ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А68-3646/2021 от 20.06.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-3646/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лунёвой Д.А., при участии от истца – министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 № 1), от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Щекинская автоколонна 1810» (г. Щекино, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 10.06.2022), от третьего лица – акционерного общества «Центральная диспетчерская служба Тульской области» (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО3 (приказ от 16.07.2020 № 38к), в отсутствие третьего лица – государственного учреждения Тульской области «Организатор перевозок и навигации» (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Щекинская автоколонна 1810» на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.04.2022 по делу № А68-3646/2021 (судья Рыжикова Н.А.),

УСТАНОВИЛ:

министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) о прекращении действия свидетельства серии 071 № 000212 от 12.05.2017 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 114к (реестровый номер 105) «Щекино – Тула», выданного обществу с ограниченной ответственностью «Щекинская автоколонна 1810» (далее – ответчик, общество, ООО «Щекинская а/к 1810»).

Определениями от 21.04.2021, от 01.12.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества «Центральная диспетчерская служба Тульской области» (далее – АО «Центральная диспетчерская служба Тульской области»), государственного учреждения Тульской области «Организатор перевозок и навигации» (далее – ГУ ТО «Организатор перевозок и навигации»).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.04.2022 по делу № А68-3646/2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, ООО «Щекинская а/к 1810» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, в рассматриваемом случае отсутствуют нарушения регулярности рейсов в 3-ем квартале 2020 года (не превысило 4 %). Согласно отчету за 4 квартал 2020 года регулярность составила 84, 3 процента (19 133:22 683*100=84,3 %). Заявитель принимал вышеуказанные отчеты без замечаний и возражений.

Обращает внимание на то, что истцом акты составлялись в нарушение пунктов 4 и 6 приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства от 02.08.2019 № 103. В качестве основания взяты только данные АО «ЦДС ТО», а анализ представленных перевозчиком квартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту, линейный контроль, визуальный мониторинг и др. истцом не проводились.

Заявитель жалобы считает ошибочными выводы суда о том, что нарушение не связано с введением на территории Тульской области режима повышенной готовности в связи с распространением на территории Тульской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также противоречат требованиям пункта 12 постановления правительства Тульской области от 16.03.2020 №112 и Указам губернатора Тульской области.

По мнению ответчика, отчеты о результатах мониторинга пассажиропотока от 13.09.2020, 21.10.2020, 23.10.2020, 27.10.2020, 29.10.2020, 22.12.2020, 25.12.2020 и 28.12.2020 не отвечают требованиям законодательства.

Апеллянт ссылается на то, что прекращение действия свидетельства указывает на несоразмерный характер ответственности выявленному нарушению и приведет к банкротству предприятия.

Ответчик считает, что истец не привел доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ответчиком обязательств причинило или могло причинить ущерб министерству или интересам граждан.

По мнению заявителя жалобы, при рассмотрении вопроса о прекращении действия свидетельства формально установил факт нарушения регулярности выполнения рейсов и не оценил существенность допущенных перевозчиком нарушений, и с учетом этого обстоятельства принял необоснованное решение о необходимости применения такого последствия, как прекращение действия свидетельства

Заявитель жалобы считает, что судом нарушены положения части 1 статьи 49 АПК РФ.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ГУ ТО «Организатор перевозок и навигации» в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

АО «Центральная диспетчерская служба Тульской области» отзыв на апелляционную жалобу не направило

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции по делу.

Представители ГУ ТО «Организатор перевозок и навигации» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, министерством ООО «Щекинская а/к 1810» выдано свидетельство серии 071 № 000105 от 12.05.2017 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» с расписанием движения автобусов указанного маршрута, сроком действия с 12.05.2017 по 13.05.2022.

АО «Центральная диспетчерская служба Тульской области», осуществляющим функции единого регионального навигационно-информационного центра Тульской области и обеспечивающим функционирование и эксплуатацию региональной навигационно-информационной системы, в министерство представлены сведения о том, что ответчик, обязанный осуществлять перевозки по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула», неоднократно в течение 2020 года допускал нарушения требований, установленных статьей 4.1 Закона Тульской области от 28.12.2015 № 2403-ЗТО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Тульской области», а именно превышено максимально допустимое соотношение между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (более 4 процентов), в частности:

– регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» в 3 квартале 2020 года составила 92,34 % от установленного расписанием по маршруту;

– регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» в 4 квартале 2020 года составила 82,1 % от установленного расписанием по маршруту. Ответчик в течение 1 квартала 2021 года продолжал нарушать регулярность выполнения рейсов на указанном выше маршруте.

Министерством в адрес ответчика направлялись акты от 18.11.2020, 27.01.2021, а также уведомления от 23.11.2020 и 01.02.2021 о выявленных нарушениях, уведомления о превышении максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием, с целью получения информации о том, что рейсы не выполнены ответчиком вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, либо вследствие технических сбоев в региональной навигационно-информационной системе Тульской области.

Однако в адрес министерства испрашиваемая информация ответчиком не представлена.

25.02.2021 министерство для урегулирования спора в досудебном порядке направило в адрес ООО «Щекинская а/к 1810» претензию, установив последнему срок для устранения выявленных нарушений в течение 10 дней с момента получения претензии.

19.03.2021 ООО «Щекинская а/к 1810» в ответе на претензию министерства указало, что снижение показателя регулярности на маршруте явилось непреодолимое и чрезвычайное обстоятельство, не зависящее от воли ООО «Щекинская а/к 1810», в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Министерство, руководствуясь статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регулируются Законом № 220-ФЗ (статья 1).

В силу положений статьи 2 Закона № 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1); отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2), а отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами (часть 3).

Согласно статье 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2); при этом допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (часть 4).

В то же время уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, наделяются компетенцией по прекращению действия данного свидетельства при наличии хотя бы одного из обстоятельств, установленных Законом № 220-ФЗ (часть 1 статьи 29), в том числе в связи со вступлением в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.

При этом частью 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ предусматриваются основания обращения уполномоченного органа публичной власти в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, к которым, помимо прочего, относятся обстоятельства, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Из материалов дела усматривается, что министерством ООО «Щекинская а/к 1810» выдано свидетельство серии 071 № 000105 от 12.05.2017 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» с расписанием движения автобусов указанного маршрута, сроком действия с 12.05.2017 по 13.05.2022.

Пунктом 2 части 4 статьи 17 Закона № 220-ФЗ допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – регулярные перевозки) на территории Тульской области регулируются Законом Тульской области от 28.12.2015 № 2403-ЗТО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Тульской области» (далее – Закон № 2403-ЗТО).

Как верно отметил суд первой инстанции, одним из требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по маршрутам регулярных перевозок на территории области, установленных статьей 4.1 Закона № 2403-ЗТО, является осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием, при этом максимально допустимое соотношение между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (далее – максимально допустимое соотношение между количеством рейсов), должно составлять не более 4 процентов. Максимально допустимое соотношение между количеством рейсов определяется уполномоченным органом исполнительной власти области. Уведомление о превышении максимально допустимого соотношения между количеством рейсов направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества уполномоченным органом исполнительной власти области в установленном им порядке.

К невыполненным не относятся рейсы, не выполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в региональной навигационно-информационной системе Тульской области. Информация о таких рейсах, за исключением информации о технических сбоях в региональной навигационно-информационной системе Тульской области, предоставляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества в уполномоченный орган исполнительной власти области в установленном им порядке в случае получения уведомления.

В силу пункта 33 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства (далее – Положение), утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 22, министерство осуществляет организацию регулярных перевозок, возлагаемых Законом № 220-ФЗ на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 41 Положения министерство принимает меры по устранению выявленных нарушений в организации и выполнении перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах.

Перечень обстоятельств, при наступлении которых министерство обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, установлен частью 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ, статьей 5.1 Закона № 2403-ЗТО.

Одним из указанных обстоятельств является неоднократное (два и более раза) в течение года с момента первого несоблюдения несоблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества на одном маршруте максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (часть 2 статьи 5.1 Закона № 2403-ЗТО).

Расчет максимально допустимого соотношения между количеством рейсов осуществляется на основании данных региональной навигационно-информационной системы Тульской области.

Как установлено судом, между АО «Центральная диспетчерская служба Тульской области» и ООО «Щекинская а/к 1810» (пользователь) в период с 03.12.2012 по 01.03.2021 заключен договор на оказание услуг № 54 от 03.12.2012, согласно предмету которого АО «Центральная диспетчерская служба Тульской области» обеспечивает круглосуточный доступ автоматизированных рабочих диспетчерских мест пользователя через локальную вычислительную сеть или сеть Интернет к автоматизированной радионавигационной системе диспетчерского управления пассажирским транспортом.

АО «Центральная диспетчерская служба Тульской области» является организацией, осуществляющей функции единого регионального навигационно-информационного центра Тульской области и обеспечивающей функционирование и эксплуатацию региональной навигационно-информационной системы Тульской области (далее – РНИС), на основании договора от 17.07.2019 № 22-01-09/5007, заключенного с министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.

В соответствии с пунктом 3.5 указанного договора АО «Центральная диспетчерская служба Тульской области» (региональный сетевой оператор) предоставляет министерству и контрольно-надзорным органам сведения о деятельности оснащенных и подключенных к телематической платформе РНИС транспортных и технических средств.

Согласно пункту 8.4 Регламента работы региональной навигационно-информационной системы Тульской области, утвержденного приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области от 31.07.2018 № 131, региональный сетевой оператор еженедельно и ежеквартально предоставляет министерству транспорта и дорожного хозяйства Тульской области сведения о количестве рейсов, выполненных в течение одной недели (одного квартала) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам, и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данной недели (квартала) установленным расписанием, на основании данных АПНК РНИС по установленной форме.

Как следует из материалов дела, АО «Центральная диспетчерская служба Тульской области» представило в министерство сведения о том, что ООО «Щекинская а/к 1810», обязанное осуществлять перевозки по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула», неоднократно в течение 2020 года допускало нарушения требований, установленных статьей 4.1 Закона № 2403-ЗТО, а именно: превышено максимально допустимое соотношение между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (более 4 процентов), в частности:

– регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» в 3 квартале 2020 года составила 92,34 % от установленного расписанием по маршруту;

– регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» в 4 квартале 2020 года составила 82,1 % от установленного расписанием по маршруту.

– регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» в 1 квартале 2021 года составила 26,76 % от установленного расписанием по маршруту.

Министерством составлен акт о выявлении превышения максимально допустимого соотношения между количеством рейсов от 18.11.2020, из которого следует, что за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 при плановом значении 21055 рейсов перевозчиком (ООО «Щекинская а/к 1810») фактически выполнено 19 443 рейса.

Таким образом, регулярность на межмуниципальном маршруте № 114к составила 92,34%. Министерством в адрес общества направлено уведомление об устранении выявленных нарушений от 23.11.2020, в котором сообщено о выявленных нарушениях и предложено представить информацию о рейсах, не выполненных вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в региональной навигационно-информационной системе Тульской области.

Также министерством составлен акт о выявлении превышения максимально допустимого соотношения между количеством рейсов от 27.01.2021, из которого следует, что за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 при плановом значении 23828 рейсов перевозчиком (ООО «Щекинская а/к 1810») фактически выполнено 19133 рейса.

Таким образом, регулярность на межмуниципальном маршруте № 114к составила 82,10 %. В адрес общество министерство направило соответствующее уведомление об устранении выявленных нарушений от 01.02.2021.

21.05.2021 министерством составлен акт о выявлении превышения максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, из которого следует, что за период с 01.01.2021 по 31.03.2021 при плановом значении 23310 рейсов перевозчиком (ООО «Щекинская а/к 1810») фактически выполнено 6124 рейса.

Таким образом, регулярность на межмуниципальном маршруте № 114к составила 26,76 %. ГУ ТО «Организатор перевозок и навигации» направило в адрес ответчика соответствующее уведомление об устранении выявленных нарушений от 28.05.2021.

Так, из ежеквартальных отчетов усматривается нарушение – неоднократное (два и более раза- 3, 4 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 года) в течение года с момента первого несоблюдения юридическим лицом – ООО «Щекинская а/к 1810» на одном маршруте – 114к максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием.

В свою очередь, ответчиком в материалы дела не представлены иные сведения, подтверждающие регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула».

Как следует из материалов дела, ответчик, фактически не оспаривая количество выполненных им рейсов в спорные периоды, указывает, что в связи с распространением на территории Тульской области новой коронавирусной инфекции, которая является в сложившихся условиях чрезвычайным и непреодолимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, привело к существенному снижению объемов перевозок ООО «Щекинская а/к 1810», пассажиропоток на указанном маршруте сократился более чем на 20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; ООО «Щекинская а/к 1810» направляло в адрес ГУ ТО «Организатор перевозок и навигации» и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области уведомления об изменении маршрута в части уменьшения количества транспортных средств на маршруте и соответственно расписания их движения по маршруту с анализом пассажиропотока, а именно: исх. № 156 от 03.07.2020, исх. № 161 от 13.07.2020, исх. № 206 от 02.10.2020, исх. № 215 от 30.10.2020, исх. № 234 от 27.11.2020.

Суд первой инстанции правомерно отклонил названные доводы ответчика ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 29.1 Закона № 220-ФЗ в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.

Таким образом, конкретные ограничительные мероприятия, связанные с перевозкой пассажиров, устанавливаемые органами власти, могут послужить основанием для принятия перевозчиком решения об изменении маршрута, сокращения количества выполняемых рейсов.

Как следует из материалов дела, ООО «Щекинская а/к 1810», осуществляющее перевозки по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 114к «Щекино-Тула», допустило нарушение регулярности выполнения рейсов по маршруту № П4к «Щекино-Тула» в 3 и 4 квартале 2020 года, 1 квартале 2021 года.

Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации с 30 марта по 3 апреля 2020 года были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы в период с 4 по 30 апреля 2020 года, а также органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлена возможность самостоятельно, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции в субъекте, реализовывать комплекс ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В спорный период времени действовал указ Губернатора Тульской области от 30.04.2020 № 41 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» (далее – Указ).

При этом в 3 и 4 квартале 2020 года, 1 квартале 2021 года Указ не содержал каких-либо запретов, связанных с передвижением граждан по территории Тульской области.

Так, согласно Указу в редакции от 29.06.2020 № 71 режим самоизоляции для граждан в возрасте старше 65 лет действовал по 30.06.2020. Далее режим самоизоляции для данной категории граждан вводился Указом от 26.10.2020 № 141, при этом Указом предусмотрены случаи, при которых граждане могли покидать место самоизоляции, а также не подлежали переводу на дистанционный режим работ.

Вышеперечисленными указами ограничений использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничений использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, не вводилось. То есть, в отношении осуществляемого обществом вида деятельности ограничений не вводилось; перечисленными ответчиком правовыми актами не были введены карантинные ограничения в отношении перевозчиков, препятствующие осуществлению перевозочной деятельности.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований у перевозчика для снижения количества рейсов.

Более того, как справедливо отметил суд первой инстанции, доводы перевозчика о снижении пассажиропотока в июле-августе 2020 года были учтены министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области при подсчете транспортной работы.

При этом министерством направлялись в адрес ответчика письма от 08.10.2020, от 02.11.2020, от 12.11.2020, от 30.12.2020 о необходимости осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршруту № 114к в полном объеме по расписаниям, являющимся приложением к свидетельству.

Кроме того, согласно методическим рекомендациям Минтруда России от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696 «О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206» деятельность общества не подлежала приостановлению.

Как установлено судом, ООО «Щекинская а/к 1810» допущены нарушения требований Закона № 220-ФЗ, Закона № 2403-ЗТО.

В свою очередь, доказательств того, что ответчиком соблюдалось расписание и обеспечение на маршруте №114к надлежащего количества транспортных средств, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о прекращении действия свидетельства серии 071 № 000212 от 12.05.2017 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 114к (реестровый номер 105) «Щекино – Тула», выданного ООО «Щекинская автоколонна 1810».

Довод заявителя жалобы о том, что судом нарушены положения части 1 статьи 49 АПК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции в виду следующего.

Как следует из материалов дела, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Щекинская автоколонна 1810» о прекращении действия свидетельства серии 071 №000105 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула», выданного ООО «Щекинская а/к 1810», поскольку регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» в 3 квартале 2020 года составила 92,34 % от установленного расписанием по маршруту; регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» в 4 квартале 2020 года составила 82,1 % от установленного расписанием по маршруту, регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула» в 1 квартале 2021 составила 26,76 % от установленного расписанием по маршруту.

Приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области от 28.02.2022 № 43 «Об изменении межмуниципальных маршрутов Тульской области» на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок на установление, изменение, отмену межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах Тульской области от 24.02.2022 изменен межмуниципальный маршрут 114К.

Согласно пункту 7 статьи 27 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданное юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае продления срока его действия, изменения маршрута регулярных перевозок, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.

Переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок осуществляется выдавшими такое свидетельство уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение пяти дней со дня обращения с соответствующим заявлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство.

Форма бланка свидетельства и порядок его заполнения установлены приказом Минтранса России от 10.11.2015 № 331 «Об утверждении формы бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядка его заполнения».

Согласно порядку заполнения бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, являющемуся приложением № 2 к Приказу, в заголовке бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - свидетельство) указывается наименование уполномоченного органа исполнительной власти, выдавшего свидетельство, и срок его действия. В случае, если срок действия свидетельства не ограничен, в левом прямоугольнике бланка делается запись «бессрочно». В случае, если срок действия свидетельства определен, в правом прямоугольнике бланка указываются даты начала и окончания действия свидетельства (пункт 1 Приказа).

Во исполнение указанных выше норм законодательства министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области в связи с изменением маршрута регулярных перевозок свидетельство серии 071 № 000105 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 114к переоформлено на свидетельство серии 071 № 000212. Переоформленное свидетельство получено перевозчиком без каких-либо замечаний 28.02.2022.

Следовательно, министерство не выдавало новое свидетельство на новый маршрут с новыми реквизитами, а лишь осуществило переоформление единожды выданного свидетельства в связи с внесением изменений в маршрут, как того требует законодательство.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, принимая уточненные требования, суд правомерно пришел к выводу о том, что серия и номер свидетельства это реквизиты бланка строгой отчетности, не влияющие на правовую природу первоначально выданного свидетельства и соответственно, обосновано не принял во внимание доводы общества о наличии свидетельств серии 071 № 000038 и серии 071 № 000105, а также об их периоде действия.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае нарушение регулярности допущено обществом в период осуществления им перевозок по спорному маршруту, на основании свидетельства, выданного уполномоченным органом.

При этом, как следует из апелляционной жалобы, общество не оспаривает сам факт снижения планового количества рейсов, а лишь ссылается на возникшие обстоятельства непреодолимой силы.

В свою очередь, удовлетворяя заявленные министерством требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сведения, подтверждающие регулярность выполнения рейсов по маршруту № 114к (реестровый номер 105) «Щекино-Тула», ответчиком в материалы дела не представлены.

Ссылка заявителя жалобы на то, что в рассматриваемом случае отсутствуют нарушения регулярности рейсов, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащая материалам дела.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 21.04.2022 по делу № А68-3646/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

В.Н. Стаханова

Д.В. Большаков

Е.В. Мордасов