ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-13031/18 от 28.01.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 января 2019 года

                                           Дело №   А70-13031/2018

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи  Ивановой Н.Е.,

рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-15092/2018 ) Административной комиссии Калининского административного округа города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2018 по делу № А70-13031/2018 (судья Коряковцева О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества «Магистральные сети» к Административной комиссии Калининского административного округа города Тюмени об оспаривании постановления от 05.07.2018 №КАО1137,

установил:

акционерное общество «Магистральные сети» (далее по тексту – заявитель, Общество, АО «Магистральные сети») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к административной комиссии Калининского административного округа администрации города Тюмени (далее по тексту – заинтересованное лицо, Комиссия, КАО г. Тюмени) об оспаривании постановления от 05.07.2018 № КАО1137 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что событие совершенного Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 4.19 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, Административной комиссией в протоколе об административном правонарушении надлежащим образом не описано, в связи с чем постановление от 05.07.2018 № КАО1137 является незаконным и подлежит отмене.

Не согласившись с принятым судебным актом, КАО г. Тюмени обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2018 отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Комиссия указывает, что событие административного правонарушения и вина юридического лица подтверждается представленными материалами административного дела, а именно: актом осмотра места совершения административного правонарушения от 21.06.2018 № 45/1, фототаблицей и схемой места совершения административного правонарушения, приложенными к акту осмотра места совершения административного правонарушения.

Общество в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, АО «Магистральные сети» зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН <***>), его место нахождения <...>; законный представитель - генеральный директор ФИО1

С целью ликвидации аварии на инженерных коммуникациях Общество в установленном порядке осуществляло земляные работы в границах полосы отвода автомобильной дороги по ул. Ямская, 122 в г. Тюмени.

В представленном в Комиссию уведомлении об осуществлении земляных работ №21 указана общая площадь осуществления земляных работ - 1 кв.м, срок осуществления работ - с 21.02.2018 по 28.02.2018 включительно. Срок восстановления нарушенного благоустройства в зимнем варианте с 01.03.2018 по 07.03.2018 включительно. Заинтересованное лицо, восстановившее благоустройство в зимнем варианте, обязано восстановить нарушенное благоустройство в летнем варианте - в срок до 01 июня.

После окончания выполнения земляных работ и восстановления нарушенного благоустройства в летнем варианте 21.06.2018 ведущим инженером МКУ «Служба заказчика по благоустройству Калининского Административного округа г.Тюмени» ФИО2 проведен осмотр места проведения земляных работ.

Результаты осмотра оформлены актом от 21.06.2018 с приложенной фотографией и схемой.

В акте осмотра указано, что при осуществлении земляных работ по адресу: <...>, оставлен не восстановленным объект (элемент) благоустройства (тротуар). Согласно пункту 9 Порядка осуществления земляных работ и восстановления нарушенного благоустройства, утвержденных постановлением Администрации города Тюмени от 05.09.2008 № 118-пк, при вскрытии части асфальтового покрытия тротуара и внутриквартальных проездов восстановление асфальта производится на всю ширину тротуара, проезда.

В связи с изложенными обстоятельствами этим же должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 26.06.2018 № 45/1 по признакам части 5 статьи 4.19 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.

Рассмотрев указанный протокол, Комиссия вынесла постановление от 05.07.2018 № КАО1137 о признании АО «Магистральные сети» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 4.19 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и назначила наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Полагая, что указанное постановление нарушает права и законные интересы АО «Магистральные сети», последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

26.10.2018 Арбитражным судом Тюменской области принято решение об удовлетворении заявленных требований, обжалуемое в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Тюменской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Тюменской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Тюменской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Кодекс Тюменской области об административной ответственности.

Согласно части 5 статье 4.19 Кодекса Тюменской области об административной ответственности невосстановление объектов (элементов) благоустройства, нарушенных при осуществлении земляных работ, в том числе необеспечение повторного восстановления объектов (элементов) благоустройства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие требования Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных Решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81 (далее - Правила), и Порядка осуществления земляных работ и восстановления нарушенного благоустройства, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 05.09.2018 № 118-пк (далее – Порядок № 118-пк).

На основании пункта 7.6 Порядка № 118-пк ответственность за несоблюдение требований при восстановлении нарушенного благоустройства, указанных в пункте 7.1 Порядка № 118-пк, а также сроков восстановления нарушенного благоустройства при осуществлении земляных работ несет заинтересованное лицо, осуществившее земляные работы на основании уведомления либо разрешения, а также лицо, осуществившее несанкционированные работы, которому выдано требование о восстановлении нарушенного благоустройства по форме согласно приложению № 5 к Порядку № 118-пк.

Согласно пункту 7.1 Порядка 118-пк заинтересованное лицо, осуществившее земляные работы на основании уведомления либо разрешения, а также лицо, осуществившее несанкционированные земляные работы (далее по тексту - лица, осуществившие земляные работы), обязано восстановить нарушенное благоустройство в месте осуществления земляных работ в соответствии с требованиями, установленными Правилами благоустройства территории города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81, требованиями настоящего Порядка, в том числе с конструктивными типами восстановления нарушенного благоустройства, и иными требованиями, указанными в приложении 2 к настоящему Порядку.

Восстановление нарушенного благоустройства при осуществлении земляных работ осуществляется в зимнем и (или) в летнем варианте восстановления нарушенного благоустройства согласно соответствующему конструктивному типу восстановления, указанному в приложении № 2 к Порядку № 118-пк.

При восстановлении нарушенного благоустройства в первую очередь восстанавливается конструкция дорожной одежды согласно соответствующему конструктивному типу восстановления, указанному в приложении № 2 к Порядку № 118-пк (пункт 7.3 Порядка № 118-пк).

Согласно пункту 9 приложения № 2 к Порядку № 118-пк, в котором указаны требования к осуществлению земляных работ, устройство асфальтобетонного покрытия выполняется послойно (толщина слоев определяется по типовой схеме в соответствии с конструктивными типами восстановления нарушенного благоустройства):

- нижний(е) слой(и) из горячей асфальтобетонной смеси пористой, крупнозернистой с плотностью каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3;

- верхний слой из горячей асфальтобетонной смеси плотной мелкозернистой типа А, Б с плотностью каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3, либо в зависимости от группы автомобильной дороги из щебеночно-мастичной смеси (ЩМА) ГОСТ 31015-2002.* При ширине траншей более 2,5 м и площади восстановления покрытия более 60 кв. м применяется асфальтоукладчик.

При вскрытии части асфальтового покрытия тротуара и внутриквартальных проездов восстановление асфальта производится на всю ширину тротуара, проезда.

Как следует из материалов дела, на основании уведомления об осуществлении земляных работ № 21, АО «Магистральные сети» проводило земляные работы с целью ликвидации аварии, инцидента на инженерных коммуникациях по адресу: <...>.

В представленном в Комиссию уведомлении об осуществлении земляных работ №21 указана общая площадь осуществления земляных работ - 1 кв.м., срок осуществления работ - с 21.02.2018 по 28.02.2018 включительно. Срок восстановления нарушенного благоустройства в зимнем варианте с 01.03.2018 по 07.03.2018 включительно. Заинтересованное лицо, восстановившее благоустройство в зимнем варианте, обязано восстановить нарушенное благоустройство в летнем варианте - в срок до 01 июня.

Объектами (элементы) благоустройства, которые были нарушены при осуществлении земляных работ, является дорожная одежда тротуара, технического тротуара. Земляные работы осуществлялись в границах полосы отвода автомобильной дороги.

Из представленной в материалы дела фототаблицы административного дела усматривается, что АО «Магистральные сети» при осуществлении земляных работ был нарушен объект (элемент) благоустройства - дорожная одежда тротуара (асфальтовое покрытие тротуара), однако нарушенный объект не был восстановлен с учетом требований Порядка № 118-пк (нарушенный объект восстановлен не на всю ширину тротуара).

Факт нарушения подтверждается актом осмотра места совершения административного правонарушения от 21.06.2018 № 45/1, фототаблицей и схемой места совершения административного правонарушения, приложенными к акту осмотра места совершения административного правонарушения, а также протоколом об административном правонарушении от 26.06.2018 №45/1.

Более того, в процессе рассмотрения дела Комиссией представитель АО «Магистральные сети» ФИО3 пояснил, что асфальтовое покрытие восстановлено только на месте производства работ, в июле 2018 года по данному адресу будет проводиться прокладка кабельной канализации с последующим восстановлением благоустройства в полном объеме, при этом признал вину, что следует из протокола рассмотрения дел об административных правонарушениях от 05.07.2018.

Факт того, что земляные работы, которые повлекли нарушение благоустройства, произведены АО «Магистральные сети», лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Таким образом, в действиях АО «Магистральные сети» имеется событие вмененного ему в вину административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом требований Порядка № 118-пк в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в материалы дела не представлено.

В рассматриваемой ситуации вина АО «Магистральные сети» выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены заявителем в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.

В связи с изложенным наличие в действиях АО «Магистральные сети» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьей 4.19 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, административным органом доказано.

Возражения заявителя о том, что в тексте протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления не отражено то обстоятельство, что Обществу вменяется невосстановление асфальта на всю ширину, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанное обстоятельство усматривается из материалов административного дела, с которыми представитель Общества был ознакомлен при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Таким образом, Обществу было известно в чём конкретно выражается нарушение, а поскольку лицо, за которым закреплена обязанность по восстановлению нарушенного благоустройства, не исполнило свои обязательства, постольку в его действиях образовался состав административного правонарушения.

Довод Общества о том, что Комиссией нарушены требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку протокол об административном правонарушении, а также постановление не содержат надлежащего описания события правонарушения и конкретных обстоятельств выявленного нарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции, в силу его противоречия материалам дела, поскольку постановление об административном правонарушении от 05.07.2018 № КАО1137, а также протокол от 26.06.2018 № 45/1 составлены в соответствии с действующими нормами законодательства.

Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности соблюден.

Оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.

Проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что размер наказания в виде административного штрафа также правомерно, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, назначен административным органом в пределах санкции, предусмотренной нормой части 5 статьи 4.19 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и определен в минимальном размере 30 000 руб.

Таким образом, с учетом изложенного, основания для отмены постановления от 05.07.2018 № КАО1137 о назначении административного наказания отсутствуют.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2018 подлежит отмене посредством принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2018 по делу № А70-13031/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Н.Е. Иванова