АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
11 июля 2022 года
г.Калуга
Дело №А68-4478/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено11 июля 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Радюгиной Е.А., Стрегелевой Г.А.,
в отсутствие представителей: акционерного общества "Тулагорводоканал",
администрации муниципального образования город Тула, комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, главного управления администрации города Тулы по Центральному территориальному округу, извещенных надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тулагорводоканал" на решение Арбитражного суда Тульской области от 10 сентября 2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2022 года по делу №А68-4478/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тулагорводоканал" (далее - АО "Тулагорводоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования город Тула (далее - администрация) о признании незаконным постановления об определении организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйного объекта водоотведения от 08.04.2021 N 702.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и главное управление администрации города Тулы по Центральному территориальному округу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.09.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Постановлением администрации от 08.04.2021 N702 АО "Тулагорводоканал" определено в качестве организации для осуществления эксплуатации бесхозяйного объекта водоотведения, а именно: участка сети с колодцем, протяженностью 144 м, расположенного по адресу: <...> около д. 151, кадастровый номер 71:30:050401:5250.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В силу положений части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из указанной нормы, гарантирующая организация обеспечивает эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, вне зависимости от наличия непосредственного присоединения иных централизованных сетей к указанным бесхозяйным объектам.
В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Изложенное означает, что орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа выявлены бесхозяйные сети теплоснабжения, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению организации, которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок N 931).
Согласно пункту 2 названного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
На основании пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В пункте 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Закона.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 1707-О, положения, возлагающие на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, использующую объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе бесхозяйные, для подачи коммунальных ресурсов потребителям, обязанность обеспечивать технически исправное состояние указанных объектов (своевременно устранять аварии и ликвидировать повреждения), с учетом закрепленной частью 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ гарантии возмещения соответствующих расходов, не могут рассматриваться как нарушающие права организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Верно применяя приведенные нормы права, суды установили и правомерно учли, что АО "Тулагорводоканал" в соответствии с постановлением администрации от 23.03.2015 N 1438 определено гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Тула. Спорный бесхозяйный объект представляет собой часть централизованной системы водоотведения и находится в зоне деятельности ОА "Тулагорводоканал", которое, в свою очередь, является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Тула. Следовательно, именно АО "Тулагорводоканал", как гарантирующая организация, обязано принять в эксплуатацию спорный бесхозяйный объект.
Все повторяющиеся доводы кассатора были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены.
Так, довод общества о том, что администрация предварительно не произвела надлежащим образом процедуру выявления и признания спорных сетей бесхозяйными, обоснованно отклонен судами, поскольку статья 8 Закона N 416-ФЗ не ставит разрешение вопроса о возложении на гарантирующую организацию обязанности по содержанию таких сетей в зависимость от завершения процедуры принятия органом местного самоуправления соответствующих сетей на учет в качестве бесхозяйных.
Действия администрации по вынесению оспариваемого постановления об определении заявителя в качестве гарантирующей организации для содержания и обслуживания указанной сети водоснабжения (вместо составления передаточного акта) в отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о принадлежности сети, имеющей признаки бесхозяйного имущества, кому-либо на каком-либо праве, обусловлены самим фактом выявления таких сетей, а также необходимостью выполнения соответствующей обязанности, предусмотренной статьей 14 Закона N 131-ФЗ и частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, в отношении выявленных бесхозяйных сетей.
Равным образом отсутствие технической документации на спорный участок сети также не отнесено к обстоятельству, которое влияет на обязанность АО "Тулагорводоканал", как гарантирующей организации, принять вышеуказанный объект в эксплуатацию.
Кроме того, пункт 5 статьи 8 Закона N 461-ФЗ, пункт 28 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, предоставляет ресурсоснабжающей организации право включить затраты по эксплуатации бесхозяйных сетей в тариф.
Учитывая, что законодательство о водоснабжении и водоотведении предоставляет возможность организации и органу местного самоуправления, в отличие от абонента, урегулировать вопросы по использованию сетей водоснабжения и водоотведения, собственник или иной законный владелец которых неизвестен, при обстоятельствах настоящего дела свидетельствует об отсутствии нарушения прав общества при возложении на него обязанности по содержанию и обслуживанию спорных сетей (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 N 301-ЭС19-22390).
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания незаконным постановления администрации муниципального образования город Тула от 08.04.2021 N 702 об определении организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйного объекта водоотведения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При обращении с кассационной жалобой обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1500 руб., которая на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 10 сентября 2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2022 года по делу №А68-4478/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Тулагорводоканал" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 15.02.2022 №1176.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.В. Бессонова
Судьи Е.А. Радюгина
Г.А. Стрегелева