ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-9272/2016 от 22.03.2018 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А67-9272/2016

Резолютивная часть постановления объявлена   марта 2018 года .

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2018 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи                     Шуйской С.И.,

судей                                                               Демидовой Е.Ю.,

                                                                        ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Ташкиновой О.А., рассмотрел кассационные жалобы акционерного общества «Томская генерация» (истца), департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (ответчика) и департамента финансов администрации города Томска (третьего лица) на решение от 03.10.2017 Арбитражного суда Томской области (судья Ваганова Р.А.) и постановление от 14.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шатохина Е.Г., Жданова Л.И., Фертиков М.А.) по делу № А67-9272/2016 по исковому заявлению акционерного общества «Томская генерация» (634041, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному образованию «Город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (634050, <...>, ИНН <***>,           ОГРН <***>) о взыскании неосновательного обогащения.

Другие лица, участвующие в деле: департамент финансов администрации города Томска, акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11».

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Гребенников Д.А.) в заседании участвовали представители:

от акционерного общества «Томская генерация» (истца) – ФИО2 по доверенности от 10.10.2017;

от департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (ответчика) – ФИО3 по доверенности от 17.01.2018;

от департамента финансов администрации города Томска (третьего лица) – ФИО4 по доверенности от 15.08.2017.

Суд установил:

акционерное общество «Томская генерация» (далее – АО «Томская генерация») обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к муниципальному образованию «Город Томск» (далее – МО «Город Томск») в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее – департамент недвижимости) о взыскании                                  6 165 096 руб. 26 коп. неосновательного обогащения за период с 01.03.2015 по 30.09.2016.

Исковые требования со ссылкой на статьи 12, 395, 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) мотивированы переплатой арендной платы.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент финансов администрации Города Томска (далее – департамент финансов) и акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – АО «ТГК № 11»).

Решением от 03.10.2017 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 14.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 5 570 727 руб. 31 коп. неосновательного обогащения, 1 807 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе АО «Томская генерация» просит отменить вынесенные судебные акты, иск удовлетворить в полном объеме.

Податель жалобы не согласен с отказом во взыскании неосновательного обогащения в размере 594 368 руб. 95 коп. в виде переплаты им арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 70:21:0100001:161, расположенным по адресу: <...>, так как на нем находятся подъездные и внутриплощадочные железнодорожные пути, обслуживающие ТЭЦ-3.

Считает, что обстоятельства регистрации объектов комплексно или отдельно не имеют значения для принятия в суде решения о применении приказа  Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития) от 18.06.2013 № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов» (далее – приказ № 347), из буквального толкования которого следует, что определяющим условием для применения ставок является именно предоставление земельного участка для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.

При этом данный заявитель указывает, что судами не дана оценка тому, что договор аренды земельного участка от 12.12.2012 № ТО-21-19982                     (№ 04.303.774.12 от 05.12.2012) (далее – договор аренды № ТО-21-19982) заключен без проведения торгов и земельный участок по нему с кадастровым номером 70:21:0100001:161 предоставлен арендатору для эксплуатации подъездных железнодорожных путей в целях обслуживания ТЭЦ-3.

В кассационных жалобах департамент недвижимости и департамент финансов просят отменить вынесенные судебные акты в удовлетворенной части и в этой части требования истца оставить без удовлетворения.

В обоснование жалоб указанные заявители сослались на то, что оснований для применения статуса регионального значения ТЭЦ-1 не имеется, следовательно, не имеется оснований и для применения ставок, установленных для объектов федеральной собственности; истцом также не представлено доказательств наличия у ТЭЦ-1 статуса объекта местного значения; доводы истца о применении ответчиком ставки арендной платы выше ставки, установленной приказом № 347, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В отзывах на кассационные жалобы департамента недвижимости и департамента финансов АО «Томская генерация»  просит отказать в их удовлетворении.

Отзыв департамента недвижимости на кассационную жалобу                           АО «Томская генерация» суд кассационной инстанции не принимает во внимание, так как отзыв не содержит доказательств направления его участвующим в деле лицам.

В судебном заседании представители АО «Томская генерация», департамента недвижимости и департамента финансов поддержали позиции, изложенные в кассационных жалобах, при этом представитель АО «Томская генерация» возражал против удовлетворения жалоб департамента недвижимости и департамента финансов, а представители последних, уточнив требования, просили оставить оспариваемые судебные акты только в части взыскания в пользу истца неосновательного обогащения в размере  3 994 293 руб. 48 коп. в виде переплаты арендной платы за использование земельного участка под ТЭЦ-3, возражали против удовлетворения жалобы АО «Томская генерация».

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления мэра города Томска от 12.09.2003 № 2901-з между департаментом недвижимости (арендодателем) и открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Томскэнерго» (далее –                            ОАО «Томскэнерго») (арендатором) был заключен договор аренды от 12.09.2003  № ТО-21-14522  (от 29.09.2003 № 37-03) (далее – договор аренды № ТО-21-14522), во исполнение которого арендодатель по акту приема-передачи в пользование арендатора на срок с 12.09.2003 по 12.09.2010 передал земельный участок из земель поселений,  общей площадью                               26 988 м², с кадастровым номером 70:21:0200001:0018, находящийся по адресу: Томская область, г. Томск, Южный округ, ул. Беленца, 2, для использования в целях эксплуатации ТЭЦ-1.

Пунктом 1.4 договора аренды № ТО-21-14522 предусмотрено, что на участке имеются здания и сооружения энергетического производственно-технологического комплекса.

Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях                     на неопределенный срок (пункт 8.5 договора аренды № ТО-21-14522).

В связи с разделением названного земельного участка на основании постановления администрации города Томска от 14.12.2009 № 3035-з дополнительным соглашением от 21.04.2010 № 1 (далее – дополнительное соглашение № 1) к договору  аренды № ТО-21-14522 стороны определили, что предметом аренды являются следующие земельные участки:

- площадью 1 729 м², с кадастровым номером 70:21:0200001:0170, по адресу: <...>;

- площадью 2 726 м², с кадастровым номером 70:21:0200001:0171, по адресу: <...>;

- площадью 813 м², с кадастровым номером 70:21:0200001:0173, по адресу: <...>.

Вид разрешенного использования земельных участков в соответствии с кадастровыми паспортами: для эксплуатации ТЭЦ-1 (пункт 1.5 дополнительного соглашения 1).

В качестве арендатора указано ОАО «ТГК № 11». Размер арендной платы и порядок ее внесения установлены в разделе 3 договора аренды                        № ТО-21-14522 в редакции дополнительного соглашения № 1.

Соглашением от 22.06.2015 к договору аренды № ТО-2114522 стороны заменили арендатора ОАО «ТГК № 11» на АО «Томская генерация». Новый арендатор с 01.04.2015 принял на себя все права и обязанности, оговоренные в договоре аренды № ТО-21-14522, в том числе по внесению арендной платы.

На основании постановления мэра города Томска от 09.12.2003                            № 3856-з департамент недвижимости (арендодатель) и ОАО «Томскэнерго» (арендатор) заключили также договор аренды земельного участка от 16.12.2003 № ТО-21-14619 (от 16.12.2003 № 526) (далее – договор аренды                    № ТО-21-14619)  в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2012 и соглашения о перемене сторон  от 22.06.2015, в соответствии с которым в пользование арендатора  (АО «Томская генерация») передан земельный участок площадью 182 724,3 м², с кадастровым номером 70:21:0100007:20, расположенный по адресу: Томская область, г. Томск, Северный округ,                   ул. А. Угрюмова, 2, для использования в целях эксплуатации зданий и сооружений энергетического производственно-технологического комплекса пиково-резервной котельной (ПРК).

На основании постановления администрации города Томска                            от 15.12.2011 № 2144-з МО «Город Томск» в лице департамента недвижимости (арендодатель) и ОАО «ТГК № 11» (арендатор) подписали договор аренды земельного участка № ТО-21-19982 от 12.12.2012 (от 05.12.2012 № 04.303.774.12) (далее – договор аренды № ТО-21-19982)  о предоставлении арендатору во временное возмездное владение и пользование земельного участка площадью 81 983 м², с кадастровым номером 70:21:0100001:161, по адресу: <...>.

Согласно пункту 1.4 договора аренды № ТО-21-19982 земельный участок предоставлен для эксплуатации подъездных железнодорожных путей.

Срок действия договора аренды № ТО-21-19982 установлен с 15.12.2011                  по 14.12.2018, его действие распространено на отношения сторон, фактически возникшие между ними с 21.02.2012 (пункт 2.1).

Размер и порядок внесения арендной платы определены в разделе                  3 договора аренды № ТО-21-19982.

Соглашением от 22.06.2015 о перемене стороны в договоре аренды                    № ТО-2119982 прежний арендатор заменен АО «Томская генерация».

На основании постановления администрации города Томска                            от 13.04.2012 № 859-з между МО «Город Томск», от имени и в интересах которого действует департамент недвижимости (арендодателем), и                         ОАО «ТГК № 11» (арендатором) был  заключен договор аренды земельного участка от 12.12.2012 № ТО-21-19983 (от 05.12.2012 № 04.303.775.12) (далее – договор аренды № ТО-21-19983), по которому в пользование арендатора передан земельный участок площадью 532 573 м², с кадастровым номером 70:21:0100001:153, местоположением: <...>, для эксплуатации и обслуживания ТЭЦ-3.

По условиям пункта 1.4 договора аренды № ТО-21-19983 кадастровая стоимость земельного участка составляет 264 156 208 руб.

Срок действия договора установлен с 13.04.2012 по 12.04.2061. Стороны договорились, что условия настоящего договора в части оплаты за землю распространяются на правоотношения сторон, возникшие с 30.05.2012 (пункт 2.1 договора аренды № ТО-21-19983).

Соглашением от 22.06.2015 арендатор ОАО «ТГК № 11» заменен на         АО «Томская генерация» с передачей ему всех прав и обязанностей по договору аренды № ТО-21-19983.

Пунктом 3.3 договоров аренды №№ ТО-21-19982 и ТО-21-19983 предусмотрено, что арендная плата на год в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 5 статьи 10.1 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» в случае переоформления постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена или земельными участками, находящимися в государственной собственности Томской области, на право аренды земельных участков, с учетом ограниченного использования или оборота, устанавливается в размере полутора процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка,

Постановлением администрации города Томска от 26.11.2014 № 1240  с 01.01.2015 утверждена кадастровая стоимость земельных участков, являющихся предметом рассматриваемых договоров аренды: земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200001:0170 – в размере                                      1 301 245 руб. 40 коп.;  земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200001:0171 – в размере 2 051 587 руб. 60 коп.; земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200001:0173 – в  размере 611 863 руб. 80 коп.; земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100007:20 – в размере                    227 440 590 руб. 70 коп.;  земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:161 – в размере 51 828 012 руб. 94 коп.;  земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:153 –  в размере                                               342 289 992 руб. 83 коп.

Исходя из вышеуказанных кадастровой стоимости земельных участков и  нормативных актов ежегодная арендная плата по состоянию на 20.01.2015, 01.07.2015, 14.01.2016 (1,5 процентов от кадастровой стоимости) составила:

- по договору аренды № ТО-21-14522 за земельный участок площадью                   1 729 кв. м² в сумме 17 635 руб.;

 - по договору аренды № ТО-21-14522 за земельный участок площадью  2 726 м² в сумме 27 805 руб. 20 коп.;

- по договору аренды № ТО-21-14522 за земельный участок площадью 813 м² в сумме 8 292 руб. 60 коп.;

- по договору аренды № ТО-21-14619 за земельный участок площадью 182 724,3 м² в сумме 1 863 787 руб. 92 коп.;

 - по договору аренды № ТО-21-19982 за земельный участок площадью 81 983 м² в сумме 777 420 руб. 24 коп.; 

- по договору аренды № ТО-21-19983 за земельный участок площадью 532 573 м² в сумме 134 349 руб. 88 коп.

 За пользование земельными участками ответчиком по перечисленным договорам аренды в период с 01.03.2015 по 30.09.2016 внесена арендная плата в размере 12 396 378 руб. 33 коп.

Ссылаясь на пункт 4 статьи 39.7 ЗК РФ, пункт 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – Правила № 582), пункт 2 приказа                      № 347, в письме от 26.01.2016 № 05-03-316,  адресованном  в департамент недвижимости, АО «Томская генерация» предложило подписать дополнительные соглашения  к договорам аренды, с учетом применения предельной ставки арендной платы в размере 4,04 руб./м².

Однако департамент недвижимости отказался от подписания дополнительных соглашений (письмо от 25.02.2016 № 2129).

Считая, что арендная плата за земельные участки, на которых расположены тепловые станции и обслуживающие их объекты, по договорам аренды рассчитана неверно, истец претензией от 09.11.2016 № 01-05-4780 потребовал от департамента недвижимости в течение 30 дней произвести возврат неосновательного обогащения.

Так как требования АО «Томская генерация» исполнены ответчиком не были, истец предъявил в суд настоящий иск.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой                            и апелляционной инстанций исходили из того, что коль скоро исчисление арендной платы за пользование в период с 01.03.2015 земельными участками, занятыми тепловыми станциями и обслуживающими их объектами, должно было производиться по ставкам, утвержденным пунктом 71 приложения к приказу № 347, то ответчик неосновательно обогатился на сумму арендной платы, превышающую размер, установленный уполномоченным органом.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, статьей 65 ЗК РФ закреплен принцип платности использования земли в Российской Федерации является. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Обязанность по своевременному внесению плату за пользование имуществом (арендной платы) на арендатора возложена пунктом 1 статьи 614 ГК РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее – регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Федеральным законом  от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.03.2015 введена в действие статья                             39.7 ЗК РФ, в силу пункта 1 которой размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом  4 статьи 39.7 ЗК РФ определено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила № 582.

Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Во исполнение данного пункта Правил № 582 Минэкономразвития издало приказ № 347, которым утвердило ставку арендной платы в размере 1,6 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.

Пунктом 2 приказа № 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 этого приказа, не должна превышать прилагаемых предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.

В приложении к приказу № 347 предельная ставка для земельных участков, расположенных в Томской области, предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их объектов и сооружений и объектов, определена в размере 4,04 руб. за 1 м².

В силу правовой позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 № 306-ЭС16-16522 и от 23.11.2017 № 305-ЭС17-12788, а также по смыслу разъяснений, содержащихся Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос № 7), поскольку в пункте 4 статьи                     39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.

Проанализировав материалы дела, суды установили, что на земельных участках по адресам: <...>, с кадастровым номером 70:21:0200001:0170, площадью 1 729 м²; <...>, с кадастровым номером 70:21:0200001:0171, площадью 2 726 м²; <...>, с кадастровым номером 70:21:0200001:0172, площадью 813 м², располагается объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности АО «Томская генерация», а именно: теплоэлектроцентраль ТЭЦ-1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 08.06.2015 серии                   70-АВ № 730892 и соответствует условиям договора аренды № ТО-21-14522.

На земельном участке по адресу: <...>, с кадастровым номером 70:21:0100007:20, площадью                    18 2724,3 м², располагается объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности АО «Томская генерация», а именно: энергетический производственно-технологический комплекс ТЭЦ-1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 08.06.2015 серии 70-АВ № 737105. По договору аренды № ТО-21-14619 истцу предоставлен земельный участок для эксплуатации зданий и сооружений энергетического производственно-технологического комплекса пиково-резервной котельной. Так как приказом ОАО «ТГК-11» от 29.12.2012 № 535 «О внесении изменений в штатное расписание Томского филиала ОАО «ТГК-11» с 01.01.2013 структурное подразделение «Пиково-резервная котельная» Томского филиала ОАО «ТГК-11» переименовано в структурное подразделение «ТЭЦ-1» Томского филиала ОАО «ТГК-11», суды сочли, что  размещение ЭПТК ТЭЦ-1 на указанном земельном участке соответствует целевому назначению, указанному в дополнительном соглашении к упомянутому договору аренды.

На земельном участке по адресу: Томская область, г. Томск, Кузовлевский тр., 2б, с кадастровым номером 70:21:010001:153, площадью 532 573 м², располагается объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности АО «Томская генерация», а именно: энергетический производственно-технологический комплекс ТЭЦ-3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 08.06.2015 серии 70-АВ № 714897. Договором аренды № ТО-21-19983 предусмотрено предоставление земельного участка в целях эксплуатации и обслуживания названного объекта.

Принимая во внимание, что перечисленные земельные участки используются по назначению, для эксплуатации тепловых станций и обслуживающих их объектов, размер арендной платы за которые с 01.03.2015 определяется на основании положений пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ и с применением ставки, утвержденной приказом № 347, придя к выводу о доказанности истцом факта переплаты арендной платы за рассматриваемый период, являющейся неосновательным обогащением ответчика, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в части (статья                                1102 ГК РФ).

Что касается земельного участка, расположенного  по адресу: <...>, с кадастровым номером 70:21:0100001:161, то суды  не усмотрели оснований для применения при расчете арендной платы за его использование  коэффициента, утвержденного приказом № 347, поскольку на земельном участке находятся железнодорожные пути необщего пользования, являющиеся самостоятельным объектом недвижимости, который может быть использован не только в целях обслуживания ТЭЦ-3; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:161 – для эксплуатации подъездных железнодорожных путей, что соответствует его назначению и пункту 1.4 договора аренды № ТО-21-19982, кроме того, истцом не доказано,  что доставка топлива на тепловую станцию невозможна иным, помимо железнодорожного, транспортом. Поэтому отказали в иске о взыскании суммы неосновательного обогащения за пользование данным участком.

Несогласие АО «Генерация» с указанным выводом, не является основанием  для отмены судебного акта и удовлетворения требований истца в полном объеме.

Довод департамента недвижимости и департамента финансов о том, что утвержденный приказом № 347 коэффициент неправомерно применен при расчете арендной платы за земельные участки, на которых находятся ТЭЦ-1 и обслуживающие ее объекты,  не относящиеся к объектам регионального значения, отклонен апелляционным судом по тому мотиву, что в соответствии с постановлением администрации Томской области от 08.07.2011 № 204а, которым утверждена схема размещения объектов энергетических систем регионального значения, в том числе объектов                     АО «Томская генерация»: энергетического производственно-технологического комплекса ГРЭС-2 (на карте обозначен ГРЭС), энергетического производственно-технологического комплекса ТЭЦ-3 (на карте обозначен ТЭЦ), энергетического производственно-технологического комплекса ТЭЦ-1 (на карте обозначен ТЭЦ) и теплоэлектроцентрали ТЭЦ-1, ранее именовавшейся как структурное подразделение «Пиковая резервная котельная» (на карте обозначена ГТ ТЭЦ); приказом ОАО «ТГК-11» от 29.12.2012 № 535 о переименовании с 01.01.2013 структурного подразделения «Пиковая резервная котельная» Томского филиала                          ОАО «ТГК-11» в структурное подразделение «ТЭЦ-1» Томского филиала ОАО «ТГК-11»; приказами Томского филиала ОАО «ГК-11» от 19.03.2013             № 176 и АО «Томская генерация» от 17.04.2015 № 140 об  электрической и тепловой мощности объектов ГРЭС-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-1, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 162-р и от 11.11.2013 № 2084-р в спорный период ТЭЦ-1 относилась к объектам регионального значения.

Таким образом, доводы, приведенные в кассационных жалобах, выводов судов  не опровергают, о неправильном применении норм права                                       не свидетельствуют, по существу, сводятся к несогласию с оценкой судов относительно установленных ими обстоятельств и исследованных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции                 не имеется и в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.10.2017 Арбитражного суда Томской области и постановление от 14.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу                № А67-9272/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                  С.И. Шуйская

Судьи                                                                          Е.Ю. Демидова

                                                                                    ФИО1