ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А68-9508/19 от 01.02.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А68-9508/2019

20АП-7103/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисовой В.С., рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2020 по делу № А68-9508/2019 (судья Заботнова О.М.), принятое по исковому заявлению акционерного общества «Тульский патронный завод» (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решение от 17.04.2019 № 2317,

при участии в заседании:

от УФНС (правопреемника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12) по Тульской области: ФИО1 (доверенность от 11.01.2021 № 03-42/3),

от акционерного общества «Тульский патронный завод»: ФИО2 (доверенность от 16.12.2020 № 112), ФИО3 (доверенность от 23.10.2020 № 89).

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Тульский патронный завод» (далее – общество) обратилось в суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области (далее – инспекция) от 17.04.2019 № 2317 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2020 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование заявленных требований инспекция ссылается на то, что судом не правильно применены нормы материального права, так как установленная решением Тульского областного суда от 17.04.2018 кадастровая стоимость земельных участков может применяться для целей налогообложения только с 01.01.2018, в связи с тем, что обществом оспорена кадастровая стоимость, внесенная в ГКН 04.04.2017, так как внесенные 04.04.2017 в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости не влияют на порядок исчисления земельного налога в силу положений абз. 6 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании данной статьи, следует, что формулировка «не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания» указывает на невозможность применения вновь установленной кадастровой стоимости в размере рыночной цены в период, на который не распространяется действие оспариваемой кадастровой стоимости.

Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом от 10.09.2018 декларация по земельному налогу за 2017, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 17.12.2018 № 17404 и принято решение от 17.04.2019 № 2317 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обществу доначислен земельный налог за 2017 в сумму 5 081 861 руб. и пени в сумме 538 089 руб. 42 коп.

Основанием для доначисления вышеуказанных сумм налога и пени послужили выводы налогового органа о том, что в нарушение п. 1 ст. 391 НК РФ налогоплательщиком занижена налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:030907:1001, 71:30:030907:1002, 71:30:030907:1003, 71:30:030907:1004, 71:30:030907:1005, 71:30:030907:1006, 71:30:030907:1007, 71:30:030907:1008, 71:30:030907:1009, 71:30:030907:1010, 71:30:030907:1011, 71:30:030907:1012.

Принадлежащие обществу земельные участки с кадастровыми номерами 71:30:030907:1001 - 71:30:030907:1012 были поставлены на кадастровый учет в диапазоне между началом новой кадастровой оценки в Тульской области 01.01.2016 и утверждением ее результатов Постановлением от 30.11.2016 № 546 «О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тульской области», они не вошли в перечень объектов оценки.

Таким образом, в 2017 для целей налогообложения подлежала применению следующая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:030907:1001 - 71:30:030907:1012 равная рыночной в размере, который был установлен решениями Тульского областного суда от 17.04.2018 г. по делу № 3а-454/2018 и № 3а-458/2018.

Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ст. 23 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Пунктами 1 и 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федерального закона №334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления ее рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Указанная норма вступила в силу с 1 января 2019 года и применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 334-ФЗ). Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер.

Управление росреестра по Тульской области (далее – Росреестр) не является органом, в полномочия которого входит определение момента применения измененной кадастровой стоимости, поэтому налоговый орган руководствуется положениями законодательства при определении налогового периода, к которому применима новая стоимость.

Кадастровая стоимость земельных участков отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 № 5743/10).

Как установлено судом первой инстанции, обществу в спорный период на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: 71:30:030907:1001, 71:30:030907:1002, 71:30:030907:1003, 71:30:030907:1004, 71:30:030907:1005, 71:30:030907:1006, 71:30:030907:1007, 71:30:030907:1008, 71:30:030907:1009, 71:30:030907:1010, 71:30:030907:1011, 71:30:030907:1012, образованные в результате раздела в феврале 2016 года земельного участка с кадастровым номером 71:30:030907:996, площадью 449 746 кв.м.

Кадастровая стоимость указанных участков по состоянию на 26.02.2016 определена в следующем размере: по земельному участку с кадастровым номером 71:30:030907:1001 – 7 622 221 руб.; 71:30:030907:1002 – 717 668 654 руб.; 71:30:030907:1003 – 17 016 891 руб.; 71:30:030907:1004 – 11 665 192 руб.; 71:30:030907:1005 – 396 740 руб.; 71:30:030907:1006 – 910 270 руб.; 71:30:030907:1007 – 73 852 руб.: 71:30:030907:1008 – 5 394 636 руб.; 71:30:030907:1009 – 240 449 руб.; 71:30:030907:1010 – 5 586 995 руб.; 71:30:030907:1011 – 369 260 руб.; 71:30:030907:1012 – 5 489 098 руб.

Кадастровая стоимость принадлежащих налогоплательщику земельных участков по состоянию на 01.01.2017 установлена постановлением Правительства Тульской области № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области» от 30.11.2016 (далее - Постановление от 30.11.2016 № 546).

Кадастровая стоимость земельных участков, пересчитанная согласно постановлению от 30.11.2016 № 546, внесена в ГКН 04.04.2017.

Общество с заявлением об установлении кадастровой стоимости обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре 30.10.2017, решением комиссии данное заявление отклонено.

Также общество обратилось в Тульский областной суд с исковым заявлением к Росреестру об установлении кадастровой стоимости спорных участков равной их рыночной стоимости.

Решением Тульского областного суда от 17.04.2018 кадастровая стоимость спорных участков определена в размере их рыночной стоимости по состоянию на 25.02.2016г., кадастровая стоимость земельного участка №71:30:030907:1001 составила 4 211 440 руб.; №71:30:030907:1002 - 403 384 364 руб.; №71:30:030907:1003 - 9 402 197 руб.; №71:30:030907:1004 - 6 445 268 руб.; №71:30:030907:1005 - 219 207 руб.; №71:30:030907:1006 - 502 944 руб.; №71:30:030907:1007 - 40 805 руб.; №71:30:030907:1008 - 2 980 652 руб.; №71:30:030907:1009 - 132 853 руб.; №71:30:030907:1010 - 3 086 934 руб.; №71:30:030907:1011 - 204 024 руб.; №71:30:030907:1012 - 3 032 844 руб.

Законодателем в п. 2.1 ст. 52 НК РФ (в редакции Федерального закона №334-ФЗ) указано на возможность перерасчета сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 15 Кодекса. При этом перерасчёт осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в п. 1 и 2 ст. 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац второй пункта 2.1 статьи 52 НК РФ).

В соответствии с прямым указанием в п. 2 ст. 3 Федерального закона № 334-ФЗ, ст. 1 данного Закона, предусмотревшая дополнение ст. 52 Кодекса п. 2.1, вступает в силу с 1 января 2019 года. Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год (ст. 393 НК РФ). Для физических лиц, которые не обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, а такая обязанность возложена на налоговый орган (п. 1 ст. 52 НКРФ), в случае изменения налоговой базы законом установлена возможность перерасчета налогов, в том числе земельного налога, если это не влечет увеличения ранее уплаченной суммы.

Довод инспекции о том, что установленная решением Тульского областного суда от 17.04.2018 кадастровая стоимость земельных участков может применяться для целей налогообложения только с 01.01.2018, апелляционной коллегией отклоняется в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 НК РФ). В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ). Аналогичное положение закреплено в части 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона №225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Закона №225-ФЗ (то есть 22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона №225-ФЗ.

Таким образом, для целей налогообложения по земельному налогу правовое значение имеет решение о пересмотре кадастровой стоимости, а сведения о кадастровой стоимости подлежат применению с 1 января календарного года, в котором подано заявление о ее пересмотре.

С учётом изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что обществу обоснованно исчислен земельный налог за 2017 год исходя из размера кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков. Оснований для доначисления земельного налога в размере 5 081 861 руб. и пеней у инспекции не имелось.

Также судом апелляционной инстанции отклоняется довод инспекции о том, что формулировка «не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания» указывает на невозможность применения вновь установленной кадастровой стоимости в размере рыночной цены в период, на который не распространяется действие оспариваемой кадастровой стоимости. Указанная инспекцией формулировка относится к случаям определения даты кадастровой стоимости для ранее неучтенных объектов недвижимости, а также объектов недвижимости, у которых произошло изменение их качественных и (или) количественных характеристик, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость указанных объектов в силу п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 16 ФЗ от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяется для целей налогообложения со дня внесения ее в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, в случае с обществом пересчитанная на основании Постановления № 546 кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:030907:1001-71:30:030907:1012 применяется для исчисления земельного налога с 01.01.2017.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2020 по делу № А68-9508/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова

Е.Н. Тимашкова