ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-678/15 от 20.10.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                       Дело № А67-678/2015

Резолютивная часть постановления объявлена   октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Перминовой И.В.

судей                                                    Кокшарова А.А.

                                                             Поликарпова Е.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации  города Томска на решение от 06.05.2015 Арбитражного суда  Томской области (судья Пирогов М.В.) и постановление от 22.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Кудряшева Е.В., Шатохина Е.Г.) по делу № А67-678/2015 по заявлению муниципального образования «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации  города Томска (634050, Томская область, г.Томск, ул.Московский тракт, 19/1, ОГРН 1027000908440,
ИНН 7017001911) к обществу с ограниченной ответственностью «Горсети» (634012, Томская область, г.Томск, ул.Шевченко, 62 «А»,
ОГРН 1037000158513, ИНН 7017081040) о взыскании 9 652 732,12 руб.

Другие лица, участвующие в деле: Департамент финансов администрации города Томска (634050, Томская область, г.Томск, ул.Гагарина, 49, ОГРН 1037000090511, ИНН 7021023925).

Суд установил:

муниципальное образование «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации Города Томска (далее - Департамент городского хозяйства, Департамент) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Горсети» (далее - ООО «Горсети», Общество, организация) о взыскании 9 652 732, 12 руб. - неосновательного обогащения в размере субсидии, неправомерно полученной в рамках договора о предоставлении субсидии от 01.02.2013 № 06/13.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен департамент финансов администрации города Томска (далее - Департамент финансов).

Решением от 06.05.2015 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 22.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.

Департамент городского хозяйства обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу Департамент финансов поддержал доводы кассационной жалобы, считая, что имеются основания для отмены судебных актов.

В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Департамента городского хозяйства несостоятельными, а судебные акты – законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзывов на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением администрации города Томска от 25.12.2012 № 1579 утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг (далее - Порядок предоставления субсидии), определяющий критерии отбора, конкретные условия, порядок предоставления и порядок возврата субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг (далее - субсидия), в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении (пункт 1 Порядка предоставления субсидии).

 28 января 2013 года ООО «Горсети» обратилось в Департамент городского хозяйства с заявлением и документами согласно утвержденному перечню, необходимыми для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии (письмо от 28.01.2013 исх. № 261).

Согласно приложенной к письму смете расходов на оказание услуг по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013 сумма возмещения составила
9 700 000 руб.

Впоследствии на основании заявления ООО «Горсети» от 31.01.2013 исх. № 378/1 о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в 2013 году, в сумме
9 700 000 руб. с приложением отчета (на 209 листах) о фактических затратах предприятия, связанных с организацией освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013, сторонами был подписан акт приема-передачи работ (услуг) от 31.01.2013 № 00000820 за период с 01.01.2013 по 31.01.2013 на сумму 9 700 000 руб.; на оплату выставлен счет-фактура.

Между Департаментом городского хозяйства и ООО «Горсети»  заключен договор от 01.02.2013 № 06/13 о предоставлении субсидии, в соответствии с которым Департамент предоставляет организации средства бюджета муниципального образования «Город Томск» в форме субсидии в целях возмещения понесенных затрат, связанных с организацией освещения улиц муниципального образования «Город Томск»  (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 1.2 договора средства субсидии предоставляются на возмещение понесенных организацией затрат, связанных с организацией освещения улиц муниципального образования «Город Томск», и подтвержденных следующими документами, содержащимися в приложении к настоящему договору: смета расходов, связанных с оказанием неопределенному кругу юридических и физических лиц услуг по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013; документы, подтверждающие наличие у организации затрат в связи оказанием вышеуказанных услуг.  

Размер субсидии, предоставляемой организации в соответствии с пунктом 1.1 договора, составляет 9 700 000 руб. (пункт 2.1 договора).

Согласно пункту 2.2 договора субсидия была предоставлена Обществу в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Горсети» платежным поручением от 22.02.2013 № 38868. Источником финансирования субсидии являются средства бюджета муниципального образования «Город Томск», предусмотренные решением Думы города Томска от 11.12.2012 № 560 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2013 год и плановый период
2014-2015 годов» (пункт 2.3 договора).

Договор согласно пункту 5.1 вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.

Пунктом 7.1 предусмотрено, что за предоставлением средств субсидии осуществляется финансовый контроль в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством, регулирующим деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований, Департаментом, Департаментом финансов администрации города Томска и Счетной палатой города Томска.

При этом Департамент имеет право: требовать от организации предоставления информации и документов, необходимых для осуществления контроля за исполнением организацией обязательств, предусмотренных договором (пункт 3.2.1 договора), а в случае выявления фактов нарушения организацией условий договора, а также в случае выявления Департаментом нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, направить организации уведомление о возврате в бюджет муниципального образования «Город Томск» суммы предоставленной субсидии и о расторжении в одностороннем порядке настоящего договора (пункт 3.2.2 договора).

Пунктами 3.3.1, 4.1 договора предусмотрена обязанность организации возвратить средства перечисленной субсидии в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления Департамента в следующих случаях установления Департаментом нарушений условий предоставлена субсидии - в сумме предоставленной субсидии, а также в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору - в сумме предоставленной субсидии. В случае невыполнения организацией требования о возврате средств предоставленной субсидии она подлежит взысканию в судебном порядке (пункт 4.3 договора).

В мае 2014 года в целях исполнения плана контрольных мероприятий на 2014 год, утвержденного распоряжением администрации города Томска
от 30.12.2013 № р1353, проведена проверка в Департаменте городского хозяйства по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг в
2013 году.

По результатам указанной проверки сделан вывод, что ООО «Горсети» не соблюдены требования Порядка предоставления субсидии и условий договора о предоставлении субсидии от 01.02.2013 № 06/13 в части предоставления документов, обосновывающих размер требуемых средств и подтверждающих наличие затрат, понесенных в связи с организацией освещения улиц города Томска, а именно: документально не подтверждено наличие затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», предъявленных ООО «Горсети» к возмещению на общую сумму
5 062 989,42 руб.; не представилось возможным определить достоверность предъявленных сметой расходов к возмещению затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» на общую сумму
4 589 742,70 руб., в связи с отсутствием документального подтверждения определения процентного значения доли расходов по виду деятельности «Услуги наружного освещения улиц муниципального образования «Город Томск».

В заключении по итогам проверки указано, что цель субсидии на организацию освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в 2013 году соблюдена - работы по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013, а также по организации праздничного освещения улиц, выполнены (акт проверки от 28.08.2014).

На основании акта проверки Департамента городского хозяйства от 28.08.2014 по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг, в
2013 году Департаментом финансов в адрес Департамента городского хозяйства направлены представление от 01.10.2014 № 06-07/1872 с предложением обеспечить соблюдение требований муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми предоставляются субсидии юридическим лицам, а также предписание от 01.10.2014 № 06-07/1871 об устранении нарушений, а именно в том числе принятии мер к возврату субсидии по договору от 01.02.2013 № 06/13 в размере 9 652 732,12 руб. на единый счет бюджета муниципального образования «Город Томск».

С учетом данных обстоятельств Департаментом городского хозяйства в адрес Общества со ссылкой на данные представление и предписание была направлена претензия от 08.10.2014 № 01-01-01-14/5112 с предложением о возврате субсидии в указанной сумме в десятидневный срок с момента получения претензии.

В ответ на претензию (письмо от 22.10.2014 исх. № 4155)
ООО «Горсети» с требованиями Департамента не согласилось, сославшись на то, что ни договором, ни утвержденным Порядком предоставления субсидии не установлен конкретный перечень документов, подтверждающих соответствующие затраты.

ООО «Горсети» также указало, что услуги по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013 оказаны ООО «Горсети» в полном объеме и в установленные сроки. Департамент городского хозяйства как заказчик услуг претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имел, что подтверждается актом приема-передачи работ (услуг) от 31.01.2013 № 820. Фактические затраты, связанные с деятельностью по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в указанный период, составили
14 502 187,26 руб.

В подтверждение затрат, понесенных ООО «Горсети» в связи с организацией освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013, Обществом в адрес Департамента представлены документы согласно перечню приложений к ответу на претензию.

Полагая, что Общество неправомерно получило субсидию, поскольку своевременно не представило документы, подтверждающие произведенные расходы на организацию освещения улиц муниципального образования «Город Томск» и в связи с отсутствием документального подтверждения определения процентного значения доли расходов по виду деятельности «Услуги наружного освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в общей сумме 9 652 732,12 руб., Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь Порядком предоставления субсидии, во взаимосвязи с условиями договора от 01.02.2013 № 06/13, доказательствами, представленными в материалы дела, и фактическими обстоятельствами, установленными по делу, пришли к правильному выводу, об отсутствии оснований для возврата субсидии.

Формулируя данный вывод, суды исходили из следующего:

- самим фактом заключения с Обществом договора о предоставлении субсидии и последующим перечислением денежных средств Департамент городского хозяйства подтвердил соответствие организации -
ООО «Горсети» и предоставленных документов требованиям Порядка предоставления субсидии;

 - актом проверки от 28.08.2014 зафиксировано, что цель субсидии на организацию освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в 2013 году соблюдена - работы по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013 выполнены; услуги Обществом по договору оказаны надлежащим образом;

- Департамент городского хозяйства, являясь уполномоченным органом по вопросам предоставления соответствующей субсидии, наделен правом текущего контроля как по проверке соответствия организации критериям предоставления субсидии, так и текущего контроля за исполнением организацией обязательств, предусмотренных договором, в том числе вправе требовать от организации предоставления информации и документов, необходимых для осуществления контроля; сведения о том, что Департаментом осуществлялся такой надлежащий контроль, а Общество необходимого содействия в таком контроле не оказывало, препятствовало получению Департаментом необходимой информации и документов, в деле отсутствуют;

- Общество не является участником бюджетного процесса, и в случае выявления каких-либо бюджетных нарушений не должен нести неблагоприятные для себя последствия;

- на дату рассмотрения спора договор от 01.02.2013 № 06/13 ввиду представления ООО «Горсети» средств субсидии и факта оказания им согласованных в договоре субсидируемых услуг является исполненным, и, как следствие, прекратившим свое действие;

- затраты Общества на оказание услуг по договору Департаментом не оспорены, сведения об оказании услуг на меньшую их стоимость Департаментом не представлены.

Довод департамента городского хозяйства о наказании своих сотрудников, участвующих в предоставлении субсидии, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен как не опровергающий факт проверки Департаментом представленных заявителем документов, отсутствие каких-либо замечаний.

В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 06.05.2015 Арбитражного суда  Томской области и постановление от 22.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-678/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     И.В. Перминова

Судьи                                                                  А.А. Кокшаров

                                                                            Е.В. Поликарпов