ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-13027/17 от 26.07.2018 АС Западно-Сибирского округа

78/2018-30741(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-13027/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.  судей Григорьева Д.В.   Киричёк Ю.Н. 

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи  кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области  на постановление от 11.04.2018 Восьмого арбитражного апелляционного  суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу   № А70-13027/2017 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Салаирское два» (625550,  <...>,  ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Тюменской области (625031, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании уведомлений  об отказе в государственной регистрации. 

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Салаирское  два» – ФИО1 по доверенности от 15.01.2016, 


от Управления Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Тюменской области – Лось Е.В. по доверенности  от 15.08.2017. 

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Салаирское два» (далее –  ООО «Салаирское два», общество) обратилось в арбитражный суд с  заявлением о признании недействительными уведомлений Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Тюменской области (далее – управление, регистрирующий орган) 

от 17.05.2017 об отказе в государственной регистрации права собственности. 

Решением от 09.01.2018 Арбитражного суда Тюменской области (судья  Коряковцева О.В.) в удовлетворении заявленных обществом требований  отказано. 

Постановлением от 11.04.2018 Восьмого арбитражного апелляционного  суда решение суда первой инстанции отменено, требования 

ООО «Салаирское два» удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа, регистрирующий орган просит постановление  апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой  инстанции. 

По мнению подателя жалобы, оспариваемые уведомления  соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку  обществом не были представлены все документы, необходимые для  осуществления государственного кадастрового учета и государственной  регистрации прав; судом апелляционной инстанции не учтено, что  обществом пропущен срок, предусмотренный частью 4 статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ). 

В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами  апелляционного суда, просит постановление от 11.04.2018 оставить без  изменения. 


Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов,  изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях  присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд  округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, ООО «Салаирское два» является  правопреемником сельскохозяйственного товарищества с ограниченной  ответственностью «Салаирское» (далее – товарищество) и совхоза  «Салаирский». 

Постановлением Главы администрации Тюменского района от  18.10.1993 № 796 товариществу было предоставлено 9 795 га земли, в том  числе 5 122 га – в постоянное (бессрочное) пользование для  сельскохозяйственного производства (государственный акт на право  собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного  (постоянного) пользования землей № ТЮ2-1700299). 

Впоследствии из указанных земель образован земельный участок с  кадастровым номером 72:17:0000000:819, разрешенное использование – для  сельскохозяйственного производства. 

На данных землях построены три гаража для собственных нужд  общества. 

ООО «Салаирское два» 03.04.2017 обратилось в управление с  заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет  вышеназванных объектов недвижимости и регистрации права собственности  на них. 

Уведомлениями от 18.04.2017 регистрирующий орган сообщил  обществу о приостановлении государственной регистрации прав на срок до  17.05.2017 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона  «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ  (далее – Закон № 218-ФЗ) ввиду непредставления документов, необходимых  для осуществления государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав. 

Уведомлениями от 17.05.2017 № 72/001/073/2017-7011
(86/3702/2017-791), № 72/001/073/2017-7018 (86/3702/2017-792) и


№ 72/001/073/2017-7020 (86/3702/2017-793) регистрирующий орган отказал в  проведении кадастрового учета и государственной регистрации прав на  гаражи, сославшись на статью 27 Закона № 218-ФЗ. 

Не согласившись с указанными решениями, ООО «Салаирское два»  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у управления  правовых оснований для отказа в постановке на государственный  кадастровый учет гаражей и регистрации прав на них, поэтому отказал в  удовлетворении заявленных обществом требований. 

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и признал  оспариваемые отказы несоответствующими действующему законодательству  и нарушающими права общества в сфере предпринимательской  деятельности. 

Оставляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения,  суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных  обстоятельств рассматриваемого спора. 

Согласно частям 1, 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть  подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину,  организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если  иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной  причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. 

Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при  наличии которых суд может восстановить пропущенный срок. Право  решения данного вопроса принадлежат суду, который в каждом конкретном  случае дает оценку доводам соответствующего ходатайства и  представленным в его обоснование доказательствам. 

Суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы ООО «Салаирское  два», приведенные в обоснование ходатайства о восстановлении  пропущенного процессуального срока, и имеющиеся в деле доказательства,  связанные с причинами пропуска срока, пришел к выводу о признании этих 


причин уважительными и восстановил пропущенный срок на обращение в  суд. 

Оснований для переоценки указанного вывода у суда кассационной  инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ не имеется. 

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на  недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и  прекращение подлежат государственной регистрации в едином  государственном реестре органами, осуществляющими государственную  регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат:  право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного  управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного  пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях,  предусмотренных указанным Кодексом и иными законами. 

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии  с ГК РФ законом о регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 6  статьи 131 ГК РФ). 

Частью 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что  государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав  осуществляются одновременно. 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ  государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация  прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов,  представленных для осуществления государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия  оснований для приостановления государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав. 

В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации 


прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в  случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав 

Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного  кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается  по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение  срока приостановления не устранены причины, препятствующие  осуществлению государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона. 

Из положений частей 5 и 6 статьи 29 Закона № 218-ФЗ следует, что  уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав, а также уведомления об отказе в  государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации  прав должны содержать указание всех причин, послуживших основанием для  приостановления/отказа в осуществлении государственного кадастрового  учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на  положения настоящего Федерального закона. 

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле  доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что обществом в  управление были представлены заявления о постановке на государственный  кадастровый учет и регистрации права собственности на три нежилых  здания, расположенных по адресу: Тюменская область, Тюменский район,  село Салаирка, на земельном участке с кадастровым номером  72:17:0000000:819, категория земель – земли сельскохозяйственного  назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного  производства. 

Согласно приложенным к заявлениям заключениям кадастрового  инженера объекты недвижимости – гаражи № 1, № 2, № 3 построены в 


В качестве оснований для отказа в постановке гаражей на  государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на  них управление в оспариваемых уведомлениях указало, что на земельном  участке, являющемся полевым земельным участком, предназначенным для  сельскохозяйственного производства, не допускается возведение объектов  недвижимого имущества; документы, подтверждающие, что земельный  участок с кадастровым номером 72:17:0000000:819 предназначен для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства, не представлены; согласно ответу  Администрации Тюменского муниципального района границы данного  участка не установлены, его невозможно идентифицировать и определить, к  какой территориальной зоне он относится. 

Пункт 1 статьи 263 ГК РФ, подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного  кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставляют собственнику  земельного участка право возводить на нем здания и сооружения в  соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным  использованием при условии соблюдения требований градостроительных  регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических,  противопожарных и иных правил, нормативов. 

В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного  назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного  пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также  предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного  назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые  внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями,  предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного  воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями,  используемыми для производства, хранения и первичной переработки  сельскохозяйственной продукции. 

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для  ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных  насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с  сельскохозяйственным производством целей, а также для целей 


аквакультуры (рыбоводства) хозяйственными товариществами и обществами,  производственными кооперативами, государственными и муниципальными  унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями (пункт 1  статьи 78 ЗК РФ). 

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ

«О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством  понимается совокупность видов экономической деятельности по  выращиванию, производству и переработке соответственно  сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе  оказание соответствующих услуг. 

На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ Министерство экономического  развития Российской Федерации приказом от 01.09.2014 № 540 утвердило  Классификатор видов разрешенного использования земельных участков  (далее – Классификатор), согласно которому «сельскохозяйственное  использование» предполагает ведение сельского хозяйства и включает в себя  содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том  числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и  переработки сельскохозяйственной продукции. 

На земельных участках с видом разрешенного использования  «обеспечение сельскохозяйственного производства» (код 1.18) допускается  размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и  гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен,  трансформаторных станций и иного технического оборудования,  используемого для ведения сельского хозяйства. 

С учетом изложенного и принимая во внимание определение  Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 № 1695-О, суд  апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что ООО «Салаирское  два» вправе размещать на спорном земельном участке здания и сооружения,  необходимые для ведения сельскохозяйственной деятельности, в том числе и  гаражи для сельскохозяйственной техники. 

Ссылки управления на отсутствие документов, подтверждающих  правомерность возведения спорных гаражей и их вспомогательное 


использование, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку  данные обстоятельства не были указаны в уведомлениях от 18.04.2017 и 

от 17.05.2017 в качестве препятствий для осуществления государственного  кадастрового учета и регистрации прав. 

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отменил  решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные обществом  требования. 

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со  статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

постановление от 11.04.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда  по делу № А70-13027/2017 Арбитражного суда Тюменской области оставить  без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Г.А. Шабанова 

Судьи Д.В. Григорьев 

 Ю.Н. Киричёк