ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-6776/2009 от 30.03.2011 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тюмень Дело № А67-6776/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 года

Постановление изготовлено в полном объёме 31 марта 2011 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Н.В. Лаптева

судей Т.А. Рябининой

С.В. Фроловой

при ведении протокола помощником судьи А.Г. Ивановой,

рассмотрел в судебном заседании с применением систем конференц-связи, обеспеченной Арбитражным судом Новосибирской области, кассационные жалобы открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
 и открытого акционерного общества «Томская судоходная компания»
 на решение от 30.09.2010 Арбитражного суда Томской области (судья
 ФИО1) и постановление от 28.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Л.Е. Лобанова, В.В. Кресс, Д.Г. Ярцев) по делу
 № А67-6776/2009 по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к открытому акционерному обществу «Томская судоходная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о разрешении разногласий при заключении договора.

В заседании приняли участие представители:

от открытого акционерного общества «Томская судоходная компания» - ФИО2 по доверенности от 16.10.2010, ФИО3 по доверенности
 от 20.07.2010;

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - ФИО4 по доверенности от 22.01.2009, ФИО5 по доверенности
 от 19.01.2011.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее –
 ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском
 к открытому акционерному обществу «Томская судоходная компания» (далее – ОАО «ТСК») о рассмотрении разногласий, возникших при заключения договора № 38-Н на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «Томская судоходная компания» при станции ФИО6 Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика).

Решением Арбитражного суда Томской области от 30.09.2010 договор
 № 38-Н на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «ТСК» при станции ФИО6 Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика) принят в следующей редакции:

- параграф 8: в редакции согласованной сторонами протоколом рассмотрения разногласий от 23.06.2009 с дополнением словом «специализация» и указанием фракций щебня;

- параграф 21: «расстояние для взыскания сбора за подачу и уборку вагонов составляет 2 км, считая в оба конца». В остальной части параграф исключён из договора;

- пункт «е» параграфа 22: «плату за оказание услуг по подборке вагонов
 по фракциям щебня для подачи под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования по ставкам договорного тарифа в размере 548 рублей
 58 копеек за вагон (согласно Единому Прейскуранту на услуги, связанные
 с перевозкой грузов, оказываемые ОАО «РЖД» на Западно-Сибирской железной дороге от 10.07.2009). В случае изменения ставки платы перевозчик уведомляет пользователя, при этом новые ставки подлежат применению
 с момента, указанного в уведомлении»;

- пункт «а» пункта 22.2 параграфа 22 исключён из договора.

С ОАО «РЖД» в пользу ОАО «ТСК» взысканы судебные расходы в сумме 100 310 рублей.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
 от 28.12.2010 решение арбитражного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить в части принятия редакции пункта 21 договора № 38-Н, взыскания с ОАО «РЖД» судебных издержек в сумме 100 310 рублей, и принять указанный пункт Договора в редакции ОАО «РЖД» с отнесением судебных издержек
 на ОАО «ТСК».

ОАО «РЖД» полагает, что принятая судом редакция пункта 21 основана
 на заключении экспертизы, которое должно быть исключено из числа доказательств. Указанная экспертиза назначена в нарушение статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как для ответа на поставленные вопросы не требуется специальных знаний. Назначенные судом эксперты имеют специальности, не касающиеся предмета спора, и не компетентны в области тарифного регулирования деятельности железнодорожного транспорта. Заявление об отводе экспертам рассмотрено судом уже после завершения экспертизы. Выводы экспертизы противоречат нормативно-правовым актам. Расстояние подачи и уборки вагонов следует определять от станции ФИО6, оно составляет 11,25 км в оба конца. Суд не дал оценки заключению эксперта, представленному истцом,
 и в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал по каким причинам данное доказательство отвергнуто.

По мнению ОАО «РЖД», суд не применил нормы, подлежащие применению, а именно пункт 2.7.6 Тарифного руководства № 3, Правила эксплуатации (приложения № 1-6), необоснованно исключил из договора условие о разделе расстояния подачи и уборки вагонов с учётом принадлежности пути необщего пользования.

В кассационной жалобе ОАО «ТСК» просит изменить решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в части утверждения редакции пункта «е» параграфа 22 договора № 38-Н, исключив данный пункт.

ОАО «ТСК» полагает, что суд неправомерно внёс в договор данный пункт. Выводы проведённой судебно-бухгалтерской экспертизы не соответствуют пункту 1.16 Прейскуранта 10-01. Маневровые работы по подборке вагонов
 по фракциям щебня входят в начально-конечные операции, а именно операции по расстановке вагонов по местам погрузки (выгрузки), отдельная плата
 за которые не взимается.

ОАО «ТСК» утверждает, что выводы суда сделаны без учёта положений пункта 2.7.15 Тарифного руководства № 3, который содержит исчерпывающий перечень маневровых работ, не совместимых по времени с подачей и уборкой вагонов и выполняемых за плату, куда расстановка по видам груза не входит.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «ТСК» возражает против доводов ОАО «РЖД», просит оставить решение арбитражного суда первой
 и постановление апелляционной инстанций в части согласования параграфа 21 договора без изменения.

В отзыве ОАО «РЖД» возражает против доводов кассационной жалобы ОАО «ТСК» и проситоставить решение арбитражного суда первой
 и постановление апелляционной инстанций в части утверждения пункта «е» параграфа 22 договора без изменения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих кассационных жалоб и просили решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить в соответствующих частях.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установил суд первой инстанции, при заключении договора № 38-Н
 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «ТСК» при станции ФИО6 Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика) между ОАО «РЖД» и ОАО «ТСК» возникли разногласия, в результате которых несогласованными остались условия, отражённые в параграфах 8, 21, пункте «е» параграфа 22, пункте «а» пункта 22.2 параграфа 22 договора.

В отношении параграфа 8 договора, расхождения в позициях сторон возникли по поводу установления вместимости мест погрузки, выгрузки щебня с учётом или без учёта его фракций. Параграф 8 договора в редакции
 ОАО «РЖД» устанавливает вместимость мест погрузки, выгрузки по причалам и тыловым тупикам с учётом рода грузов, в том числе щебня, без учёта признаков груза, а именно, его фракций. ОАО «ТСК» предложило вместимость мест погрузки, выгрузки такого груза, как щебень установить с учетом фракций щебня.

Параграфом 21 в редакции ОАО «РЖД» предусмотрено, что расстояние для взыскания сбора за подачу и уборку вагонов составляет 11,25 км, считая
 в оба конца, в том числе принадлежащих пользователю 0,71 км, принадлежащих перевозчику (владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) – 10,54 км. Редакция ОАО «ТСК» предусматривает, что расстояние для взыскания сбора за подачу и уборку вагонов – 2 км, считая в оба конца, в том числе принадлежащих пользователю – 0,75 км, принадлежащих перевозчику (владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) – 1,25 км.

Пункт «е» параграфа 22 в редакции ОАО «РЖД» определён следующим образом: «плату за оказание услуг по подборке вагонов по фракциям щебня
 для подачи под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования
 по ставкам договорного тарифа в размере 548 рублей 58 копеек за вагон (согласно Единому Прейскуранту на услуги, связанные с перевозкой грузов, оказываемые ОАО «РЖД» на Западно-Сибирской железной дороге
 от 10.07.2009). В случае изменения ставки платы перевозчик уведомляет пользователя, при этом новые ставки подлежат применению с момента, указанного в уведомлении». ОАО «ТСК» предложило исключить пункт «е» параграфа 22 из проекта договора, поскольку подборка ж/д вагонов
 по фракциям щебня относится к маневровой работе, выполняемой в процессе подачи и уборки вагонов, и не оплачивается отдельно.

Так как в ходе переговоров стороны не достигли соглашения по указанным пунктам договора, ОАО «РЖД» обратилось в суд с данным преддоговорным спором.

Суд установил, что в соответствии с приказом ОАО «ТСК» от 14.11.2008 № 108 и схемой размещения грузов на причалах ОАО «ТСК»
 в межнавигационный период 2008-2009 годов железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ООО «ТСК», эксплуатируется
 при производстве технологического процесса, выгрузка щебня по фракциям необходима для его правильного размещения на речных причалах
 для последующей погрузки на речные суда.

Согласно экспертному заключению судебно инженерно-технической комиссии ЗАО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта» от 02.06.2010 № 20-05-580 ответить
 на вопрос является ли комплекс ж/д путей, находящихся от стрелки
 № 2 станции ФИО6, по направлению к подъездным путям необщего пользования ОАО «ТСК», частью станции ФИО6 не представляется возможным. Вместе с тем, в заключении отмечено, что принадлежность комплекса железнодорожных путей от стрелки № 2 станции ФИО6
 в направлении путей ОАО «ТСК» не следует рассматривать в качестве однозначно определяющей составляющей при определении расстояния подачи, уборки вагонов на пути ОАО «ТСК» от станции ФИО6. При этом протяженность ж/д пути для взыскания платы за подачу и уборку вагонов
 с ОАО «ТСК» согласно выводам экспертов определена 2,1 км в оба конца.

Экспертным заключением АНО «Центр судебных экспертиз»
 от 17.03.2010 подтверждается, что работы по подборке ОАО «РЖД» вагонов
 по фракциям щебня перед подачей их под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования не включены в состав тарифа на перевозку грузов железнодорожным транспортом и не входят в начально-конечные операции, выполняемые ОАО «РЖД» в соответствии с Прейскурантом № 10-01 и должны оплачиваться отдельно.

Утверждая пункт 8 договора в редакции согласованной сторонами протоколом рассмотрения разногласий от 23.06.2009 с дополнением словом «специализация» и указанием фракций щебня, суд первой инстанции пришёл
 к выводу о необходимости учёта технологии функционирования путей необщего пользования ОАО «ТСК» при подаче вагонов под погрузку (выгрузку), утвержденной приказом ОАО «ТСК» № 108 от 14.11.2008.

Ссылаясь на заключения судебных экспертиз, суд указал, что расстояние для взыскания сбора за подачу и уборку вагонов следует исчислять от станции Предпортовая, подборка вагонов по фракциям щебня не входит в перечень начально-конечных операций, которые включены в тарифы, и подлежит отдельной оплате.

При исключении пункта «а» пункта 22.2 параграфа 22 из договора суд исходил из диспозитивности номы устанавливающей ответственность
 за сверхнормативный простой судов при перевалке грузов, отсутствия обоснования расчёта ответственности и баланса интересов сторон.

Апелляционный суд согласился с мнением арбитражного суда.

Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону.

Так, в соответствии со статьёй 58 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ) договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов
 из вагонов.

Согласно пункту 2.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 26, договоры
 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры
 на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях – единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания.

Так как технология функционирования железнодорожного пути необщего пользования предусматривает различные места погрузки (выгрузки)
 для каждого вида груза, суды сделали правильный вывод о необходимости указания в договоре на специализацию причалов и тупиков.

В пункте 2.7.4 Тарифного руководства № 3, утверждённого Постановлением ФЭК России от 19.06.2002 № 35/15, предусмотрено,
 что расстояние подачи и уборки вагонов определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции
 или от выходной стрелки станции, с которой производится подача вагонов, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту,
 на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции,
 не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов».

Поскольку комплекс путей к ОАО «ТСК» не является разъездом и указан
 в Техническо-распорядительном акте ж/д станции Предпортовая Западно-Сибирской железной дороги – Филиала ОАО «РЖД» в качестве разъезда ошибочно, при следовании в адрес ОАО «ТСК» поезда не заходят на станцию ФИО6, а следуют в прямом направлении в порт, то суды правомерно указали, что расстояние подачи и уборки вагонов для случая обслуживания грузополучателей по станции Предпортовая следует определять от выходной стрелки станции Предпортовая.

В соответствии со статьёй 10 УЖТ работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур
 или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.

На основании части второй пункта 2.7.16 Тарифного руководства № 3
 к маневровой работе, выполняемой в процессе подачи и уборки вагонов, относятся: подборка вагонов на станционных путях перед подачей
 на железнодорожные подъездные пути, расстановка подаваемых вагонов
 по местам погрузки и выгрузки, уборка вагонов с мест погрузки и выгрузки, подача вагонов на весы и под дозировку, уборка этих вагонов с весов и после дозировки.

Перечень работ и услуг, которые входят в тарифы по начально-конечным операциям, содержится в пункте 1.16. Тарифного руководства № 1 «Тарифы
 на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами», утверждённого Постановлением ФЭК России
 от 17.06.2003 № 41-т/5. Выполнение работ и услуг, не включённых в данный перечень, в том числе, когда подгруппировка вагонов (например, подборка вагонов по фракциям щебня) выходит за рамки технологического процесса, определённого договором и выполняется по просьбе грузоотправителя (грузополучателя, владельца подъездного пути), затраты ОАО «РЖД»
 на использование маневрового локомотива при выполнении такой работы должны оплачиваться отдельно.

Размер оплаты за выполнение такой работы в сумме 548 рублей 58 копеек за вагон, установлен судом на основании Единого Прейскуранта на услуги, связанные с перевозкой грузов, оказываемые ОАО «РЖД» на Западно-Сибирской железной дороге, утверждённого распоряжением заместителя начальника дороги от 18.03.2008 № НЗЭ-15 с изменениями от 10.07.2009.

С учётом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.

Довод кассационной жалобы о неправомерном отнесении на ОАО «РЖД» судебных издержек по оплате услуг экспертов ошибочен. Так как
 на разрешение экспертов поставлены вопросы, возражения по которым заявляло ОАО «РЖД», данные судебные расходы в силу статей 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно взысканы с последнего.

Другие доводы кассационных жалоб, направленные на иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных судами первой
 и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела
 в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, кассационные жалобы удовлетворению
 не подлежат.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателей кассационных жалоб.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Томской области от 30.09.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу
 № А67-6776/2009 оставить без изменения, а кассационные жалобы
 без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Н.В. Лаптев

Судьи Т.А. Рябинина

С.В. Фролова