ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А68-9376/18 от 07.11.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А68-9376/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., при участии                 от заявителя – общества с ограниченной ответственностью инженерный технический центр «Эксперт» – Арса Л.М. (доверенность от 02.08.2018), от ответчика – Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – Некрасова А.В. (доверенность от 17.01.2018 № 1-01-44/ 603), рассмотрев                    в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору                           на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.09.2018 по делу № А68-9376/2018 (судья Елисеева Л.В.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью инженерный технический центр «Эксперт» (г. Тула, ОГРН 1067105008299, ИНН 7105037219) (далее по тексту –                                       ООО ИТЦ «Эксперт», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тула, ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785) (далее по тексту – Приокское управление Ростехнадзора, управление, ответчик) от 31.07.2018 № 232-ГН по делу                     об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.09.2018 заявленное требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован наличием оснований для применения судом статьи 2.9 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной жалобе Приокское управление Федеральной службы                              по экологическому, технологическому и атомному надзору просит отменить решение суда, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что в ходе судебного разбирательства доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предотвращению вменяемого ему правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства по проведению и оформлению результатов экспертизы, которые                      оно не могло предвидеть и предотвратить, не установлено, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении административного правонарушения                                   по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, указывает на необоснованное применение судом первой инстанции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью инженерный технический центр «Эксперт», опровергая доводы жалобы, считает,                        что судом первой инстанции сделаны правильные  выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.06.2018                     № 1-762-р в период с 18.06.2018 по 13.07.2018 управлением проведена внеплановая выездная проверка ООО ИТЦ «Эксперт» с целью установления соответствия юридического лица требованиям, предусмотренным пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».

В ходе проверки управлением выявлены нарушения подпункта «в»                          пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности от 04.07.2012 № 682, а, именно: проведение экспертизы                   и оформление результатов экспертизы не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, зафиксированные в акте проверки от 13.07.2018 № 37-ГН.

Усмотрев в действиях ООО ИТЦ «Эксперт» признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации                                об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), должностное лицо, в присутствии директора общества, составило протокол об административном правонарушении от 16.07.2018 № 232-ГН.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, должностное лицо Приокского Ростехнадзора 31.07.2018 вынесло постановление                                         № 232-ГН о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса, в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей.

Не согласившись с указанным постановлением управления, ООО ИТЦ «Эксперт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Диспозиция указанной статьи предусматривает два правонарушения: нарушение требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий                                    на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении обществом требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) и подзаконными нормативными актами в данной области, а также несоблюдение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) установлены цели и задачи лицензирования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне                    и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях                       не допускается.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны                                на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 части 1 статьи 3 Закона                     № 99-ФЗ).

Таким образом, как обоснованно заключено судом первой инстанции, установление лицензионных требований направлено на обеспечение достижения целей лицензирования, которые, в свою очередь, сводятся исключительно к предотвращению ущерба установленным законом объектам защиты, возможность нанесения которого связана с осуществлением лицензиатами лицензируемого вида деятельности.

Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (часть 2 статьи 9 Закона № 99-ФЗ)

В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона № 99-ФЗ в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и,                    в соответствии с частью 10 настоящей статьи, внеплановые выездные проверки.

Предметом указанных в части 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (часть 7 статьи 19 Закона № 99-ФЗ).

Системное толкование приведенных нормативных положений позволило суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что целью лицензионного контроля является выявление нарушений лицензионных требований при осуществлении лицензиатом лицензионной деятельности.

В соответствии со статьей 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на данных объектах и от последствий указанных аварий.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся: проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация                               и ликвидация опасных производственных объектов; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасных производственных объектов                              в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности подлежит лицензированию (пункт 49 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 116-ФЗ под экспертизой промышленной безопасности понимается определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности; эксперт в области промышленной безопасности – это физическое лицо, которое обладает специальными познаниями                        в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с положениями статьи 13 Закона № 116-ФЗ экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых                     с использованием современных достижений науки и техники (пункт 3); результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы.

Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 4).

Согласно пункту 8 статьи 13 Закона № 116-ФЗ руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности; обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности; обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

Эксперт в области промышленной безопасности, в числе прочего, обязан соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности (пункт 9                        статьи 13 Закона № 116-ФЗ).

Судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что из смысла вышеприведенных положений статей 1 и 13 настоящего Закона в их взаимосвязи следует, что экспертиза промышленной безопасности должна проводиться экспертами в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее – Положение № 682).

В силу подпункта «в» пункта 5 названного Положения № 682 к лицензионным требованиям отнесено проведение экспертизы и оформление результатов экспертизы                    в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утверждены «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее – Правила № 538).

Согласно пунктам 1 и 2 Правил № 538 названные Правила разработаны                             в соответствии с Законом № 116-ФЗ и устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к оформлению заключения экспертизы                           и требования к экспертам в области промышленной безопасности.

Требования к порядку проведения экспертизы и к оформлению заключения экспертизы установлены в разделах III и IV данных Правил.

Из материалов дела следует и установлено судом, что обществом допущены нарушения при проведении экспертизы и оформлении результатов экспертизы. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу                      о том, что действия общества образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО ИТЦ «Эксперт» предприняло все зависящие от него меры по надлежащему             исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм, нарушение которых послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина ООО ИТЦ «Эксперт» в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу                        о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого  установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Процедура привлечения общества к административной ответственности управлением соблюдена.

Срок давности привлечения ООО ИТЦ «Эксперт» к ответственности административным органом не нарушен.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным.

   В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Таким образом, КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, наступления негативных последствий, признаков явного пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а также принимая во внимание направленность действий общества на принятие мер по соблюдению требований действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно квалифицировал совершенное обществом правонарушение в качестве малозначительного.

Судебная коллегия полагает, что такой вывод суда соответствует принципам справедливости и соразмерности.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что предусмотренный                                     в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенного нарушения охраняемых отношений правонарушение малозначительным, направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.

В рассматриваемом случае, действиями управления по возбуждению дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства.

         Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

          Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 24.09.2018 по делу № А68-9376/2018    оставить без изменения, а апелляционную жалобу Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Еремичева

В.Н. Стаханова

Е.Н. Тимашкова