ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-10854/2021 от 07.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 июля 2022 года

Дело № А70-10854/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2022 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2620/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.01.2022 по делу № А70-10854/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 629806, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 625000, <...>) о признании недействительным в части предписания от 22.03.2021 № 33,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» (далее - заявитель, Общество, ООО «Газпром добыча Ноябрьск») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, Управление, административный орган, Росприроднадзор) о признании недействительным предписания от 22.03.2021 № 33 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.01.2022 по делу № А70-10854/2021 заявленные требования Общества были удовлетворены частично, предписание Управления от 22.03.2021 № 33 было признано недействительным в части пунктов 7-13, 16, 17 и 18.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Кроме того, суд взыскал с заинтересованного лица 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с указанным судебным актом в части удовлетворенных требований, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе административный орган ссылается на то, что поданная ООО «Газпром добыча Ноябрьск» заявка от 09.01.2017 № BBJFSMY2 содержала недостоверную/искаженную информацию, а именно - в заявке некорректно указаны координаты угловых точек объекта НВОС/координаты: источников выбросов. Согласно координатам, указанным в заявке об актуализации, некоторые источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух находятся за границами объекта НВОС. Также в заявке отсутствуют сведения о применяемых на объектах 1 категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиями (отдельными по каждой применяемой технологии).

В заявке от 09.01.2017 № BBJNTH также отражены недостоверные сведения, а именно - в заявке некорректно указаны координаты угловых точек объекта НВОС/координаты: источников выбросов. Согласно координатам, указанным в заявке об актуализации, некоторые источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух «УКПГ, участок скважин Горизонтальная факельная (скважины отбор проб ГКМ») находятся за границами объекта НВОС. Также в заявке отсутствуют сведения о применяемых на объекте 1 категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным техно технологиями (отдельными по каждой применяемой технологии). Кроме того, в заявке не по всем источникам указаны типы (организованный, неорганизованный: точечный, линейный, площадной).

В заявке от 28.12.2016 № A03KQQHD некорректно указаны координаты угловых точек объекта НВОС/координаты: источников выбросов. Согласно координатам, указанным в заявке об актуализации, некоторые источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух находятся за границами объект НВОС. Также в заявке отсутствуют сведения о применяемых на объекте 1 категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным техно технологиями (отдельными по каждой применяемой технологии). Заявка содержит недостоверную информацию, в части указания типов источников.

Управление считает ошибочными выводы суда о неисполнимости предписания, отмечает, что его содержание предоставляет Обществу самостоятельность в вариантах его исполнения, заявитель не лишен права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения.

Управление также несогласно с выводами суда о том, что пункты 10, 11, 13 предписания не содержат указаний о конкретных недостоверных сведениях, которые были предоставлены Обществом в отчётах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах, не содержат информации о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений. Податель жалобы указывает, что в отчете Общества в таблице 2.2 отражены результаты контроля исключительно по веществам, отбор по которым был произведен инструментальным методом, контроль расчетным методом не отражен.

Относительно пункта 12 предписания Управление поясняет, что исходя из отчета в представленном графике программы ПЭК, обществом указаны методики проведения контроля (расчетный и инструментальный), периодичность контроля (1 раз в год, 2 раза в год). В план-графике программе ПЭК указано, что по источникам выбросов вредных/загрязняющих веществ с порядковыми номерами 0001-0014….0181, 0182, 6059, 6060, контроль ведется расчетным методом.В таблице 2.2 отчета результаты контроля отражены результаты исключительно по веществам, отбор по которым был произведен инструментальным методом.

Относительно пунктов 16, 17, 18 предписания Управление поясняет, что данными пунктами заявителю вменяется преставление недостоверных сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании. транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2020 год (форма № 2-ТП (отходы)) на следующих объектах: на объекте «ФИО2», код объекта 71-0189-000329-П в части заполнения графы 11 раздела III «Количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, ед.»; на объекте «ФИО1, код объекта 71-0189-000001-П в части заполнения графы 11 раздела III «Количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, ед.»; на объекте «Западно-Таркосалинский газовый промысел», код объекта 71-0189-000218-П в части заполнения графы 11 раздела III «Количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, ед.». В соответствии со сведениями, содержащимися в программно-технологическом комплексе «Госконтроль», Обществом предоставлена отчетность по трем объектам: 71-0189-000218-П, 71-0189-000329-П, 71-0189-000001-П, данный отчет отклонен Управлением в связи с выявленными ошибками, а именно общее количество эксплуатируемых Обществом объектов захоронения не соответствует данным, указанных в разделе III (Количествоэксплуатируемых респондентов объектов захоронения отходов, ед.), что является нарушением пункта 19 Указаний.

ООО «Газпром добыча Ноябрьск» представило отзыв на жалобу, в котором просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 судебное заседание по рассмотрению указанной жалобы отложено. ООО «Газпром добыча Ноябрьск» предложено представить отзыв с учетом конкретных доводов апелляционной жалобы, которые содержат указание на описанные нарушения в соответствии с конкретными страницами акта проверки от 22.03.2021 № 50.

ООО «Газпром добыча Ноябрьск» представило пояснения к отзыву.

На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется разъяснениями пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», согласно которым, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ.

При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.

Возражений против проверки решения в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило, поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение проверено в пределах доводов апелляционной жалобы.

Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, пояснения, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Управления от 04.02.2021 № 42 и от 26.02.2021 № 54-р в период с 15.02.2021 по 16.03.2021 в отношении ООО «Газпром добыча Ноябрьск» проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой оформлены актом от 22.03.2021 № 50 и Обществу выдано оспариваемое предписание от 22.03.2021 № 33 (включает 19 пунктов):

1)осуществление деятельности по размещению отходов на Полигоне твёрдых бытовых отходов Вынгаяхинского газового промысла, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, что выразилось в нахождении площадки для временного складирования лома чёрных металлов, отсутствия дома сторожа, прожекторной мачты, а также шлагбаума на полигоне твердых бытовых отходов Вынгаяхинского газового промысла, что не предусмотрено проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 07.02.2003 № 48 Управления природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России по Ямало-Ненецкому автономному округу;

2)осуществление деятельности по размещению отходов на Полигоне твёрдых бытовых отходов Вынгаяхинского газового промысла с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что выразилось в нахождении площадки для временного складирования лома черных металлов, отсутствия дома сторожа, прожекторной мачты, а также шлагбаума на Полигоне твердых бытовых отходов Вынгаяхинского газового промысла, что не предусмотрено проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 07.02.2003 № 48 Управления природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России по Ямало-Ненецкому автономному округу;

3)нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выразившееся в превышении концентрации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 1,24 раза по оксиду азота на источнике выброса № 0189 ГПА № 31, расположенном по адресу: ЯНАО, Пуровский район, Западно-Таркосалинский газовый промысел;

4)нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выразившееся в превышении концентрации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 1,59 раза по оксиду углерода на источнике выброса № 0071 ГПА № 13, расположенный по адресу: ЯНАО, Пуровский район, Комсомольский газовый промысел УКПГ;

5)нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выразившееся в превышении концентрации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 1,5 раз по оксиду углерода на источнике выброса № 0078 ГПА № 5, расположенный по адресу: ЯНАО, Вынгапурский газовый промысел;

6) нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выразившееся в превышении концентрации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 1,79 раз по оксиду углерода на источнике выброса № 0076 ГПА № 3, расположенный по адресу: ЯНАО, Вынгапурский газовый промысел;

7)представление недостоверной информации по заявке от 09.01.2017 №ВВJFSMY2 о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет «ФИО2» I категории с местонахождением в ЯНАО, Пуровский район, 71920000, код объекта: 71-0189-000329-П;

8)представление недостоверной информации по заявке от 09.01.2017 № ВВJNTH о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет «ФИО1» I категории с местонахождением в ЯНАО, Пуровский район, 71920000, код объекта: 71-0189-000001-П;

9)представление недостоверной информации по заявке от 28.12.2016 №AO3KQQHD о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет «УКПГ, Восточный купол. Северный купол. Комсомольский газовый промысел» I категории с местонахождением в ЯНАО, Пуровский район, 71920000, код объекта: 71-0189-000327-П;

10) представление недостоверных сведений в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте I категории ФИО1, код объекта: 71-0189-000001-П за 2019 год;

11)представление недостоверных сведений в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте I категории ФИО2, код объекта: 71-0189-000329-П за 2019 год;

12)представление неполных сведений по программе производственного экологического контроля для объекта I категории Западно-Таркосалинский газовый промысел, код объекта 71-0189- 0002218-П, утверждённой в 2019 году;

13)представление недостоверных сведений в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте I категории УКПГ. Восточный купол, УППГ, Западный купол, Северный купол. Комсомольский газовый промысел, код объекта: 71- 0189-000327-П за 2018, 2019 годы;

14)представление недостоверных сведений в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте I категории УКПГ. Восточный купол, УППГ, Западный купол, Северный купол. Комсомольский газовый промысел, код объекта: 71- 0189-000327-П за 2018, 2019 годы;

15)представление недостоверных сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2019 год (форма №2-ТП (отходы)) на объекте ФИО1, код объекта 71-0189-000001-П в части указания недостоверных сведений об образовании отхода – отход V класса опасности, код отхода по ФККО 44321011625 в объеме 0,507 тонн – ткань фильтрованная из натуральных и смешанных волокон отработанная незагрязненная;

16)представление недостоверных сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2020 год (форма №2-ТП (отходы)) на объекте «ФИО2», код объекта 71-0189-000329-П в части заполнения графы 11 раздела III «Количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, ед.»;

17)представление недостоверных сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2020 год (форма №2-ТП (отходы)) на объекте «ФИО1, код объекта 71-0189-000001-П в части заполнения графы 11 раздела III «Количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, ед.»;

18)представление недостоверных сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2020 год (форма №2-ТП (отходы)) на объекте «Западно-Таркосалинский газовый промысел», код объекта 71- 0189-000218-П в части заполнения графы 11 раздела III «Количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, ед.»;

19)отсутствие подписи ответственного исполнителя ФИО3 в журналах учета образования и движения отходов (данные учета отходов в области обращения с отходами), принятых за 1-4 кварталы 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года, 1-4 кварталы 2020 года по объекту Комсомольский газовый промысел, код объекта 71-0189-000327-П.

Полагая предписание от 22.03.2021 № 33 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18 недействительным, ООО «Газпром добыча Ноябрьск» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

18.01.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих НВОС, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (часть 3 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ).

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих НВОС, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, об актуализации учетных сведений об объекте (часть 11 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (часть 9 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила № 572) основанием для включения объектов НВОС в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункт 5 Правил.

Согласно пункту 18 Правил № 572 заявка готовится на каждый объект, оказывающий НВОС и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Как следует из пунктов 7-9 предписания, в соответствии с ними заявителю вменено представление недостоверной информации:

- по заявке от 09.01.2017 № ВВJFSMY2 о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет «ФИО2» I категории с местонахождением в ЯНАО, Пуровский район, 71920000, код объекта: 71-0189-000329-П;

- по заявке от 09.01.2017 № ВВJNTH о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет «ФИО1» I категории с местонахождением в ЯНАО, Пуровский район, 71920000, код объекта: 71-0189-000001-П;

- по заявке от 28.12.2016 № AO3KQQHD о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет «УКПГ, Восточный купол. Северный купол. Комсомольский газовый промысел» I категории с местонахождением в ЯНАО, Пуровский район, 71920000, код объекта: 71-0189-000327-П.

Как следует из акта проверки и доводов жалобы, нарушения выражены в следующем.

Поданная ООО «Газпром добыча Ноябрьск» заявка от 09.01.2017 № BBJFSMY2 содержала недостоверную/искаженную информацию, а именно - в заявке некорректно указаны координаты угловых точек объекта НВОС/координаты: источников выбросов. Согласно координатам, указанным в заявке об актуализации, некоторые источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух находятся за границами объекта НВОС. Также в заявке отсутствовали сведения о применяемых на объектах 1 категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиями (отдельными по каждой применяемой технологии).

В заявке от 09.01.2017 № BBJNTH некорректно указаны координаты угловых точек объекта НВОС/координаты: источников выбросов. Согласно координатам, указанным в заявке об актуализации, некоторые источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух «УКПГ, участок скважин Горизонтальная факельная (скважины отбор проб ГКМ») находятся за границами объекта НВОС. Также в заявке отсутствовали сведения о применяемых на объекте 1 категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным техно технологиями (отдельными по каждой применяемой технологии). Кроме того, в заявке не по всем источникам указаны типы (организованный, неорганизованный: точечный, линейный, площадной).

В заявке от 28.12.2016 № A03KQQHD некорректно указаны координаты угловых точек объекта НВОС/координаты: источников выбросов. Согласно координатам, указанным в заявке об актуализации, некоторые источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух находятся за границами объект НВОС. Также в заявке отсутствовали сведения о применяемых на объекте 1 категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным техно технологиями (отдельными по каждой применяемой технологии). Заявка содержала недостоверную информацию, в части указания типов источников.

Между тем, как было установлено судом первой инстанции и не оспаривается Управлением, данные заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет были сформированы заявителем в личном кабинете природопользователя на сайте Росприроднадзора, проверены и приняты Управлением без замечаний и отклонений. Управлением Росприроднадзора по ЯНАО заявителю в 2017 году были выданы свидетельства о постановке на государственный учет объектов оказывающих, негативное воздействие на окружающую среду.

При отклонении заявок Общества об актуализации сведений, поданных в 2019 и в 2020 года, Управлением не были указаны причины отклонения.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что наличие претензий к содержанию заявок, поданных в 2016-2017 годах и одобренных Управлением Росприроднадзора по ЯНАО, не может быть заявлено Управлением при актуализации сведений в 2019 и в 2020 года, с учетом того, что заявителю в 2017 году были выданы свидетельства о постановке на государственный учет спорных объектов.

При этом перечень сведений, которые подлежат актуализации предусмотрен частью 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ. Основания для актуализации сведений об объекте ОНВОС, которые указаны в пунктах 7-9 акта проверки, не предусмотрены в качестве таковых, соответственно, не могут быть актуализированы указанным способом, что подтверждает доводы Общества о неисполнимости предписания в указанной части.

Относительно пунктов 10, 11, 12, 13 предписания.

Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (часть 2 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ).

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - Приказ № 74).

Согласно пункту 1 приложения № 2 к Приказу № 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности (пункт 2 приложения № 2 к Приказу № 74).

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении (пункт 3 приложения № 2 к Приказу № 74).

Как следует из материалов дела, пунктами 10, 11 и 13 предписания, со ссылками на нарушение пунктов 1-3 приложения № 2 к Приказу № 74, заявителю вменено представление недостоверных сведений в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах I категории ФИО1, код объекта: 71-0189-000001-П за 2019 год; ФИО2, код объекта: 71-0189-000329-П за 2019 год; представление недостоверных сведений в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте I категории УКПГ. Восточный купол, УППГ, Западный купол, Северный купол. Комсомольский газовый промысел, код объекта: 71-0189-000327-П за 2018, 2019 годы.

Однако, как было выше сказано, пункты 1-3 приложения № 2 к Приказу № 74 устанавливают порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и не устанавливают какие-либо требования к содержанию программы производственного экологического контроля.

Пунктом 12 предписания заявителю вменяется представление неполных сведений по программе производственного экологического контроля для объекта I категории Западно-Таркосалинский газовый промысел, код объекта 71-0189-0002218-П, утверждённой в 2019 году.

Довод административного органа о том, что в отчете Общества в таблице 2.2 отражены результаты контроля исключительно по веществам, отбор по которым был произведен инструментальным методом, а контроль расчетным методом не отражен, отклоняются судом.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - Программа) установлены приложением № 1 к Приказу № 74.

В силу пункта 2 приложения № 1 к Приказу № 74 Программа должна содержать разделы:

общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Согласно пункту 9 приложения № 1 к Приказу № 74 раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать:

подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»;

подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»;

подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».

Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений;

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества (пункту 9.1.4 приложения № 1 к Приказу № 74).

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Форма) утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

В соответствии с таблицей 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» формы указываются, в том числе:

столбец 8 - фактический выброс г/с;

столбец 10 - дата отбора проб.

В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждённых Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522), в графе 8 рекомендуется указывать фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований. При этом в графе 10 рекомендуется указывать дату отбора пробы.

В соответствии с пунктом 9.1 требований к содержанию программы производственного экологического контроля (приложение № 1 к Приказу № 74) подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать, в том числе план-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

В соответствии с пунктом 9.1.1 в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

В соответствии с пунктом 9.1.3 приложения № 1 к Приказу № 74 расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях: отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества; отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов; выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

Таким образом, как правомерно указывает Общество, в таблице 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» отчета о результатах осуществления производственного экологического контроля могут быть отражены показатели загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников исключительно по результатам проведения контроля инструментальными методами.

При этом возможность отражения в таблице 2.2. «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников по результатам проведения контроля расчетными методами отсутствует.

Соответственно, требование о необходимости отражения в таблице 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников по результатам проведения контроля расчетными методами не соответствует принципу исполнимости.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недействительности требований, содержащихся в пунктах 10, 11, 12, 13 предписания.

Относительно пунктов 16, 17 и 18 предписания установлено следующее.

Данными пунктами заявителю вменяется представление недостоверных сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2020 год (форма №2-ТП (отходы)) на следующих объектах:

- на объекте «ФИО2», код объекта 71-0189-000329-П в части заполнения графы 11 раздела III «Количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, ед.»;

- на объекте «ФИО1, код объекта 71-0189-000001-П в части заполнения графы 11 раздела III «Количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, ед.»;

- на объекте «Западно-Таркосалинский газовый промысел», код объекта 71-0189-000218-П в части заполнения графы 11 раздела III «Количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, ед.».

Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 282-ФЗ) юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.

Частью 9 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ предусмотрено, что условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение).

Согласно пункту 3 Положения первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Из порядка заполнения форм П-1, П-2, П-4 и П-5 следует, что по общему правилу при наличии у юридического лица обособленных подразделений формы заполняются как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений. Заполненные формы представляются в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений).

В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.

При этом все подразделения предприятия, расположенные на единой территории (по одному почтовому адресу), относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как равные обособленные подразделения.

Таким образом, сведения раздела III формы №2-ТП (отходы) должны заполняться и представляться по каждому обособленному подразделению, поэтому сведения о количестве эксплуатируемых респондентом объектов размещения отходов в пределах каждого обособленного подразделения, указываемые в разделе III формы №2-ТП (отходы), не могут считаться недостоверной информацией.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недействительности требований, содержащихся в пунктах 16, 17 и 18 предписания.

Пункты 1-6 предписания признаны судом первой инстанции законными и обоснованными. Каких-либо доводов несогласия с судебным актом в указанной части ни Обществом, ни административным органом не заявлено, в связи с чем, выводы суда первой инстанции в данной части не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции, который не вправе выходить за пределы апелляционного обжалования по собственной инициативе (часть 5 статьи 268 АПК РФ).

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ судом не распределяются в силу освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.01.2022 по делу № А70-10854/2021 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Н.Е. Иванова

А.Н. Лотов