ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-7855/14 от 20.10.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А67-7855/2014

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Финько О.И.,

судей                                                    Севастьяновой М.А.,

                                                             ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Петренко О.В.рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аква-Сервис» на решение от 13.05.2015 Арбитражного суда Томской области (судья Токарев Е.А.) и постановление
от 23.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда
(судьи Жданова Л.И., Кудряшева Е.В., Шатохина Е.Г.) по делу
№ А67-7855/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью «Аква-Сервис» (363800, Томская область, с. Зырянское, ул. Ленина, 7,
ОГРН 1127025000090, ИНН 7005007193) к Администрации муниципального образования Комсомольское сельское поселение (636850, Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Первомайская, д. 9 А,
ОГРН 1057005452734, ИНН 7012005126) о взыскании 19 031 руб. 76 коп.

       Другие лица, участвующие в деле: Департамент финансов Томской области, Департамент государственного заказа Томской области.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Попилов М.О.) в заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Аква-Сервис» - ФИО2 по доверенности от 24.03.2014, ФИО3 по доверенности от 24.10.2014.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Аква-Сервис» (далее            - общество «Аква-Сервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),
к Администрации муниципального образования Комсомольское сельское поселение (далее – администрация, ответчик) о взыскании 19 031 руб. 76 коп. задолженности за период с 15.09.2013 по 15.10.2013 в целях компенсации разницы цены на нефть.

Определением от 27.11.2014 Арбитражного суда Томской области
к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Томской области, Департамент государственного заказа Томской области.

Решением от 13.05.2015 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 23.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе общество «Аква-Сервис», полагая, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 13.05.2015 Арбитражного суда Томской области и постановление              от 23.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменить              и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении
иска и взыскании с администрации 19 031 руб. 76 коп. задолженности            за период с 15.09.2013 по 15.10.2013 в целях компенсации разницы цены       на нефть.

Оспаривая вывод судов первой и апелляционной инстанций                       о недопустимости при предоставлении субсидии истцу применения тарифа, утвержденного для другой теплоснабжающей организации, податель кассационной жалобы, ссылаясь на факт осуществления им в спорный период поставки тепловой энергии потребителям (населению) Комсомольского сельского поселения и предоставление им ответчику всех  документов, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии       от 01.08.2013 и необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии, считает, что отсутствие в спорный период утвержденного регулирующим органом для общества «Аква-Сервис» тарифа на услуги        по передаче тепловой энергии, учитывая незначительный срок действия договора аренды муниципального имущества от 15.09.2013, за который ему не представлялось возможности в установленном законом порядке получить утвержденный регулирующим органом тариф, не является основанием        для отказа в выплате обществу «Аква-Сервис» соответствующей субсидии     в целях компенсации разницы между ценой на нефть (мазут), заложенной       в тарифе на отпускаемый ресурс для ранее действовавшей теплоснабжающей организации, и фактической рыночной ценой на нефть (мазут).

В судебном заседании кассационной инстанции представители общества «Аква-Сервис» поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела в соответствии
со статьями 284, 286 АПК РФ, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей общества «Аква-Сервис», проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что 15.09.2013 между администрацией (арендодатель)     и обществом «Аква-Сервис» (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества (далее договор аренды), в соответствии              с пунктом 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает          во временное владение и пользование имущество, которое будет использоваться последним в своих производственных целях и в целях получения коммерческих результатов в соответствии с конструктивными
и эксплуатационными характеристиками имущества, передаваемого в аренду.

По передаточному акту (приложение № 1 к договору аренды) арендодатель передал в аренду, а арендатор принял имущественный комплекс, предназначенный для добычи, транспортировки и распределения воды, и имущественный комплекс, предназначенный для выработки                и передачи тепловой энергии.

Срок аренды установлен с 15.09.2013 по 15.10.2013 (пункт 5.1 договора аренды).

01.08.2013 между администрацией и обществом «Аква-Сервис» (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии (далее           – соглашение от 01.08.2013), которое регламентирует отношения
по предоставлению администрацией получателю бюджетных средств (субсидии) в целях компенсации разницы цены на нефть (мазут), заложенной
в тарифе на отпускаемый ресурс, и фактической рыночной цены (пункт       1.1).

Администрация предоставляет получателю бюджетные средства             в форме субсидии. Предоставляемая субсидия носит целевой характер            и не может быть использована на другие цели (пункты 1.2, 1.3 соглашения     от 01.08.2013).

Пунктами 2.1 и 2.2 соглашения от 01.08.2013 предусмотрено,                что размер субсидии определяется в пределах бюджетных ассигнований         в соответствии с расчетом согласно приложениям № № 1, 2 к соглашению; субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно пункту 2.3 соглашения от 01.08.2013 субсидия                          на компенсацию расходов по организации теплоснабжения получателю предоставляются в случаях:

- необходимости досрочного завоза нефти (мазута) исходя                       из нормативного объема потребления и разницы между фактической стоимостью нефти (мазута) и ее стоимостью в тарифе
на тепловую энергию, за минусом экономии, по статье затрат «Топливо» (экономия по статье затрат «Топливо» определяется исходя из фактического объема потребления нефти (мазута), не превышающего нормативный расход, и разницы между стоимостью нефти (мазута) в тарифе на тепловую энергию и его фактической стоимостью; убытки, сложившиеся по статье затрат «Топливо», при расчете субсидии не учитываются;

- отсутствия необходимости досрочного завоза нефти (мазута) ежемесячно исходя из фактического объема потребления нефти (мазута)       (в пределах нормативного расхода) и разницы между фактической стоимостью нефти (мазута) и ее стоимостью в тарифе на тепловую энергию, с учетом экономии, сложившейся по статье затрат «Топливо».

В силу пунктов 2.4 и 2.5 соглашения от 01.08.2013 для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии получатель предоставляет                          в администрацию следующие документы: расчет цены списания нефти (мазута) в производство (приложение №1 к соглашению); расчет размера субсидии на компенсацию расходов по организации теплоснабжения (приложение № 2 к соглашению). Одновременно с расчетами (приложения    № 1 и № 2 к соглашению) получатель ежемесячно предоставляет копии документов: акта списания топлива в производство; счета-фактуры                на приобретение топлива.

В случае соответствия получателя требованиям соглашения
и предоставления всех необходимых документов администрацией осуществляется перечисление субсидии. Предоставление субсидии получателю осуществляется в безналичной форме на расчетный счет получателя в течение 10 дней с момента поступления отчета по расчету субсидии согласно форме, указанной в пункте 2.5 соглашения. Субсидия подлежит использованию получателем в срок до 31.12.2013 (текущий финансовый год) (пункты 2.6, 2.7, 2.8 соглашения от 01.08.2013).

Ссылаясь на неисполнение администрацией предусмотренного соглашением от 01.08.2013 обязательства по предоставлению ему субсидии     в целях компенсации разницы цены на нефть (мазут), заложенной в тарифе на отпускаемый ресурс, и фактической рыночной цены за период                     с 15.09.2013 по 15.10.2013, общество «Аква-Сервис» обратилось                       в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходилиз того, что в спорный период отсутствовал утвержденный регулирующим органом для общества «Аква-Сервис» тариф на услуги          по передаче тепловой энергии, и последнее с момента заключения соглашения от 01.08.2013 за установлением тарифа не обращалось,                  а в соответствии постановлением администрации от 15.03.2013 № 8             «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета                   МО «Комсомольское сельское поселение» энергоснабжающим организациям, использующим в качестве топлива нефть» (далее – постановление                    администрации от 15.03.2013 № 8) при расчете размера компенсации расходов по организации теплоснабжения энергоснабжающим организациям, использующим в качестве топлива нефть, может учитываться только цена топлива (нефти), предусмотренная в тарифе на тепловую энергию                для соответствующего энергоснабжающего предприятия на текущий финансовый год.

Кроме этого, суд первой инстанции указал на непредоставление истцом доказательств направления ответчику документов, необходимых                  для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии, а также                        о недоказанности им несения затрат на приобретение топлива (нефти)             в спорный период.  

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе     и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Поскольку в данном случае иное АПК РФ не предусмотрено,                  то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов, при этом не находит оснований      для ее удовлетворения исходя из следующего.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления        в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-,                    газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов             (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам                из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе          в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт
3 части 2 статьи 78 БК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальных правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям,           а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Постановлением Администрации Первомайского района от 05.03.2013 № 47 утверждена Методика распределения межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений на компенсацию расходов по организации теплоснабжения энергоснабжающими организациями, использующими
в качестве топлива нефть (далее – Методика).

Согласно пункту 1 постановления администрации от 15.03.2013 № 8 средства субсидии на компенсацию энергоснабжающим организациям расходов, связанных с ростом цен на топливо (нефть), направлены                 на компенсацию расходов по организации теплоснабжения энергоснабжающим организациям, использующим в качестве топлива нефть.

Выплата компенсации расходов по организации теплоснабжения энергоснабжающим организациям, использующим в качестве топлива нефть, производится администрацией путем перечисления средств на расчетные счета энергоснабжающих организаций на основании распоряжения Главы администрации (пункт 2 постановления администрации от 15.03.2013 № 8).

В пункте 3 постановления администрации от 15.03.2013 № 8                     в соответствии с Методикой установлено, что размер компенсации определяется исходя из объема топлива (нефть), необходимого                    для производства тепловой энергии, не превышающего нормативный расход, и разницы между фактической ценой топлива (нефть) и ценой топлива (нефть), предусмотренной в тарифе на тепловую энергию                              для соответствующего энергоснабжающего предприятия на текущий финансовый год.

В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях
применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые       или регулируемых уполномоченными на то государственными органами         и (или) органами местного самоуправления.

Реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя и оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по общему правилу относятся к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения,      при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (пункт 18 статьи 2 Федерального закона     от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).  

Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор (в настоящем случае соглашение      от 01.08.2013) должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (в настоящем случае постановлением администрации от 15.03.2013 № 8), и установив,                  что регулирующим органом тариф на услуги по передаче тепловой энергии для общества «Аква-Сервис» не устанавливался, суды первой                          и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для выплаты истцу субсидии (компенсации) в порядке, установленном постановлением администрации от 15.03.2013 № 8.

Вместе с тем отсутствие утвержденного регулирующим органом          для общества «Аква-Сервис» тарифа на услуги по передаче тепловой энергии не может освобождать администрацию от компенсации фактически понесенных им затрат на оказание таких услуг.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства,       на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Оценив представленные по делу доказательства в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая наличие доказательств приобретения администрацией                в спорный период топлива (нефти) и его использования истцом для оказания услуг по передаче тепловой энергии, а также непредставление обществом «Аква-Сервис» доказательств несения им в спорный период затрат                 на приобретение топлива для оказания услуг по передаче тепловой энергии потребителям (населению) Комсомольского сельского поселения, пришли       к обоснованному выводу о недоказанности истцом наличия у него некомпенсированных затрат в размере 19 031 руб. 76 коп., в связи с чем правомерно отказали в удовлетворения иска.

Поскольку доводы о несогласии с выводами судов первой                        и  апелляционной инстанций в указанной части кассационная жалоба            не содержит, а нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.05.2015 Арбитражного суда Томской области
и постановление от 23.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-7855/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу        – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей            291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     О.И. Финько

Судьи                                                                  М.А. Севастьянова

                                                                         ФИО1