Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А70-13566/2021
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2022 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
ФИО1
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский Экологический Центр» на решение от 26.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 12.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Еникеева Л.И., Шиндлер Н.А.)
по делу № А70-13566/2021 по заявлению Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу (620014, <...> строение 19,
ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский Экологический Центр» (625000, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский экологический центр» – ФИО2 по доверенности от 02.08.2021.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу (далее – управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский экологический центр» (далее – ООО «ЗапСибЭкоЦентр», общество) к административной ответственности, предусмотренной
статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 26.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 12.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено
к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48
КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа
в размере 200 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «ЗапСибЭкоЦентр» просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды не дали надлежащей оценки доводам общества о замене административного штрафа на предупреждение
в соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ, поскольку совершенное правонарушение не привело к наступлению каких-либо неблагоприятных последствий; обществом проведены мероприятия по устранению последствий совершенного административного правонарушения; выданные впоследствии протоколы исследований атмосферного воздуха подтвердили результаты исследований, отраженные в спорных протоколах.
Управление отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд округа
не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО «ЗапСибЭкоЦентр» аккредитовано в качестве испытательной лаборатории (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц
РОСС RU.0001.10АЛ93).
В рамках осуществления федерального государственного контроля
за деятельностью аккредитованных лиц управлением на основании приказа от 11.03.2021 № УФО/8-П-ВД в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены факты нарушения
им требований пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
(далее – Закон об аккредитации), пунктов 24.4, 24.5 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации
от 26.10.2020 № 707 (далее – Критерии аккредитации).
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 19.07.2021 №43/2021 и обращения в соответствии
со статьей 23.1 КоАП РФ в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ЗапСибЭкоЦентр» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел
к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого
ему административного правонарушения, в связи с чем привлек
его к административной ответственности по статье 14.48 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Статьей 14.48 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных
или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции.
В пункте 1 части 1 статьи 13 Закона об аккредитации закреплена обязанность аккредитованного лица соблюдать критерии аккредитации.
В силу части 7 статьи 13 Закона об аккредитации критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
Согласно пункту 21 Критериев аккредитации лаборатория должна соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных
и калибровочных лабораторий», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 15.07.2019 № 385-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта».
Наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ,
на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного и вспомогательного оборудования, средств измерений
и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых
для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям
в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов
по стандартизации, правил и методов исследований (испытаний)
и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации
или в реестре аккредитованных лиц (пункт 24.4 Критериев аккредитации).
Пунктом 24.5 Критериев аккредитации установлено требование
о наличии у лаборатории нормативных правовых актов, документов
по стандартизации, правил и методов исследований (испытаний)
и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации
или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение лабораторией требований данных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон № 102-ФЗ)
в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений
к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Закона.
Поверка средств измерений – это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17 статьи 2 Закона № 102-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные
в материалы дела доказательства, суды установили,
что составленные обществом протоколы испытаний от 14.09.2020
№№ АВ-1607/1-1607/30-2020, АВ-1608/1-1608/30-2020,
АВ-1609/1-1609/30-2020 содержат недостоверные результаты исследований, поскольку соответствие прибора ПА-40 М (зав. № 562), использованного
в период с 19.07.2020 по 28.07.2020 при проведении отбора проб атмосферного воздуха, требованиям Закона № 102-ФЗ не подтверждено (отсутствует поверка), акты отбора проб от 22.07.2020-25.08.2020 №№ 2, 3, 27 (с изменениями от 17.12.2020), от 18.08.2020-20.09.2020 № 13
(с изменениями от 17.12.2020) составлены без фактического проведения отбора проб атмосферного воздуха (нарушен порядок отбора проб атмосферного воздуха в 11 контрольных точках в местах отбора МАЗК № 56, АЗК № 280, АЗК № 106, АЗК № 60).
Общество не оспаривает факт того, что составленные им протоколы испытаний от 14.09.2020 содержат в себе недостоверные результаты исследовании (испытаний).
Вопреки позиции подателя жалобы последующее устранение нарушений не может служить основанием для освобождения от административной ответственности.
Поскольку ООО «ЗапСибЭкоЦентр» не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих мер, направленных
на соблюдение требований действующего законодательства в сфере аккредитации, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.48 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу
об административном правонарушении не выявлено; срок давности
и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией статьи 14.48 КоАП РФ, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения), части 2 статьи 3.4
и статьи 4.1.1 КоАП РФ (замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение).
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» переоценка данных выводов судов первой и (или) апелляционной инстанции с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд округа считает правомерным привлечение ООО «ЗапСибЭкоЦентр» к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора
не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области
и постановление от 12.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-13566/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Т. ФИО3
Судьи Ю.Ф. ФИО4
ФИО1