ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
23 ноября 2018 года | Дело № А70-10429/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2018 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-13501/2018 ) Управления государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.10.2018 по делу № А70-10429/2018 (судья Бадрызлова М.М.) , принятое по заявлению Управления государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью «Зауксвелл Рус» о привлечении к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области – Сухоруков Владимир Анатольевич по доверенности № 36/17 от 01.11.2017 сроком действия 3 года, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от общества с ограниченной ответственностью «Зауксвелл Рус» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
установил:
Управление государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области (далее по тексту – Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Зауксвелл Рус» (далее по тексту – ООО «Зауксвелл Рус», Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.10.2018 по делу № А70-10429/2018 в удовлетворении требования Управления отказано.
При принятии решения суд первой инстанции, установив, что земельный участок (кадастровый номер 72:23:0218006:127) под зданием оформлен в 2004 году за ООО «Пальмира» на основании договора аренды, регистрационная запись 72-01/01-240/2004-326 от 08.12.2004, а ООО «Зауксвелл Рус» никаких работ по строительству и/или реконструкции здания не осуществляло как и действий по его эксплуатации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, выражая несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что Общество земельным участком не владеет и прав на него не имеет, указал на то, что согласно выписке из Единого реестра недвижимости от 03.04.2018 № КУВИ-001/2018-1797046 собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 72:23:0218006:127 является ООО «Зауксвелл Рус». В силу положений части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателем земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, является ООО «Зауксвелл Рус» с момента государственной регистрации перехода права собственности на объект незавершенного строительства, следовательно, именно на ООО «Зауксвелл Рус» лежит обязанность выполнить требования выданного ему предписания.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ООО «Зауксвелл Рус» не явился, о времени и месте судебного заседания общество извещено надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя административного органа, установил следующие обстоятельства.
На основании приказа Главного управления №503-к от 16.04.2018 о проведении внеплановой выездной проверки, согласованной Прокуратурой Тюменской области (решение о согласовании проведения внеплановой проверки от 17.04.2018 №7-25-1391-2018) в период с 18.04.2018 по 24.04.2018 проведена проверка с целью предупреждения, выявления и пресечения допущенных застройщиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации при реконструкции объекта капитального строительства: «Офисный центр «Пальмира», расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 49, стр. 3 (далее - Объект).
Согласно выписке из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.04.2018 № КУВИ-001/2018-1797046 собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 72:23:0218006:127 по вышеуказанному адресу является ООО «Зауксвелл Рус» (от 28.05.2015 №72-72/001/094/2015-4190/2).
Правообладателем земельного участка, на котором расположен Объект, по информации Департамента имущественных отношений Тюменской области является ООО «Зауксвелл Рус», в связи с приобретением права собственности на объект незавершенного строительства.
По сведениям Управления, строительство Объекта осуществлялось на основании разрешения на строительство от 27.10.2004 №212А/арх, выданного Комитетом по архитектуре и строительству Администрации г. Тюмени.
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.04.2018 №414/18л, ООО «Зауксвелл Рус» выдано предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 24.04.201 ч №414/18л.
Согласно предписанию от 24.04.201 ч №414/18л ООО «Зауксвелл Рус» предписано в срок до 24.05.2018:
1. Прекратить производство работ по реконструкции до получения разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства;
2. Прекратить эксплуатацию здания до получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
3. Представить проектную документацию на осуществление работ по реконструкции объекта капитального строительства, утвержденную в установленном законом порядке;
4. Обеспечить беспрепятственный доступ ко всем помещения объекта капитального строительства;
5. Представить все документы согласно перечня документов, указанного в пункте 13 приказа от 16.04.2018 № 503-к;
6. Выполнить устройство фасадной системы в уровне 8 этажа в соответствии с нормативными требованиями;
7. Выполнить противопожарное расстояние не менее 10 м между зданием и производственным зданием (строением) блоком гаражей;
8. В лестничной клетке в пределах марша лестницы и лестничной клетки ступени выполнить постоянной (одинаковой) высоты;
9.Лестничную клетку оборудовать дверями на каждом этаже с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах;
10 обеспечить предел огнестойкости маршей и площадок лестниц;
11.помещения здания оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
12. выполнить ограждение лестничных маршей, в том числе со стороны наружной стены;
13.Все двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, вестибюлей и лестничных клеток выполнить глухими или с заполнением армированным стеклом;
14. Представить техническое свидетельство, сертификаты соответствия, исполнительную документацию на установленную фасадную систему, материала для наружной отделки здания;
15. На смонтированных лестничных машах незамедлительно установить ограждения;
16.Очисить рабочие места и проходы к ним на 9-ом и 10-ом этажах от строительного мусора;
17.Выполнить ограждение дверных проемов шахт лифтов;
18. Закрыть на замок все распределительные электрические щиты;
19. Обеспечить изолированность территории строительного объекта во избежание доступа посторонних лиц. Установить ограждение строительной площадки;
20. Установить информационный щит с указанием наименования объекта капитального строительства; 21. Для сбора мусора и пищевых отходов предприятий общественного питания на территории выполнить расстановку раздельных контейнеров с крышками, установленных на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны;
21. Внутреннюю систему канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод предприятий общественного питания выполнить раздельной с отдельными выпусками во внутриплощадочную сеть;
22. Производственное оборудование моечные ванны предприятий общественного питания присоединить к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки;
23. Выполнить автономную канализацию предприятий общественного питания;
24. Производственные цеха и моечные предприятий оборудовать сливными трапами с уровнем уклона пола к ним;
25. В столовой на первом этаже выполнить туалет ля персонала;
26. Производственные помещения и обеденный зал столовой на первом этаже оборудовать общеобменной механической приточно-вытяжной вентиляцией;
27.Доя общего освещения производственных помещений столовой на первом этаже применить светильники во влагопылезащищенном исполнении;
28. выполнить разделение потоков производственного процесса;
29. отделку потолка обеденного зала выполнить стойкой к влажной уборке и дезинфекции;
30. Для мытья посуды ручным способом предусмотреть трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные для стеклянной посуды и столовых приборов.
Извещение об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства ООО «Зауксвелл Рус» не направлялось.
В ходе проведения в период с 31.05.2018 по 14.06.2018 проверки выполнения предписания от 24.04.2018 №414/18л на основании приказа Главного управления от 24,05.2018 №753-к УГСН ТО установлено, что предписание от 24.04.2018 №414/18л об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства не выполнено.
По результатам проведенной в период с 31.05.2018 по 14.06.2018 проверки составлен акт проверки выполнения предписания от 14.06.2018 №612/18л и выдано предписание от 14.06.2018 №612/18л лицу, осуществляющему строительство - ООО «Зауксвелл Рус», со сроком устранения до 14.08.2018.
В связи с тем, что меры по устранению нарушений, перечисленные в предписании от 24.04.2018 №414/18л, ответчиком в установленный срок выполнены не были, Управлением в отношении ООО «Заусквелл Рус» составлен протокол об административном правонарушении от 20.06.2018 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ на основании данного протокола Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Зауксвелл Рус» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5КоАП РФ.
04.10.2018 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с положениями части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее по тексту - Положение №54).
В силу пункта 5 данного Положения государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.
На основании части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Пунктом 14 Положения № 54 также предусмотрена выдача предписания по результатам проведенной проверки заказчику, застройщику или подрядчику в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена в части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом назначение административного наказания за неисполнение предписания, возможно лишь при условии законности такого предписания.
Иначе, возложение административной ответственности будет возможно за неисполнение предписания, которое было вынесено без установленных законом оснований (например, ненадлежащему субъекту, либо неуполномоченным органом и т.п.), что не отвечает задачам административного регулирования общественных отношений, а именно, воздействие уполномоченных органов на подвластных субъектов с целью выполнения последними возложенных на них законом обязанностей.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки административным органом был установлен ряд нарушений, которые было предложено устранить предписанием от 24.04.2018 №414/18л.
Так, согласно предписанию от 24.04.2018 №414/18л. на общество была возложена обязанность по предоставлению и оформлению проектной документации, разрешения на строительство (реконструкцию) и на ввод объекта в эксплуатацию, а также устранить допущенные при строительстве нарушения Технических регламентов.
Отношения по поводу подготовки проектной документации, разрешений на строительство и ввода объектов капитального строительства, осуществления строительства урегулированы нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из статей 48, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по получению и согласованию разрешительных документов, связанных с возведением объекта капитального строительства, в том числе проектной документации, разрешений не строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, возложена на застройщика.
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу пунктов 13, 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
Из приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что получение разрешительных документов возложено на застройщика, осуществляющего возведение (строительство) капитальных объектов либо изменение их параметров.
Кроме того, положениями статьи 48 ГрК РФ предусмотрен такой субъект строительной деятельности как заказчик, которым является лицо, на основании задания которого осуществляется строительство.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Таким образом, получение указанных в предписании документов и выполнение требований Технических регламентов является обязанностью застройщика (заказчика), а также лица, осуществляющего строительство.
В данном случае ООО «Зауксвелл Рус» не является застройщиком либо заказчиком строительства (реконструкции) капитального объекта – «Офисный центр «Пальмира», расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 49, стр. 3.
Доводы Управления о том, что правообладателем земельного участка, на котором расположен Объект, является ООО «Зауксвелл Рус» не находят документального подтверждения.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Зауксвелл Рус» в 2015 году в счёт погашения задолженности получило здание в стадии незавершённого строительства по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ 49, строение 3, однако фактически дебиторская задолженность не была передана в ООО «Зауксвелл Рус».
ООО «Зауксвелл Рус» обращалось в 2015 году в Департамент имущественных отношений для оформления права аренды на земельный участок, однако в удовлетворении заявления было отказано.
В соответствии с пояснениями сторон в суде первой инстанции земельный участок с кадастровым номером 72:23:0218006:127 оформлен в 2004 году за ООО «Пальмира» на основании договора аренды, регистрационная запись 72-01/01-240/2004-326 от 08.12.2004( л.д.80)
Вместе с тем, указанный договор не представлен в материалы дела, также как и разрешение на строительство от 27.04.2010г. и выписка из Единого реестра недвижимости от 03.04.2018, на которые ссылается ГУС ТО в заявлении ( л.д.4) и в апелляционной жалобе.
При этом ООО «Зауксвелл Рус» никаких работ по строительству и/или реконструкции здания не осуществляло, действий по эксплуатации здания не вело.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.002.2017 по делу А70-16064/2016 установлено, что 25.10.2004 между ООО «Пальмира» (Заказчик) и ЗАО НПК «Технопарк» (Застройщик) был заключен договор совместной деятельности в строительстве административного здания № 01/04, в соответствии с которым стороны определили, что объединяют свои усилия для строительства административного здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 49, стр. 3. Строительство велось на земельном участке с кадастровым номером 72:23:02:18006:0127 на основании разрешения Комитета по архитектуре и строительству Администрации г. Тюмени от 27.10.2004 № 212 А/арх, выданного ООО «Пальмира». Функции заказчика по строительству обозначенного административного здания ООО «Пальмира» передало ЗАО НПК «Технопарк», о чем был заключен соответствующий договор о передаче функций Заказчика, согласно которому ЗАО НПК «Технопарк» обязалось за счет собственных и привлеченных средств обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию административного здания.
Доказательства того, что ООО «Зауксвелл Рус» является лицом, осуществляющим строительство на земельном участке с кадастровым номером 72:23:02:18006:0127, в материалах дела отсутствуют, Управлением не представлено.
При таких обстоятельствах на ООО «Зауксвелл Рус» не может быть возложена обязанность по предоставлению и оформлению проектной документации, разрешения на строительство (реконструкцию) и на ввод объекта в эксплуатацию, а также устранению допущенных при строительстве нарушений Технических регламентов.
Учитывая, что объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ, является невыполнение законного предписания, суд апелляционной инстанции не усматривает в бездействии ООО «Зауксвелл Рус» события вменяемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявления Управления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.10.2018 по делу № А70-10429/2018-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | О.Ю. Рыжиков | |
Судьи | А.С. Грязникова Е.П. Кливер |