой», расположенной по адресу: <...>

На момент осмотра на данной трансформаторной подстанции № 604-2 (П-13-76) работы не выполняются. Таким образом, в результате проверки установлено, что предписание № 21-15-ПР4 от 07.07.2017 не исполнено, а именно: - Пунктом № 1 данного предписания - ООО «Горсети» предписывалось выполнить монтаж, проектируемой для данного объекта трансформаторной подстанции № 604-2, в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, так как ООО «Горсети» организован и обеспечен монтаж, проектируемой для данного объекта трансформаторной подстанции № 604-2, в соответствии с представленной рабочей документацией № 154-14-ЭС, но в нарушение проектной документации № 066-13- ПБ (ТЧ), лист 6, № 066-13-ПБ (ГЧ), лист 2и, получившей положительное заключение экспертизы № 4-1-1-0024-14 от 27.10.2014, а также в нарушение требований п. 4.3 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288).

В результате чего, расстояние от установленной трансформаторной подстанции до существующего жилого дома (2 этажа, IV степень огнестойкости, СЗ) по улице Красноармейская, 43/1 фактически составляет 9,51 метра вместо установленного проектной документацией № 066-13-ПБ (ТЧ), лист 6, № 066-13-ПБ (ГЧ), лист 2и, получившей положительное заключение экспертизы № 4-1-1-0024-14 от 27.10.2014 - 12 метров.

  Проектная документация, получившая положительное заключение в соответствии с ч. 3.5, ч. 3.6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ и подтверждающая возможность фактического размещения трансформаторной подстанции № 604-2 не представлена.

  Таким образом, в результате проверки установлено, что ООО «Горсети» предписание №21-15-ПР4 от 07.07.2017 в установленный срок (16.01.2018) не исполнено.

  По факту выявленных нарушений 26.04.2018 начальником отдела по надзору за строительством объекта ГИ ГСН Томской области ФИО7 в отношении ООО «Горсети» составлен протокол №21-15-ПРТ11 об административном правонарушении в области строительства, предусмотренном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, в котором зафиксировано неисполнение Обществом предписания № 21-15-ПР4 от 07.07.2017, срок исполнения которого истек 16.01.2018, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление на осуществление государственного строительного надзора.

  В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ООО «Горсети» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

  Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ООО «Горсети» события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

  Поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

  В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектами административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.

С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

Частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункт 14 Положения).

Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 17.02.2006 № 18 утверждено Положение о Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области (в дальнейшем - Положение), согласно пункту 1 которого Главная инспекция государственного строительного надзора Томской области (ГИ ГСН Томской области) является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством.

В силу пункта 3 Положения, задачей деятельности органа является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Согласно подпунктам 7, 8 пункта 9 Положения, ГИ ГСН Томской области для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения целей и задач выполняет следующие функции: осуществляет региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством; проверяет исполнение выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, ГИ ГСН Томской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора и вправе выдавать предписания об устранении нарушений, неисполнение которых влечет ответственность по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела следует, что пунктом 1 предписания Инспекции от 07.07.2017 №21-15-ПР4 в срок до 16.01.2018 ООО «Горсети» предписано устранить нарушения, выявленные в ходе проверки объекта капитального строительства «Многофункциональное здание общественно-административного назначения со встроено-пристроенной автостоянкой», расположенном по адресу: <...> а именно: ООО «Горсети» предписывалось выполнить монтаж, проектируемой для данного объекта трансформаторной подстанции № 604-2, в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, так как ООО «Горсети» организован и обеспечен монтаж, проектируемой для данного объекта трансформаторной подстанции № 604-2, в соответствии с представленной рабочей документацией № 154-14-ЭС, но в нарушение проектной документации № 066-13-ПБ (ТЧ), лист 6, № 066-13-ПБ (ГЧ), лист 2и, получившей положительное заключение экспертизы № 4- 1-1-0024-14 от 27.10.2014, а также в нарушение требований п. 4.3 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288). В результате чего, расстояние от установленной трансформаторной подстанции до существующего жилого дома (2 этажа, IV степень огнестойкости, СЗ) по улице Красноармейская, 43/1 фактически составляет 9,51 метра вместо установленного проектной документацией № 066-13-ПБ (ТЧ), лист 6, № 066- 13-ПБ (ГЧ), лист 2и, получившей положительное заключение экспертизы № 4-1-1-0024-14 от 27.10.2014 - 12 метров.

Таким образом, по мнению административного органа, нарушение заключается в том, что монтаж трансформаторной подстанции № 604-2 выполнен ООО «Горсети» не в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы (проектная документация №4-1-1-0024-14 от 27.10.2014, ЖСК «Ясень-2010»), при этом меры по устранению выявленного нарушения, согласно предписанию, заключаются в выполнении монтажа проектируемой для данного объекта трансформаторной подстанции №604-2, в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы проектная документация ЖСК «Ясень»).

Вместе с тем, проектная документация, №4-1-1-0024-14 от 27.10.2014 которую, по мнению Главной инспекции государственного строительного надзора, нарушило ООО «Горсети», является проектной документацией застройщика - ЖСК «Ясень». ООО «Горсети» к указанной проектной документации отношения не имеет.

В соответствии с подпунктом б) пунгкта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила) мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями.

ООО «Горсети», как сетевая организация, в силу указанной нормы и в соответствии с договором технологического присоединения №2013-09-24-06-Т от 24.09.2013 и Техническими условиями (Приложение 1 к договору технологического присоединения) разработало свою проектную документацию («Сети внешнего электроснабжения 6кВ с установкой 2КТПн по пр. Фрунзе, 35 в г. Томске»), в соответствии с которой осуществило строительство своих объектов электросетевого хозяйства.

Кроме того, в соответствии с ч. 6. ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Между тем, в соответствии с ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Как следует из материалов дела, в рамках выполняемых ООО «Горсети» мероприятий по технологическому присоединению (в соответствии с договором технологического присоединения №2013-09-24- 06-Т от 24.09.2013 и Техническими условиями, являющимися приложением к указанному договору) и с учетом определений понятия объекта капитального строительства, а также строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства ООО «Горсети» не имело никаких обязательств и не выполняло ни строительства, ни ремонта, ни реконструкции объекта капитального строительств.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в понятийный аппарат (указанные изменения вступили в силу с 04.08.2018), в соответствии с которыми конкретизируются объекты, не относящиеся к объектам капитального строительства и раскрывается определение некапитальных строений, сооружений:

- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ);

- линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения) (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

- некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений (п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с договором технологического присоединения №2013-09-24-06-Т от 24.09.2013 и выданными Техническими условиями трансформаторная подстанция № 604-2, установленная в рамках технологического присоединения к электрическим сетям, является комплектной трансформаторной подстанцией и не относится к объектам капитального строения, поскольку не имеет прочной связи с землей, ее конструктивные характеристики позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.

Согласно п. 4.2.10 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Главы 4.1, 4.2. (утв. Приказом Минэнерго РФ от 20 июня 2003 г. № 242) (7-ое издание) Комплектная трансформаторная ПС (КТП) - ПС, состоящая из трансформаторов, блоков (КРУ и КРУН) и других элементов, поставляемых в собранном или полностью подготовленном на заводе изготовителе к сборке виде.

В рамках договора технологического присоединения №2013-09-24-06-Т от 24.09.2013 и Техническими условиями, являющимися приложением к договору ООО «Горсети» не осуществляло строительство, ремонт или реконструкцию объекта капитального строительства. Сети электроснабжения, как и комплектная трасформаторная подстанция не является объектом капитального строительства.

В данном случае, как верно указал суд, отношения между ООО «Горсети» и ЖСК «Ясень-2010» регулируются законодательством об электроэнергетике.

В силу ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 ООО «Горсети» является территориальной сетевой организацией.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, определены Правилами № 861.

Согласно пункту 8 Правил № 861 в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.

Сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил № 861).

Согласно п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1.

В соответствии с п. 12 Правил в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт, должны быть указаны: а) сведения, указанные в подпунктах "а" - "в", "д", "е" и "и" - "л" пункта 9 настоящих Правил; а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц); б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; в) место нахождения заявителя; д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств; е) заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств; и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); к) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям; л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)); б) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя; в) характер нагрузки (вид производственной деятельности).

Согласно п. 10 Правил к заявке прилагаются следующие документы: а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя; в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства); д) для юридических лиц - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя. и) подписанный заявителем проект договора энергоснабжения.

Правилами не предусмотрено предоставление заявителем проектной документации на объект капитального строительства, в отношении которого планируется осуществить технологическое присоединение. В силу прямого указания п. 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, пунктами 10, 12 Правил установлены перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке и перечень документов, прилагаемых к заявке. Среди указанных сведений и документов не содержится обязанности заявителя предоставлять, а сетевой организации - права требовать предоставления проектной документации на объект капитального строительства, в отношении которого планируется осуществить технологическое присоединение.

Указанные перечни сведений и документов являются исчерпывающими, при этом правилами установлен запрет для сетевой организации требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

Как установлено судом первой инстанции, проектная документация при подаче заявки на технологическое присоединения ООО «Горсети» не предоставлялась, договор об осуществлении технологического присоединения был заключен и технические условия со всеми необходимыми согласованиями выданы до получения проектной документацией положительного заключения экспертизы.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом об отсутствии оснований полагать, что при размещении трансформаторной подстанции ООО «Горсети» нарушило требования проектной документации.

Согласно пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

При этом согласно пункту 15 Правил № 861 в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 11, предусматривающий, в том числе порядок и сроки внесения платы за технологическое присоединение.

Пунктом 19 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими правилами.

Таким образом, ООО «Горсети, как сетевая организация, на розничном рынке электрической энергии оказывает услуги по технологическому присоединению, и не осуществляет ни строительства, ни ремонта, ни реконструкции объектов капитального строительства по заданиям застройщика.

С учетом изложенного, поскольку требования ч. 6 ст. 52 ГрК РФ установлены для лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, а ООО «Горсети» на основании вышеизложенного не является таковым, следовательно, требования ч. 6 ст. 52 ГрК РФ не регулируют деятельность ООО «Горсети» и общество не является субъектом административной ответственности по данному делу, а предписание ГИ ГСН Томской области №21-15-ПР4 от 07.07.2017 выдано ненадлежащему лицу.

В соответствии с договором технологического присоединения №2013-09-24-06-Т от 24.09.2013 и выданными Техническими условиями, в обязательства ООО «Горсети» как сетевой организации входило строительство двухтрансформаторной подстанции и выполнение схемы внешнего электроснабжения с оформлением проектной и технической документации.

В рамках исполнения договора на технологическое присоединение Сетевой организацией была разработана проектная документация на сети «Сети внешнего электроснабжения 6кВ с установкой 2КТПн по пр. Фрунзе, 35 в г. Томске». Исполнительпроекта - подрядная организация ООО «Горсети-Проектировщик». Проект согласован с заявителем ЖСК «Ясень-2010», а также со всеми заинтересованными организациями и Администрацией г. Томска.

Согласно ст. 49 ГрК РФ проектная документация на сети электроснабжения и монтаж трансформаторной подстанции экспертизе в обязательном порядке не подлежит, поскольку ни сети электроснабжения, ни комплектная трансформаторная подстанция не являются объектами капитального строительства.

Таким образом, обязывать ООО «Горсети» выполнить монтаж трансформаторной подстанции исключительно в соответствии с проектом, получившим положительное заключение экспертизы, не обоснованно.

В соответствии с пп. 3 п. 6. ст. 48 ГрК РФ подготовка застройщиком проектной документации на объект капитального строительства должна производиться на основании и в соответствии с техническими условиями (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно технического обеспечения). То есть технические условия являются первичными по отношению к проектной документации на объект капитального строительства, а не наоборот. При этом согласно п. 10.1 ст. 48 ГрК РФ установлено, что порядок соответствующего технологического присоединения к электрическим сетям устанавливается законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Кроме того, технические условия для присоединения к электрическим сетям, определяющие мероприятия и обязательства сетевой организации являются Приложением № 1 к договору на технологическое присоединение. Договор технологического присоединения №2013-09-24-06-Т между ЖСК «Ясень-2010» и ООО «Горсети» был заключен 24.09.2013. Как следует из указанной в Предписании информации, проект ЖСК «Ясень-2010» получил положительное заключение экспертизы только 27.10 2014, т.е. через 13 месяцев от даты договора. Срок же выполнения мероприятий сетевой организацией, согласно п. 5 договора (включая разработку проекта и монтаж сетей) составлял 1 года с даты заключения договора. Каких либо условий, об отсрочке начала исполнения сетевой организации обязательств по договору технологического присоединения, на срок экспертизы проекта типовой формой договора не предусмотрено.

 В связи с чем, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «Горсети» не могло и не обязано было ставить исполнение своих мероприятий по технологическому присоединению в зависимость от разработки и экспертизы проектной документации ЖСК «Ясень-2010».

Таким образом, довод апелляционной жалобы, как и Предписание №21-15-ПР4 от 07.07.2017 о нарушении ООО «Горсети» требований проектной документации ЖСК «Ясень» №4-1-1-0024-14 от 27.10.2014 противоречит указанным выше нормам и не соответствует фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела.

Доводы ГИ ГСН Томской области о том, что при размещении подстанции ООО «Горсети» нарушило п. 4.3 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288), приводились в суде первой инстанции, были оценены и исследованы в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонены.

Арбитражным судом обоснованно указано, что раздел 4 Свода правил СП 4.13130.2013 устанавливает общие требования к пожарной безопасности. Указанный свод правил содержит специальную норму п. 5.1.5, отсылающую к ПУЭ, согласно которой пристраивание к объектам жилого и общественного назначения трансформаторных и других энергообъектов следует производить в соответствии с разделом 6 настоящего свода правил, требованиями "Правил устройства электроустановок", издание 6 и 7, а также других действующих нормативных документов.

Согласно п. 4.2.131. Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Главы 4.1, 4.2. (утв. приказом Минэнерго РФ от 20 июня 2003 г. № 242) (7-ое издание) по условию пожарной безопасности подстанции должны быть расположены на расстоянии не менее 3 м от зданий I, II, III степеней огнестойкости и 5 м от зданий IV и V степеней огнестойкости.

Расстояние от жилых зданий до трансформаторных подстанций следует принимать не менее 10 м при условии обеспечения допустимых нормальных уровней звукового давления (шума).

  Кроме того, легитимность указанного расстояния в 10 метров подтверждается и Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", согласно которому охранные зоны устанавливаются: вокруг подстанций - на расстоянии 10 метров. В Предписании №21-15-ПР4 от 07.07.2017 Главная инспекция государственного строительного надзора Томской области, неправомерно предписывает ООО «Горсети» не привести свою проектную документацию в соответствие с требованиями каких либо норм, а именно «выполнить монтаж проектируемой трансформаторной подстанции» в соответствии с чужой проектной документацией (ЖСК «Ясень»). На основании изложенного, арбитражным судом обоснованно сделан вывод о незаконности Предписания №21-15-ПР4 от 07.07.2017.

  Административная ответственность наступает в случае наличия состава административного правонарушения, состоящего из объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Отсутствие одного из признаков состава, свидетельствует об отсутствии допущенного административного правонарушения.

  Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

  В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленного инспекцией требования о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Несогласие административного органа с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

  Суд апелляционной инстанции считает, что инспекцией в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

  Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.10.2018 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-5096/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области  - без удовлетворения.

  Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Председательствующий 

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3