ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А68-3448/2021 от 15.02.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А68-3448/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 22.02.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), заинтересованного лица – Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тульской области от 08.12.2021 по делу № А68-3448/2021 (судья Рыжикова Н.А.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» (далее – ООО «БрянскЭлектро», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) о признании незаконным предписания от 22.03.2021 № 1-32-011/2021.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 08.12.2021 заявленные требования удовлетворены,предписание Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 22.03.2021 № 1-32-011/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований признано незаконным.

Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование требований апелляционной жалобы ссылается на то, что общество допустило к осуществлению деятельности в области обращения с отходами ФИО1 и ФИО2 без заключения трудовых договоров на осуществление деятельности в области обращения с отходами в части обработки и утилизации отхода III класса опасности в соответствии с имеющейся у общества лицензией, чем, по мнению управления, нарушило требования пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», подпунктов «в» и «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290.

ООО «БрянскЭлектро» возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию от 20.07.2016 № (32)-6457-ОУ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по видам работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: обработка отходов III класса опасности, утилизация отходов III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313). Данная лицензия предоставлена бессрочно.

На основании распоряжения заместителя руководителя Приокского управления Росприроднадзора от 16.02.2021 № 69-Р государственным инспектором в период с 19.02.2021 по 22.03.2021 в отношении ООО «БрянскЭлектро» проведена плановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (реестровый № 10001428245).

Управлением в акте проверки от 22.03.2021 № 32-013/2021 сделан вывод о нарушении сетевой организацией пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видом деятельности», подпунктов «в» и «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290; отсутствии трудовых договоров работников на осуществление деятельности в области обращения с отходами в части обработки и утилизации отхода III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313).

По результатам проверки 22.03.2021 государственным инспектором Приокского управления Росприроднадзора составлен акт проверки № 32-013/2021 и выдано предписание № 1-32-011/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований со сроком исполнения до 22.04.2021.

ООО «БрянскЭлектро», не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа

Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 данного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности» (далее – Постановление № 2290).

Из лицензии от 20.07.2016 № (32)-6457-ОУ, выданной Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ООО «БрянскЭлектро» вправе осуществлять обработку отходов III класса опасности; утилизацию отходов III класса опасности. Лицензия предоставлена обществу бессрочно.

Приложением к вышеуказанной лицензии определен перечень отходов и видов работ в составе лицензируемой деятельности: наименование отхода – отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены; код отхода – 40614001313, класс опасности – 3: вид работ – обработка, утилизация; адрес осуществления деятельности – 241037, <...>.

На основании распоряжения заместителя руководителя Приокского управления Росприроднадзора от 16.02.2021 № 69-Р государственным инспектором в отношении ООО «БрянскЭлектро» проведена плановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (реестровый №10001428245).

По результатам проверки 22.03.2021 государственным инспектором Приокского межрегионального управления Росприроднадзора составлен акт проверки № 32-013/2021 и выдано предписание №1-32-011/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, со сроком исполнения – 22.04.2021.

Управлением в акте проверки от 22.03.2021 № 32-013/2021 сделан вывод о нарушении сетевой организацией пункта 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, подпунктов «в» и «г» пункта 3 Постановления № 2290; отсутствии трудовых договоров работников на осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313).

Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Постановления № 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

– для работ по обработке отходов I - IV классов опасности: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) – индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;

– для работ по утилизации отходов I-IV классов опасности: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) – индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности.

В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предусмотрена также статьей 21 ТК РФ.

На основании статей 5, 8 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, среди прочего, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Требования к обязательным и дополнительным условиям трудового договора содержатся в статье 57 ТК РФ. Указанной нормой установлено, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий соглашений, а не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Таким образом, суд области по праву заключил, что ни законодательство в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, ни трудовое законодательство Российской Федерации не содержит обязательных требований в части определения обязанностей работника, условий его работы исключительно в тексте трудового договора. Права и обязанности работника могут содержаться, например, в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах.

В соответствии с предоставленным обществом списком лиц, имеющих право управлять установкой ПСМ 2-4 – установка передвижная сепараторная маслоочистительная, утвержденным распоряжением от 28.01.2020 № 01-20-Р/Ф заместителя главного инженера по производственной деятельности филиала общества – Ермаком И.А., лицом, имеющим право управлять установкой ПСМ 2-4 зав. 6221, является электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО2, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию указанной установки назначен мастер ЦЭР ФИО1

Согласно информации, представленной обществом на запрос от 10.03.2021 № ОМ-03-07/2241, управлением установлено, что на основании приказа общества от 26.09.2017 № 315 к деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности с соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами допущены два специалиста.

Однако, в предоставленной обществом информации (документах) от 15.03.2021 вх. № 07/3518, трудовые договоры вышеуказанных работников на осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности, в соответствии имеющейся у общества лицензии, отсутствуют.

В ходе проведения проверки управлением направлен повторный запрос от 16.03.2021 № ОМ-03-07/2525 о предоставлении трудовых договоров работников, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности, ответом на который от 17.03.2021 вх. № 07/3706 повторно были представлены обществом трудовые договоры на ФИО2 от 01.04.2015 № 01-0391. и ФИО1 от 04.04.2017 № 01-1015 о приеме на работу без указания работ на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

Согласно пункту 2.7 должностной инструкции электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда Центра электросетевых работ филиала общества управление на установке маслоочистительной ПСМ 2-4 осуществляет электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда.

В соответствии с пунктом 2.3.6 Правил внутреннего распорядка, утвержденных приказом общества от 20.02.2021 № 01-95-П/БЭ, до подписания трудового договора работник общества должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами общества, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, а также с документом, определяющим содержание его конкретной трудовой функции.

Письмом от 15.03.2021 исх. № 01-3854-Вх/БЭ-и на запрос управления от 10.03.2021 № ОМ- 03-07/2241 были представлены документы, в том числе трудовые договоры работников общества – ФИО2 и ФИО1, в обязанности которых входит осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313).

Из трудового договора между обществом и ФИО2 от 01.04.2015 № 01-0391 следует, что работник был принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда.

В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанного трудового договора работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами, приказами, распоряжениям, заданиями и указаниями руководящих должностных лиц, в соответствии с трудовой функцией.

ФИО2 16.05.2017 получено свидетельство № 83 о прохождении обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами» и локальным нормативным актом – приказом от 26.09.2017 № 315 работник был допущен к работе с отходами I-IV классов опасности.

Распоряжением от 28.01.2020 № 01-20-Р/Ф ФИО2 допущен к производству работ на оборудовании – установка для сушки трансформаторного масла ПСМ-2-4, приобретенном обществом по договору поставки от 30.03.2015 № 2423.

В соответствии с пунктом 2.7 должностной инструкции ФИО2 к должностной обязанности работника относится осуществление при необходимости деятельности по утилизации отходов III класса опасности, а именно: работать на установке маслоочистительной ПСМ 2-4.

Из трудового договора с ФИО1 от 04.04.2017 № 01-1015 следует, что работник был принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, а дополнительным соглашением к названному договору от 05.07.2019 переведен на должность мастера.

ФИО1 07.09.2017 получено свидетельство № 247 о прохождении обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами».

Распоряжением от 28.01.2020 № 01-20-Р/Ф ФИО1 определен ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию установки для сушки трансформаторного масла ПСМ 2-4, с учетом положений должностной инструкции – пункты 2.1, 2.18, 2.22, 2.27, 2.28.

Таким образом, с учетом положений статей 5, 8, 15, 21, 56, 57 ТК РФ суд первой инстанции по праву заключил, что в ходе проверки управлению письмом от 15.03.2021 № 01-3854-Вх/БЭ-и были представлены документы, подтверждающие соблюдение обществом требований подпунктов «в», «г» пункта 3 Постановления № 2290 в части заключения с работниками лицензиата трудовых договоров, устанавливающих обязанности на осуществление деятельности в области обращения с отходами, несмотря на отсутствие непосредственно в тексте трудовых договоров условий об осуществлении работниками деятельности в области обращения с отходами.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что лицензия от 20.07.2016 № (32)-6457-ОУ на право осуществления обществом обработки отходов III класса опасности; утилизации отходов III класса опасности была получена на основании заявления общества от 24.06.2016 о предоставлении лицензии на право осуществлять обработку отходов III класса опасности; утилизацию отходов III класса опасности.

К заявлению были приложены документы, в порядке, установленном вышеуказанными нормативно-правовыми актами, в том числе: трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также документы о профессиональной подготовке работников, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности (пункт 5 описи материалов, представленных в лицензирующий орган). Был представлен и трудовой договор с ФИО2 от 01.04.2015 № 01-0391.

По результатам проведенной проверки представленных документов и их оценки Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора оформлен акт проверки от 18.07.2016 № 88, в соответствии с которым установлено наличие у сотрудников общества трудовых договоров на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

Таким образом, факт выдачи лицензии в 2016 году на основании представленных документов основан на признании уполномоченным органом соответствия таких документов требованиям законодательства и возможности осуществления обществом специального (лицензируемого) вида деятельности.

Неизменность обстоятельств осуществления лицензируемого вида деятельности и предъявляемых законодательством к такой деятельности требований исключает возможность оценки этих же документов как несоответствующих требования пункта 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ и подпунктов «в» и «г» пункта 3 Постановления № 2290.

Таким образом, по справедливому суждению суда, с момента выдачи лицензии общество не могло и не должно было полагать, что им не выполнены лицензионные требования и условия, а предпринимательская деятельность общества осуществляется с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением – лицензией.

Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае законных оснований для вынесения управлением предписания от 22.03.2021 № 1-32-011/2021.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, при наличии имеющихся доказательств, суд по праву удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 08.12.2021 по делу № А68-3448/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Д.В. Большаков

Судьи

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова