Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-11083/2017
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2018 года . | |
Постановление изготовлено в полном объёме апреля 2018 года . |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Бедериной М.Ю.
ФИО1
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.09.2017 (судья Соловьёв К.Л.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018
(судьи Еникеева Л.И., Аристова Е.В., Верёвкин А.В.) по делу
№ А70-11083/2017, принятые по иску публичного акционерного общества Банка ВТБ 24 (<...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) к Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени (625000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании осуществить действия по наследованию и оформлению права муниципальной собственности.
К участию в деле третьими лицами привлечены: ФИО2, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе.
В судебном заседании участвовали представители: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе ФИО3 по доверенности от 20.07.2017; Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени ФИО4 по доверенности от 09.01.2017.
Суд установил:
публичное акционерное общество Банк ВТБ 24 (далее - Банк) 18.08.2017 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени (далее - Департамент) об обязании осуществить функции по наследованию
и оформлению права муниципальной собственности на выморочное имущество - квартиру № 36 общей площадью 45,2 кв. м с кадастровым номером 72:23:0218006:14647, находящуюся на первом этаже дома № 83
по улице 50 лет ВЛКСМ в городе Тюмени.
В обоснование иска Банк указал на невозможность осуществления
мер по обращению взыскания на принадлежавшую умершему гражданину ФИО5 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение в связи с отказом наследников
от вступления в наследство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО2 (супруга умершего гражданина), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Тюменской области,
Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.09.2017
в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика полномочий по принятию в государственную собственность выморочного имущества.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 17.01.2018 в удовлетворении апелляционных жалоб Банка
и Управления Росимущества отказано, решение суда первой инстанции
от 25.09.2017 оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы о неправильной
оценке полномочий ответчика, как надлежащего органа муниципального образования, по оформлению наследственных прав.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов
о том, что муниципальное образование не может быть признано наследником выморочного имущества, который противоречит положениям пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По утверждению Управления Росимущества, согласно распоряжению администрации города Тюмени от 01.03.2011 № 894 именно Департамент осуществляет функции по наследованию и оформлению права муниципальной собственности на выморочное имущество - жилые помещения, расположенные на территории муниципального образования.
Кроме того, Управление Росимущества полагает, что согласно правилам подсудности все дела по спорам, возникающим из наследственных правоотношений подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Представитель Управления Росимущества в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов.
В судебном заседании представитель Департамента возразил против доводов, изложенных в кассационной жалобе Управления Росимущества.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает,
что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждено, что после смерти ФИО5 (свидетельство о смерти от 19.04.2016 <...>) Банк в письме
от 27.06.2017 № РОО.1/Ф.7/465 обратился к Департаменту с требованием
о принятии в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования выморочного имущества - квартиры № 36 общей площадью 45,2 кв. м в доме № 83 по улице 50 лет ВЛКСМ
в городе Тюмени, принадлежавшей ему на праве общей долевой собственности вследствие отказа наследников от вступления в наследство
и невозможности осуществления мер по обращению взыскания
на принадлежавшую умершему гражданину 1/2 доли в праве общей
долевой собственности на жилое помещение.
Департамент в письме от 18.07.2017 № 44-06-3176/7 сослался
на невозможность принятия имущества в муниципальную собственность
в связи с отсутствием закона, устанавливающего порядок наследования выморочного имущества и его передачи в муниципальную собственность.
Отношения между Банком (кредитор) и ФИО5 (заёмщик) возникли в связи с заключением кредитного договора от 14.07.2014
№ 625/0002-0213804 на сумму 500 000 рублей под 20,90 процентов годовых, а также кредитного договора от 20.10.2014 № 633/2602-0004284 на сумму 71 000 рублей под 24 процента годовых, долг по которым составлял соответственно 430 387 рублей 35 копеек и 84 162 рубля 88 копеек.
При рассмотрении иска Банка к наследственному имуществу умершего ФИО5 о взыскании 514 550 рублей 23 копеек Центральный районный суд города Тюмени определением от 31.05.2017 прекратил производство по делу в связи с отсутствием правопреемника,
а также указанием на заведение наследственного дела по извещению Банка
и отказом наследников по закону - супруги ФИО2,
сына - ФИО6, дочери - ФИО7 от причитающейся
им доли на наследство.
Согласно пункту 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников
не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства,
либо все наследники отказались от наследства и при этом никто
из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника
(статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.
На момент открытия наследства после смерти ФИО5 действовала редакция пункта 2 статьи 1151 ГК РФ, согласно которой
в порядке наследования по закону в собственность городского
или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение; земельный участок, а также расположенные
на нём здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором
и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается
в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону
в собственность Российской Федерации.
Частью 3 статьи 1151 ГК РФ (в редакции Федерального закона
от 29.11.2007 № 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации») предусмотрено, что порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации
или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам
о наследовании» (далее - Постановление Пленума № 9) разъяснено,
что впредь до принятия соответствующего закона, определяющего
порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего
в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации,
а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований,
при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
Соответствующая обязанность закреплена в пункте 5.35 Положения
о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации
от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».
Исходя из правовой позиции, сформулированной в пункте 5 Постановления Пленума № 9, на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении
в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации,
а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований,
при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Росимущество в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения); от имени городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 статьи 214 и пункту 2 статьи 215 ГК РФ предусмотрено,
что от имени Российской Федерации и муниципальных образований права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, которые могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности,
выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В данной ситуации необходимо учитывать, что выморочность имущества относится к исключительным случаям, когда возможность универсального правопреемства после наследодателя в пользу физических лиц - наследников по закону не произошла, вследствие чего к наследованию при определённых условиях может быть призвано публично-правовое образование.
С учётом изложенных выводов решение суда первой инстанции
об отказе в удовлетворении иска Банка об обязании осуществить функции
по наследованию и оформлению права муниципальной собственности
на выморочное имущество по существу является правильным.
Решение суда первой инстанции обоснованно поддержано
судом апелляционной инстанции.
Приведённые заявителем кассационной жалобы доводы относительно осуществления именно Департаментом функций по наследованию
и оформлению прав на выморочное имущество не опровергают правовой оценки обстоятельств, которые являются существенными для правильного разрешения настоящего спора; утверждение о необходимости рассмотрения дела в суде общей юрисдикции противоречит характеру настоящего спора, который по своему характеру не является возникшим из наследственных правоотношений.
Таким образом, кассационная жалоба Управления Росимущества
на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.09.2017
и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 17.01.2018 по делу № А70-11083/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.В. Мелихов
Судьи М.Ю. Бедерина
Н.В. Лаптев