ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А69-3599/14 от 19.08.2015 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело № А69-3599/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей:  Чупрова А.И., Шелега Д.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия г. Кызыла «Городские тепловые сети» на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2015 года по делу                                          № А69-3599/2014 Арбитражного суда Республики Тыва (суд первой инстанции:                         Павлов А.Г.; суд апелляционной инстанции:  Севастьянова  Е.В.,  Борисов Г.Н.,                   Морозова Н.А.),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие г. Кызыла «Городские тепловые сети»                    (г. Кызыл, ОГРН 1121719001106, далее – МУП «Гортеплосети», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (г. Кызыл, ОГРН 1081719000406, далее – Тывинское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 01.10.2014 по делу № 04-06-08/13-10-14.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 31 декабря 2014 года решение и предписание антимонопольного органа от 01.10.2014 по делу № 04-06-08/13-10-14 признаны недействительными.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» (далее – ОАО «Кызылская ТЭЦ»).

 Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2015 года решение суда от 31 декабря 2014 года отменено,  в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе МУП «Гортеплосети» ставит вопрос о проверке законности постановления суда апелляционной инстанции, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции); просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу Тывинское УФАС России указывает на необоснованность заявленных в ней доводов.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 24.07.2015), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.

Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм  материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел основания для отмены обжалуемого постановления.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Тывинским УФАС России на основании заявления ОАО «Кызылская ТЭЦ» проведена проверка МУП «Гортеплосети» по вопросам соблюдения Закона о защите конкуренции.

Решением от 01.10.2014 по делу № 04-06-08/13-10-14 антимонопольный орган признал МУП «Гортеплосети» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось  в бездействии по организации коммерческого учета тепловой энергии в точках учета границ балансовой принадлежности тепловых сетей ОАО «Кызылская ТЭЦ» и МУП «Городские тепловые сети».

Как следует из решения, итогом бездействия МУП «Гортеплосети» явилось отсутствие возможности обеспечивать коммерческий учет тепловой энергии на границе тепловых сетей между ОАО «Кызылская ТЭЦ» и МУП «Гортеплосети», как в части определения достоверных объемов передаваемой тепловой энергии, теплоносителя, так и в части достоверного определения объемов купли-продажи тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации потерь при их передаче, что нарушает права и законные интересы ОАО «Кызылская ТЭЦ».

В соответствии с предписанием от 01.10.2014 МУП «Гортеплосети» необходимо в срок до 24.10.2014 прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии, а именно: направить представителя МУП «Гортеплосети» для участия в комиссии ОАО «Кызылская ТЭЦ» по организации ввода в эксплуатацию узлов коммерческого учета тепловой энергии, установленных ОАО «Кызылская ТЭЦ» на границах балансовой принадлежности названных тепловых сетей.

Не согласившись с решением и предписанием от 01.10.2014 по делу                                            № 04-06-08/1310-14, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании  их недействительными.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление предприятия.

Поскольку судом первой инстанции принято решение, затрагивающее права и обязанности ОАО «Кызылская ТЭЦ», не привлеченного к участию в деле, решение суда первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было отменено постановлением суда апелляционной инстанции.

Отказывая МУП «Гортеплосети» в удовлетворении заявленных им требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

МУП «Городские тепловые сети» оказывает услуги по передаче тепловой энергии, в связи с чем является субъектом естественной монополии на рынке по предоставлению услуг теплоснабжения в границах балансовой принадлежности его сетей. Данный вывод основан на положениях статьи 4 Федерального закона  от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О  естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях),  согласно которой услуги по передаче тепловой энергии  являются одной из сфер деятельности субъектов естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Следовательно,  на МУП «Гортеплосети» как на хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее  положение на  указанном товарном рынке, распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выявленное антимонопольным органом незаконное бездействие по организации коммерческого учета тепловой энергии в точках учета границ балансовой принадлежности тепловых сетей ОАО «Кызылская ТЭЦ» и МУП «Городские тепловые сети» образует нарушение  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского  кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. 

Противоправность поведения предприятия, бездействовавшего (не участвовавшего) в организации коммерческого учёта тепловой энергии на вышеупомянутой границе тепловых сетей, была доказана антимонопольным органом.

 В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009  № 261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам (часть 1).

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться па основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2).

Из части 4 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией, или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), в части оснащения их приборами учета используемых тепловой энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Согласно пункту 12 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила коммерческого учёта), в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору.

Пунктами 1, 5 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету; владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Как было установлено материалами дела, учитывая бездействие предприятия, ОАО «Кызылская ТЭЦ» осуществило комплекс работ по проектированию и монтажу узлов учета, установленных на границах балансовой принадлежности между ОАО «Кызылская ТЭЦ» и МУП «Гортеплосети» в тепловых камерах тепломагистралей №№ 1,2,3 в местах присоединения соответствующих тепловых сетей, обслуживаемых МУП «Гортеплосети».

Таким образом, третье лицо приняло меры к  выполнению пункта 12 Правил  коммерческого учета, однако, в результате  бездействия МУП «Гортеплосети» не достигло  желаемого результата – обеспечения  коммерческого учёта тепловой энергии на границе  тепловых сетей этих  теплоснабжающих организаций.

При этом суд апелляционной инстанции, признавая, что при установленных обстоятельствах МУП «Гортеплосети» должно было также совершать встречные действия, правильно применил положения  пункта 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (утверждённых Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 № Вк-4936, в редакции, действовавшей в спорный период) (далее – Правила учёта тепловой энергии).

Согласно пункту 7.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.

Наряду с указанными Правилами учёта тепловой энергии во исполнение пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (действуют с 29.11.2013), с учетом требований которых ОАО «Кызылская ТЭЦ» осуществило доработку смонтированных узлов учета.

Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17 Правил коммерческого учёта). Пункт 22 указанных Правил предусматривает, что в случае если участки тепловой сети принадлежат на праве собственности или ином законном основании различным лицам или если существуют перемычки между тепловыми сетями, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании различным лицам, на границе балансовой принадлежности должны быть установлены узлы учета.

На основании пункта 61 Правил коммерческого учёта смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.

Как правильно посчитал суд апелляционной инстанции, ввод в эксплуатацию соответствующих узлов учета на смежных тепловых сетях можно осуществить только с участием смежной теплосетевой организации, в данном случае - МУП «Гортеплосети», что предусмотрено соответствующими правилами (односторонний ввод не допустим).

Судом также было установлено, что указанное выше бездействие  предприятия могло привести к ущемлению интересов ОАО «Кызылская ТЭЦ», что свидетельствует о наличии в действиях МУП «Гортеплосети» злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке в форме неисполнения обязанностей,  возложенных на  предприятие упомянутым выше  законодательством в области энергоснабжения. Названное подтверждает, что предприятие налагает на  своего контрагента (смежную  тепловую организацию) неразумные ограничения.

По мнению МУП «Гортеплосети», изложенному в кассационной жалобе, его действия не могли быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением в границах сетей, которые ему не принадлежат. Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание установление узлов учёта в границах балансовой принадлежности третьего лица -  ОАО «Кызылская ТЭЦ», где это общество само занимает доминирующее положение.

Названные доводы проверены, однако учтены быть не могут.

Как следует из части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, для  квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением необходимо доказать, что  хозяйствующий субъект, в данном случае,   МУП «Гортеплосети», занимает доминирующее положение на соответствующем  товарном рынке; злоупотребляет этим доминирующим положением, что влечёт наступление (угрозу наступления) таких последствий как недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц.

Поскольку такое злоупотребление антимонопольным органом доказано, приведённый довод является  необоснованным.

Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает правильность правового подхода антимонопольного органа  по указанному вопросу, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, а именно, коммерческий учёт тепловой энергии согласно пункту 15  Правил коммерческого учёта производится в точках учёта границ балансовой принадлежности тепловых сетей данных хозяйствующих субъектов, то есть  на стыке тепловых сетей.

Заявитель кассационной жалобы ссылается также и на то, что в договоре поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь, заключённый МУП «Гортеплосети» и ОАО «Кызылская ТЭЦ», уже предусмотрено применение показаний приборов учёта, а, следовательно,  права  общества не  ущемляются.

Названные доводы проверены и признаны необоснованными как не   опровергающие выводы суда апелляционной инстанции о незаконном  бездействии МУП «Гортеплосети», препятствующем  надлежащему коммерческому учету  тепловой энергии на границе тепловых сетей МУП «Гортеплосети» и ОАО «Кызылская ТЭЦ».

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2015 года по делу № А69-3599/2014 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.А. Кадникова

Судьи

А.И. Чупров

Д.И. Шелег