Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-1242/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Чапаевой Г.В.
ФИО1
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тюменской области на решение от 05.04.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 03.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу № А70-1242/2023 по заявлению Администрации города Тобольска (626152, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (625000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление строительства Тюменской области (625000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (115088, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Южнопортовый, улица Шарикоподшипниковская, дом 5, ОГРН <***>, ИНН <***>), Департамент финансов Тюменской области (625002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
В заседании приняли участие представители:
от Управления Федерального казначейства по Тюменской области – ФИО2
по доверенности от 18.01.2023, ФИО3 по доверенности от 02.02.2023,
от Главного управления строительства Тюменской области – ФИО4
по доверенности от 04.12.2023, ФИО5 по доверенности от 27.04.2023,
от Департамента финансов Тюменской области – ФИО6 по доверенности
от 14.12.2022.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель Администрации города Тобольска – ФИО7 по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
Администрация города Тобольска (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Тюменской области (далее – казначейство) от 30.12.2022 № 33.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление строительства Тюменской области (далее – управление), публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее – фонд) и Департамент финансов Тюменской области
(далее – департамент).
Решением от 05.04.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным
без изменения постановлением от 03.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, признаны недействительными пункты 1 и 2 описательной и требовательной частей представления от 30.12.2022 № 33, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, казначейство просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части признания недействительными пунктов 1 и 2 описательной и требовательной частей представления и отказать в удовлетворении заявленного администрацией требования полностью.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2025 годы (далее – Региональная программа) не было предусмотрено переселение граждан в жилые помещения, приобретенные у лиц, не являющихся застройщиками, в связи с чем покупка администрацией трехкомнатной квартиры, общей площадью 75 кв.м, находящейся по адресу: <...> (далее – спорная квартира), на вторичном рынке неправомерно; внесение в 2023 году изменений в Региональную программу, допускающих приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, свидетельствует о согласии администрации с допущенным нарушением; администрацией допущено неправомерное использование средств фонда на общую сумму 13 591 469,80 руб., предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, ввиду приобретения и оплаты жилых помещений (квартир) площадью, превышающей площадь ранее занимаемых жилых помещений на 971,4 кв.м.
В отзывах на кассационную жалобу управление, администрация и департамент просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, дополнениях к ним и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, казначейством на основании приказа от 09.11.2022
№ 472 в отношении администрации была проведена внеплановая выездная проверка
за период с 01.01.2017 по истекший период 2022 года, в ходе которой установлено, что
в нарушение требований Региональной программы администрацией была приобретена квартира на вторичном рынке при отсутствии такого способа переселения в плане-графике Региональной программы; в нарушение подпунктов 3 и 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 86, части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), части 3 статьи 16, частей 2 и 13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) администрацией допущено неправомерное использование средств фонда на общую сумму 13 591 469, 80 руб., предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с приобретением и оплатой жилых помещений (квартир) площадью, превышающей площадь ранее занимаемых жилых помещений, на 971,4 кв.м; в нарушение пункта 2.2.13.1 Соглашения о предоставлении средств на реализацию Региональной программы от 10.06.2019 № 114 (далее – Соглашение № 114), пункта 6 Порядка представления отчетов о ходе реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 31.03.2011 № 96-п (далее – Постановление № 96-п), администрацией не соблюдены сроки представления годового отчета о ходе реализации Региональной программы и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на 3 рабочих дня; в нарушение пункта 2.2.13.1 Соглашения № 114, пункта 6.2 Постановления № 96-п администрацией не соблюдены сроки представления ежемесячного отчета о расходовании средств фонда, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на реализацию Региональной программы на 7 календарных дней.
По результатам контрольного мероприятия казначейством составлен акт
от 18.11.2022, в адрес администрации вынесено представление от 30.12.2022 № 33,
в соответствии с которым ей в срок до 01.03.2023 необходимо: произвести возврат управлению неправомерно израсходованных денежных средств, направленных на приобретение спорной квартиры в сумме 1 049 372, 28 руб. 28 коп., а также устранить причины и условия возникновения финансового нарушения (пункт 1); произвести возврат управлению неправомерно использованных денежных средств на общую сумму 13 591 469,80 руб., предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с приобретением и оплатой жилых помещений (квартир) площадью, превышающей площадь ранее занимаемых жилых помещений, на 971,4 кв.м, устранить причины и условия возникновения финансового нарушения (пункт 2); принять меры по устранению причин и условий нарушения, выразившегося в нарушении срока представления годового отчета о ходе реализации Региональной программы и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения, выразившегося в нарушении срока представления ежемесячного отчета о расходовании средств фонда, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на реализацию Программ (пункты 3, 4 представления).
Не согласившись с представлением казначейства, администрация обратилась
в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительным пункты 1 и 2 представления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о правомерном использовании администрацией денежных средств фонда.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Приказом Минстроя России от 31.01.2019 № 65/пр утверждены Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года (далее – Приказ № 65/пр) в целях эффективной реализации программы переселения при формировании планируемых показателей в первый год реализации этапа программы переселения рекомендуется предусматривать переселение граждан из аварийного жилищного фонда посредством «быстрых» способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиком (на вторичном рынке).
Суды установили, что Приложением № 2 к Региональной программе утвержден план реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, согласно которому мероприятия по переселению реализуются путем строительства зданий; приобретения жилых помещений в строящихся домах; в домах, введенных в эксплуатацию, а также путем приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками. То есть способ переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, был предусмотрен Региональной программой в соответствии с Приказом № 65/п; первоначально утвержденная Региональная программа, хотя и содержала графу «Приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками», а также графы к ней «Приобретаемая площадь», «Стоимость», последние были пустыми (не предусматривали конкретные показатели приобретаемой площади и стоимости); 27.01.2023 в Региональную программу внесены изменения - этап 2019-2020 годов в новой редакции приведен в соответствие с фактически реализованным способом переселения граждан – приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками; внесение в Региональную программу таких изменений соответствовало разделу 3 Региональной программы, предусматривающему, что способ переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках реализации Региональной программы может быть изменен в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, суды обоснованно сочли, что на момент рассмотрения дела
в действиях администрации по приобретению спорной квартиры на вторичном рынке отсутствуют нарушения требования Региональной программы.
В соответствии со статьями 86, 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с абзацем 2 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» равнозначность предоставляемого жилого помещения оценивается и применяется при оценке предоставляемых жилых помещений в том случае, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан, поскольку предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 59 Обзора судебной практики Верховного суда № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, а также с учетом сложившейся судебной практики, критерий равнозначности применительно к положениям статьи 89 ЖК РФ не исключает возможности предоставления гражданам в порядке переселения жилого помещения большей площади взамен ранее занимаемого жилого помещения при отсутствии в муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения, равного по площади ранее занимаемому жилому помещению. Указанные выводы содержатся также в письмах фонда от 15.08.2019 № ОР-07/1382, от 02.06.2022 № АШ-03/711.
Постановлением Правительства Тюменской области от 31.10.2007 № 268-п утверждено Положение о порядке формирования номенклатуры жилых помещений жилищного фонда Тюменской области для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда и их предоставления (далее – Положение № 268-п).
В силу пункта 3.1 Положения № 268-п гражданам, включенным в план переселения либо переселяемым в рамках мероприятий, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1.1 Положения № 268-п, занимающим непригодное для проживания жилое помещение на условиях договора социального найма, планируется к приобретению другое жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.3 Положения № 268-п.
Согласно пункту 3.2 Положения № 268-п если приобрести равнозначное по общей площади жилое помещение не представляется возможным в силу его конструктивных особенностей и (или) при отсутствии на рынке жилья таких жилых помещений, при наличии средств на указанные цели в законе Тюменской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период гражданам, включенным в план переселения либо переселяемым в рамках мероприятий, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1.1 Положения № 268-п, допускается приобретение жилого помещения площадью, превышающей предусмотренную пунктом 3.1 Положения № 268-п: а) в случае, если непригодное для проживания жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, допускается приобретение однокомнатной квартиры, общая площадь которой не превышает 46 кв. м; б) в случае, если непригодное для проживания жилое помещение представляет собой две комнаты или двухкомнатную квартиру, допускается приобретение двухкомнатной квартиры, общая площадь которой не превышает 67 кв. м; в) в случае, если непригодное для проживания жилое помещение представляет собой три комнаты или трехкомнатную квартиру, допускается приобретение трехкомнатной квартиры, общая площадь которой не превышает 90 кв. м; г) в случае, если непригодное для проживания жилое помещение представляет собой четыре комнаты или четырехкомнатную квартиру, допускается приобретение четырехкомнатной квартиры, общая площадь которой не превышает 130 кв. м; д) в случае, если непригодное для проживания жилое помещение представляет собой пять комнат или пятикомнатную квартиру, допускается приобретение пятикомнатной квартиры, общая площадь которой не превышает 150 кв. м; е) в случае, если площадь непригодного для проживания жилого помещения превышает максимальный размер общей площади, указанный в подпунктах «а» - «д» пункта 3.2 Положения № 268-п, допускается приобретение жилого помещения большей площадью, но не более 10 кв.м; ж) в случае если невозможно приобрести жилое помещение, равнозначное по количеству комнат и площади жилому помещению, непригодному для проживания, допускается приобретение: нескольких жилых помещений, количество комнат и общая площадь которых в совокупности не превышают максимальный размер общей площади и количества комнат жилых помещений, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 3.2 Положения № 268-п; жилых помещений, состоящих из большего количества комнат, общей площадью не превышающей максимальный размер общей площади жилых помещений, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 3.2 Положения № 268-п.
Принимая во внимание, что Тюменской областью на региональном уровне в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено право приобретения жилых помещений большей площади взамен ранее занимаемых жилых помещений; возможность предоставления жилого помещения большей площади (превышающей норму предоставления) предусмотрена также Законом Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (статья 23); в разделе 3 Региональной программы указано, что стоимость Региональной программы может быть изменена по итогам осуществления муниципальными образованиями – участниками Региональной программы закупок квартир в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суды правомерно указали, что при наличии средств в областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период в рамках региональных программ приобретение жилых помещений большей площадью допускается и не противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного суды обосновано признали ошибочной позицию казначейства о том, что администрацией при переселении граждан из аварийного жилищного фонда незаконно были приобретены жилые помещения (квартиры), площадь которых превышает площадь ранее занимаемых жилых помещений, на 971,4 кв.м.
Кроме того, суд округа отмечает, что требование о необходимости соблюдения пропорциональности финансирования по каждому объекту или муниципальному образованию ни Региональная программа, ни Соглашение № 114 не содержат; объем средств фонда определяется как величина в твердом размере в целом на программу; Законом № 185-ФЗ не установлено требование о необходимости использования средств фонда в рамках одного этапа по муниципальному образованию пропорционально расселяемой площади по жилым помещениям; долевое финансирование предусмотрено только в отношении средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда к размеру предоставленной финансовой поддержки за счет средств фонда.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным пункты 1 и 2 представления казначейства.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.04.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 03.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-1242/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. Шабанова
Судьи Г.В. Чапаева
ФИО1