ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
13 февраля 2024 года
Дело № А70-12255/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14270/2023) Департамента недропользования и экологии Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.11.2023 по делу № А70-12255/2023 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УватКарьерСтрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 125480, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ северное Тушино, улица Героев ФИО1, дом 16, корпус 1, помещение 8/3п) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 625000, <...>), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 625000, <...>), о признании недействительным приказа от 21.04.2023 № 434-ОД,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - ФИО2 по доверенности от 10.01.2024 № 10 сроком действия до 31.12.2024;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «УватКарьерСтрой» (далее – заявитель, Общество, ООО «УватКарьерСтрой») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Департамент недропользования и экологии) о признании недействительным приказа от 21.04.2023 № 434-ОД и обязании внести изменения в лицензию на право пользование недрами № ТЮМ 80387ТР в части продления срока её действия до 31.12.2025.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамента лесного комплекса Тюменской области (далее – Департамент лесного комплекса, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.11.2023 по делу № А70-12255/2023 требования заявителя удовлетворены. Признан недействительным приказ от 21.04.2023 № 434-ОД Департамента недропользования и экологии, принятый в отношении ООО «УватКарьерСтрой». Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявки от 31.03.2023 вх. № 3625-23 на внесение изменений в лицензию ТЮМ 80387 ТР, 01.09.2015, «Ломайковский», геологическое изучение, разведка и добыча песка, с учетом правовой позиции, изложенной в настоящем судебном акте, после вступления судебного акта в законную силу.
Взысканы с Департамента недропользования и экологии в пользу Общества судебные расходы в сумме 3 000 руб., понесенные по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, Департамент недропользования и экологии в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает на то, что Общество ссылается на необходимость завершения работ по добыче полезных ископаемых на участке недр, однако не приводит обоснования срока, на который просит продлить действие лицензии, и не прикладывает документы, подтверждающие необходимость завершения добычи полезных ископаемых, а лишь констатирует факт наличия запасов общераспространенных полезных ископаемых на участке недр «Ломайковский». Департамент полагает необоснованным указание заявителя на требования прокуратуры Тюменской области по освобождению лесного участка от штабелей песка (указанный лесной участок не входит в границы лицензионного участка), отсутствию свободных площадок для складирования песка, так как указанное не является необходимым для завершения работ по добыче песка.
Департамент также ссылается на то, что в период осуществления права пользования недрами на участке «Ломайковский» Общество, а именно в 2020 году, привлекалось к административной ответственности на основании постановления о назначении административного наказания от 29.12.2020 № 51 гн/20, которое было обжаловано Обществом и оставлено в силе в соответствии с решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.05.2021 по делу № А70-2475/2021, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.12.2021. Указывает на то, что пунктом 3.1.5 Постановления Правительства Тюменской области от 17.08.2015 № 380-п «Об установлении порядка оформления, государственной регистрации, выдачи, переоформления, внесения изменений в лицензию на право пользования участками недр местного значения» (далее – Порядок № 380-п) предусмотрен запрет на внесение изменений в лицензию, выданную по результатам аукциона, если это повлияет на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе.Изменения в лицензию в период с 2009 по 2014 годы были внесены до внесения изменений в законодательство. При вынесении решения судом не принято во внимание, что внесение изменений в лицензию по указанному Обществом основанию осуществляется только при согласии пользователя недр и органов, названных в части 6 статьи 12.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах, Закон № 2395-1).
ООО «УватКарьерСтрой», Департамент лесного комплекса представили отзывы на апелляционную жалобу.
До начала судебного заседания от ООО «УватКарьерСтрой», Департамента лесного комплекса поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание), представитель Департамента недропользования и экологии поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителя Департамента недропользования и экологии, установил следующие обстоятельства.
Из пояснений заявителя следует, что в 2009 году по результатам аукциона ООО «Карьер Ресурс» была выдана лицензия ТЮМ 80136 ПЭ, и заключено лицензионное соглашение (далее – соглашение), в пункте 4.2 которого указан срок действия лицензии 5 лет (с 26.08.2009 по 26.08.2014), установлены границы лицензионного участка, прогнозируемые запасы песка 1 978 тыс. куб. м., объемы добычи песка (пункт 6.2 соглашения), размер разового платежа в сумме 176 000 руб., рассчитанный, исходя из прогнозируемой среднегодовой добычи песка за срок пользования лицензией.
В период действия лицензии ТЮМ 80136 ПЭ её условия были неоднократно изменены, в том числе продлен срок действия лицензии до 31.12.2020 (дополнение № 4 к лицензии), изменены границы лицензионного участка по глубине (до 18 м), балансовые запасы песка по состоянию на 01.01.2014 установлены 7 460 тыс. куб. м. (дополнение № 5 к лицензии), среднегодовой объем добычи песка значительно увеличен (дополнение № 5 и № 6 к лицензии), изменены условия о платежах при пользовании недрами: исключено условие о размере и порядке внесения разового платежа, указаны только условия о регулярных платежах за пользование недрами, плате за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, уплате налога на добычу полезных ископаемых и других налогов (пункт 7 приложения к лицензии).
На основании приказа Департамента недропользования и экологии от 29.06.2011 № 135-ОД лицензия ТЮМ 80136 ПЭ была переоформлена на лицензию ТЮМ 80218 ТР на срок до 28.08.2014.
В последующем на основании приказа Департамента от 26.08.2015 № 376-ОД лицензия ТЮМ 80218 ТР была переоформлена с ООО «Карьер Ресурс» на ООО «УватКарьерСтрой» с выдачей лицензии ТЮМ 80387 ТР, в которую также вносились изменения, в том числе: продлен срок действия лицензии до 31.12.2023 (дополнение № 7 к лицензии), общий срок действия лицензии составил более 8 лет, балансовые запасы песка установлены в размере 7 470 тыс. куб.м. (приложение № 2 к лицензии) и увеличен среднегодовой объем добычи песка.
Приказом Департамента от 15.11.2022 № 1403-ОД были внесены изменения в условия о платежах при пользовании участком недр (приложение № 1 к лицензии) в пункте 6 которого указано, что недропользователь обязан уплатить разовый платеж за пользование недрами в размере 0 руб. и регулярные платежи за 2022 год и последующие годы по ставке 0 руб.
Приказом от 05.05.2022 № 0499-ОД Департамента право пользования недрами по лицензии было приостановлено до 31.12.2023, на основании заявления ООО «УватКарьерСтрой» от 19.04.2022 о приостановлении права пользования участком недр на 2 года в связи со сложной экономической обстановкой и отсутствием спроса на продукцию карьера.
31.03.2023 ООО «УватКарьерСтрой» была подана заявка (вх. № 3625/23 от 31.03.2023) на внесение в лицензию на право пользование недрами ТЮМ 80387 ТР изменений, связанных с продлением срока пользования недрами до 31.12.2025, в связи с необходимостью завершения пользователем недр геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, необходимость ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Приказом Департамента от 21.04.2023 № 434-ОД во внесении изменений в лицензию на пользование недрами ТЮМ 80387 ТР Обществу было отказано со ссылками на статью 12.1 Закона о недрах, пункты 3.1, 3.2, 3.1.3, 3.1.5 Порядка № 380-п.
В приложении к данному приказу приведены основания для отказа. В частности, Департамент указал на то, что срок действия лицензии на пользование недрами является существенным условием, влияющим на определение размера разового платежа за пользование недрами, в связи с чем внесение изменений в лицензию ТЮМ 80387 ТР, полученную по результатам аукциона, в части продления срока противоречит подпункту 3 пункта 8 статьи 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). На основании пункта 3.1.5, подпункта 3.3.2 пункта 3.3 Порядка№ 380-п, в связи с тем, что внесение изменений в лицензию, выданную по результатам аукциона, повлияет на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе, во внесении изменений в лицензию ТЮМ 80387 ТР ООО «УватКарьерСтрой» отказано.
Не согласившись с указанным приказом, полагая, что он является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО «УватКарьерСтрой» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
08.11.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалуемое Департаментом в апелляционном порядке.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Закон о недрах действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.
В статье 1 поименованного закона также указано, что отношения, связанные с геологическим изучением, разведкой и добычей отдельных видов полезных ископаемых, а также с захоронением в недрах радиоактивных отходов, отходов производства и потребления, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 1.1 Закона о недрах разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Согласно статье 1.2 поименованного закона, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования определены статьей 4 Закона о недрах.
Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах (пункт 1); установление порядка пользования участками недр местного значения (пункт 9).
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся, в том числе, участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Пункт 8 статьи 10.1 Закона о недрах предусматривает, что основанием предоставления права пользования участками недрами является, в том числе, решение создаваемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации аукционной комиссии о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а в случае, предусмотренном частью восьмой статьи 13.1 настоящего Закона, о предоставлении права пользования указанным участком недр лицу, заявка которого соответствует требованиям настоящего Закона и условиям объявленного аукциона, или единственному участнику аукциона.
В силу части 3 статьи 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом (часть 1 статьи 11 Закона о недрах).
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
В силу пунктов 5, 18 части 1 статьи 12 Закона о недрах в лицензии обязательно должны содержаться, помимо прочего, срок действия лицензии на пользование недрами (срок пользования участком недр), а также условия пользования участком недр, предусмотренные условиями аукциона на право пользования участком недр, по результатам которого было предоставлено право пользования недрами.
Согласно части 4 статьи 12 Закона о недрах условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 настоящего Закона.
В силу части 5 статьи 12.1 Закона о недрах внесение изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется, в частности, по следующим основаниям:
1) возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых право пользования недрами было предоставлено;
2) необходимость завершения пользователем недр геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимость ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр;
3) изменение границ участка недр, предоставленного в пользование.
Внесение изменений в лицензии на пользование недрами осуществляется:
1) федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными органами и подведомственными ему государственными казенными учреждениями (за исключением внесения изменений в лицензии на пользование участком недр местного значения);
2) уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участком недр местного значения).
Принятие решения о внесении изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении лицензии на пользование участком недр местного значения - уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части пятой настоящей статьи, осуществляется по инициативе пользователя недр. Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3, 5 и 7 части пятой настоящей статьи, осуществляется по инициативе пользователя недр либо органов, указанных в части шестой настоящей статьи, а по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 8 части пятой настоящей статьи, по инициативе органов, указанных в части шестой настоящей статьи.
Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 5 части пятой настоящей статьи, осуществляется только при согласии пользователя недр и органов, указанных в части шестой настоящей статьи.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, порядок внесения изменений в лицензии на пользование недрами, порядок переоформления лицензий на пользование недрами устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр, а в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пользование недрами находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. При этом, как правовое регулирование указанных вопросов, так и компетенция по выдачи, изменению условий лицензии определяется органом, в зависимости от вида недр. Общераспространенные полезные ископаемые, к числу которых относится песок, находятся в ведении субъектов федерации и относятся к участкам недр местного значения. Принятие решения о внесении изменений в лицензию на пользование участком недр местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как было выше сказано, на территории Тюменской области порядок оформления, государственной регистрации, выдачи, переоформления, внесения изменений в лицензию на право пользования участками недр местного значения предусмотрен Постановлением Правительства Тюменской области от 17.08.2015 № 380-п (Порядок № 380-п).
Разделом 3 Порядка № 380-п урегулирован порядок внесения изменений в лицензии.
Пункт 3.1 Порядка № 380-п предусматривает, что условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение определенных в лицензии сроков либо в течение всего срока действия лицензии. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 Закона о недрах.
Внесение изменений в лицензию по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части пятой статьи 12.1 Закона о недрах, осуществляется по инициативе пользователя недр. Внесение изменений в лицензию по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3, 5 и 7 части пятой статьи 12.1 Закона о недрах, осуществляется по инициативе пользователя недр либо уполномоченного органа, а по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 8 части пятой статьи 12.1 Закона о недрах, по инициативе уполномоченного органа.
Внесение изменений в лицензию по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 5 части пятой статьи 12.1 Закона о недрах, осуществляется только при согласии пользователя недр и уполномоченного органа.
Изменения в лицензию, выданную по результатам аукциона, вносятся, если изменение лицензии не повлияет на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе.
Пункт 3.1.5 Порядка № 380-п предусматривает, что отказ во внесение изменений в лицензию осуществляется уполномоченным органом, в частности, в случае если внесение изменений в лицензию, выданную по результатам аукциона, повлияет на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе.
Следовательно, в соответствии со статьей 12.1 Закона о недрах внесение изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется при необходимости завершения пользователем недр геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимость ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
Пунктом 3.1 Порядка № 380-п, принятым субъектом федерации, вопреки утверждению заинтересованного лица, предусмотрено, что изменение условий допускается случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 Закона о недрах.
Таким образом, правовое регулирование субъекта Российской Федерации в указанном вопросе не содержит иного правового регулирования для участков недр местного значения, а, напротив, ссылается на основания, предусмотренные федеральным законодательством.
Как было выше сказано и следует из материалов дела, 31.03.2023 ООО «УватКарьерСтрой» была подана заявка на внесение в лицензию на право пользование недрами ТЮМ 80387 ТР изменений, связанных с продлением срока пользования недрами до 31.12.2025, в связи с необходимостью завершения пользователем недр геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, необходимость ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Департамент приказом от 21.04.2023 № 434-ОД отказал во внесении изменений в лицензию на пользование недрами ТЮМ 80387 ТР Обществу, сославшись на статью 12.1 Закона о недрах, пункты 3.1, 3.2, 3.1.3, 3.1.5 Порядка № 380-п.
В приложении к приказу Департамент указал на то, что срок действия лицензии на пользование недрами является существенным условием, влияющим на определение размера разового платежа за пользование недрами, в связи с чем внесение изменений в лицензию ТЮМ 80387 ТР, полученную по результатам аукциона, в части продления срока противоречит подпункту 3 пункта 8 статьи 448 ГК РФ. На основании пункта 3.1.5, подпункта 3.3.2 пункта 3.3 Порядка№ 380-п, в связи с тем, что внесение изменений в лицензию, выданную по результатам аукциона, повлияет на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе, во внесении изменений в лицензию ТЮМ 80387 ТР ООО «УватКарьерСтрой» было отказано.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда нижестоящий инстанции о необоснованности позиции Департамента, исходит из следующего.
Довод Департамента о том, что Общество, испрашивая продление срока для завершения работ, не представило документы, подтверждающие необходимость завершения добычи полезных ископаемых, отклоняется апелляционным судом.
Обосновывая наличие оснований для внесения изменений в лицензию, Общество указало на следующие обстоятельства:
- истечение 31.12.2023 срока выполнения работ по геологическому изучению, разведке и добыче песка на участке недр местного значения «Ломайковский», установленного лицензией ТЮМ 80387 ТР;
- по состоянию на 01.01.2023 запасы песка, учтенные в государственном балансе запасов по категории С, согласно форме статистической отчетности 5-гр за 2022 год, составляет 1 518 206 куб. м.;
- приказом Департамента от 05.05.2022 № 0499-ОД право пользования недрами было приостановлено до 31.12.2023;
- завершение выполнения работ по добыче песка на участке недр местного значения «Ломайковский», предусмотрено техническим проектом (в редакции приказов Департамента от 14.06.2017 № 0565-ОД, от 17.04.2018 № 282-ОД, 09.06.2020 № 558-ОД и от 03.06.2021 № 700-ОД);
- отсутствие спроса на добытый песок, намытого в штабели, а также свободных карт намыва (площадок складирования), обеспечивающих работу земснаряда при добыче песка и переход на добытый песок права собственности;
- требование прокуратуры Тюменской области по включению в границы горного отвода при открытом способе добычи песка лесных участков, как и иных сооружений, расположенных за границами карьерного поля.
Общество к заявке были приложены пояснительная записка с обоснованием необходимости внесения изменений в действующую лицензию и другие документы на 120 листах.
В апелляционной жалобе Департамент не раскрывает обстоятельств того, какие именно, по его мнению, ещё Обществом должны были быть дополнительно представлены документы.
Не принимается судом апелляционной инстанции и довод подателя апелляционной жалобы на то, что внесение изменений в лицензию, выданную по результатам аукциона, влечет отказ, если это повлияет на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе
Действительно, пункт 3.1.5 Порядка № 380-п предусматривает, что отказ во внесение изменений в лицензию осуществляется уполномоченным органом, в частности, в случае если внесение изменений в лицензию, выданную по результатам аукциона, повлияет на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе.
Статьей 40 Закона о недрах предусмотрено, что пользователи недр, получившие право на пользование недрами, лица, признанные победителями аукциона, уплачивают разовый платеж за пользование недрами, предусмотренный соответственно лицензией на пользование недрами, протоколом о результатах аукциона, протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Из пояснений заявителя, которые не оспариваются Департаментом, следует, что изначально лицензия ТЮМ 80136 ПЭ выдавалась другому юридическому лицу - ООО «Карьер Ресурс» в 2009 году по результатам аукциона.
При выдаче первоначальной лицензии размер разового платежа в сумме 176 000 руб. был рассчитан исходя из прогнозируемых запасов песка 1 978 тыс. куб. м., прогнозируемой среднегодовой добычи песка и срока пользования лицензией 5 лет (с 26.08.2009 по 26.08.2014).
В период действия лицензии ТЮМ 80136 ПЭ её условия были неоднократно изменены, в том числе продлен срок действия лицензии до 31.12.2020 (дополнение № 4 к лицензии), изменены границы лицензионного участка по глубине (до 18 м), балансовые запасы песка по состоянию на 01.01.2014 установлены 7 460 тыс. куб. м. (дополнение № 5 к лицензии), среднегодовой объем добычи песка значительно увеличен (дополнение № 5 и № 6 к лицензии), изменены условия о платежах при пользовании недрами: исключено условие о размере и порядке внесения разового платежа, указаны только условия о регулярных платежах за пользование недрами, плате за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, уплате налога на добычу полезных ископаемых и других налогов (пункт 7 приложения к лицензии).
На основании приказа Департамента недропользования и экологии от 29.06.2011 № 135-ОД лицензия ТЮМ 80136 ПЭ была переоформлена на лицензию ТЮМ 80218 ТР на срок до 28.08.2014.
В последующем на основании приказа Департамента от 26.08.2015 № 376-ОД лицензия ТЮМ 80218 ТР была переоформлена с ООО «Карьер Ресурс» на ООО «УватКарьерСтрой» с выдачей лицензии ТЮМ 80387 ТР, в которую также вносились изменения, в том числе: продлен срок действия лицензии до 31.12.2023 (дополнение № 7 к лицензии), общий срок действия лицензии составил более 8 лет, балансовые запасы песка установлены в размере 7 470 тыс. куб.м. (приложение № 2 к лицензии) и увеличен среднегодовой объем добычи песка.
Приказом Департамента от 15.11.2022 № 1403-ОД были внесены изменения в условия о платежах при пользовании участком недр (приложение № 1 к лицензии) в пункте 6 которого указано, что недропользователь обязан уплатить разовый платеж за пользование недрами в размере 0 руб. и регулярные платежи за 2022 год и последующие годы по ставке 0 руб.
Утверждая о том, что увеличение срока действия лицензии повлечет изменение размера разового платежа за пользование недрами, в силу чего является существенным, Департамент каких-либо расчетов не представляет.
Таким образом, довод Департамента о существенности вносимых изменений является недоказанным, в силу чего судом отклоняется.
Кроме того, из материалов настоящего дела усматривается, что право пользования недрами было приостановлено на общий срок в 2 года 3 месяца 15 дней, в том числе на основании заявления от 19.04.2022 о приостановлении права пользования участком недр в связи со сложной экономической обстановкой и отсутствием спроса на продукцию карьера.
Часть 7 статьи 21 Закона о недрах предусматривает, что при отсутствии вины пользователя недр время, на которое осуществление права пользования недрами было приостановлено, не включается в общий срок пользования участком недр, установленный лицензией на пользование недрами, осуществление права пользования недрами по которой было приостановлено.
Указанное свидетельствует о том, что в настоящем случае продление срока действие лицензии не повлечет необоснованного увеличения срока пользования недрами.
Ссылки Департамента на то, что в 2020 году Общество привлекалось к административной ответственности на основании постановления о назначении административного наказания от 29.12.2020 № 51 гн/20, судом не принимаются по следующим мотивам.
Действительно, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.03.2012 № 412-О-О, для целей защиты интересов государства как собственника недр обязательным условием продления срока пользования участком недр является отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензий.
Статьей 4.6 КоАП РФ определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как правомерно указывает Департамент, постановление от 29.12.2020 № 51 гн/20 было обжаловано Обществом и оставлено в силе в соответствии с решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.05.2021 по делу № А70-2475/2021, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021.
Соответственно, на момент обращения с заявлением в Департамент недропользования и экологии Общество не являлось лицом, подвергнутого административному наказанию.
Ссылки Департамента на то, что в рамках дела № А70-11929/2022 суд признал недействительным договор аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 03.03.2021 № 10-43-21, заключенный между Департаментом и ООО «УватКарьерСтрой» недействительным, отклоняются апелляционным судом, поскольку указанное само по себе не является основанием для отказа во внесении изменений в лицензию.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы Арбитражного суда Тюменской области относительно того, что Департамент не имел правовых оснований для отказа во внесении изменений в лицензию на право пользование недрами №ТЮМ 80387ТР в части продления срока её действия до 31.12.2025.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Возражения департамента, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент недропользования и экологии освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента недропользования и экологии Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.11.2023 по делу № А70-12255/2023 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председательствующий
Н.А. Шиндлер
Судьи
Н.Е. Котляров
А.Н. Лотов