ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А68-5833/2021 от 24.10.2022 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

26 октября 2022 года

г.Калуга

Дело №А68-5833/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,

судей Леоновой Л.В., Стрегелевой Г.А.,

при ведении протокола

судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью "Комбинат нерудоископаемых" - ФИО1 по доверенности от 11.11.2021, диплом;

от Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области - ФИО2 по доверенности от 26.01.2022 №2Д, диплом,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат нерудоископаемых" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21 апреля 2022 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года по делу №А68-5833/2021,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Комбинат нерудоископаемых" (далее - общество, ООО "Комбинат нерудоископаемых") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - министерство) о признании недействительным предписания от 09.03.2021 N 7/3/21.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неверное толкование судами норм действующего законодательства, не соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушение норм процессуального права. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что отвалы горных пород ООО "КНИ", на которых складируются вскрышные породы, не являются объектами размещения отходов, а потому не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов.

28.09.2022 определением Арбитражного суда Центрального округа судебное разбирательство откладывалось до 24.10.2022.

Определением Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2022 в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена судьи Смолко С.И. на судью Стрегелеву Г.А.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В настоящем судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцатого арбитражного апелляционного суда, представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы и дополнительных письменных пояснений, представитель министерства против данных доводов возражала, огласив письменный отзыв и дополнения к нему.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 05.02.2021 N 24-09/15 министерством проведена плановая выездная проверка общества, в результате которой установлено, что обществом осуществляется деятельность по размещению отходов V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО 20013002395) на объекте (отвале горных пород), не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов), что является нарушением пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

По результатам проверки составлен акт от 09.03.2021 N 7/21, вынесено предписание от 09.03.2021 N 7/3/21 об устранении выявленных нарушений.

Считая предписание незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, верно применив положения статей 198-201 АПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Порядка ведения государственного кадастра отходов ( утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792), пришли к выводу о наличии у министерства правовых оснований для выдачи предписания и его законности.

Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов, учитывая следующее.

В силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Размещение отходов представляет собой хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В ходе плановой (выездной) проверки министерством установлено, что у ООО "Комбинат нерудоископаемых" образуются суглинистые вскрышные породы, согласно ФККО являющиеся отходом V класса опасности (Код ФККО 20013002395).

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно абзацу десятому статьи 1 Закона N 89-ФЗ под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Пунктом 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, пунктом 7 данной статьи запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее -Порядок), пунктом пункта 16 которого предусмотрено, что государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В силу положений пунктов 18, 19, 20 Порядка ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.

Согласно указанным правилам, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах (пункт 6). Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора, в том числе для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7).

Судами установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Комбинат нерудоископаемых" является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина; обществом 29.04.2015 утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды сделали обоснованный вывод о том, что общество осуществляет деятельность по размещению отходов V класса опасности (свыше 11 месяцев), что подтверждается статистической формой отчетности 2-ТП (отходы) за 2019 год, 2020 год на объекте размещения отходов - отвале горных пород в Ленинском и Воловском районах. При этом объект - отвал горных пород - в нарушение требований пункта 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.

Доводы заявителя о том, что отвалы горных пород, на которых складируются вскрышные породы, не являются объектами размещения отходов, подлежащими включению в ГРОРО, складирование спорных отходов на отвале горных пород для дальнейшей рекультивации земель не подпадает под определение "размещение отходов", а статистические формы отчетности 2-ТП (отходы) не являются доказательствами были предметом исследования судами и обоснованно отклонены, поскольку согласно редакции Закона N 89-ФЗ, действующей на дату вынесения оспариваемого предписания, отвал горных пород прямо определен как объект размещения отходов, а суглинистые вскрышные породы, согласно ФККО являются отходом V класса опасности. При этом в силу пункта 17 Порядка не подлежат включению в ГРОРО лишь: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.

Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письмах от 02.06.2014 N 05-12-44/11342 "Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей", а также от 19.05.2014 N 05-12-44/10285 "О разъяснении законодательства по вопросу размещения отходов организациями, производящими добычу полезных ископаемых", к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, в том числе вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых. Использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии, если они не содержат вредные вещества и при этом будет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду. Рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления фактически является размещением (захоронением) отходов.

Отклоняя довод о неисполнимости оспариваемого предписания, суды приняли во внимание, что министерство в нем указало на допущенные нарушения со ссылкой на конкретный нормативный акт, а общество как хозяйствующий субъект не ограничено в способах устранения выявленных нарушений. Бесспорных доказательств невозможности исполнения предписания в материалы дела не представлено.

Ссылка кассатора на положения Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего установление специального правового режима отходов недропользования в целях стимулирования их использования, не может быть принята во внимание, учитывая, что суды оценивали оспариваемое предписание на соответствие законодательству, действующему на момент его вынесения, а в силу прямого указания вышеуказанного Закона, он вступает в силу с 1 сентября 2023 г. (за исключением пункта 4 статьи 4).

Учитывая, что оспариваемое предписание выдано обществу в пределах полномочий министерства, соответствует критериям исполнимости, не нарушает прав и законных интересов общества, не возлагает на него не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельства дела.

В связи с вышеизложенным основания для отмены или изменения решения и постановления судом округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлены.

Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 21 апреля 2022 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года по делу №А68-5833/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.В. Бессонова

Судьи Л.В. Леонова

Г.А. Стрегелева