ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-14709/17 от 21.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 августа 2018 года

Дело № А70-14709/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бодунковой С.А.

судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарём Ветюговой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6658/2018) ФИО1 на определение Арбитражного суда Тюменской области от 26 апреля 2018 года по делу № А70-14709/2017 (судья Пронина Е.В.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Дорстрой-Инвест» ФИО2 об истребовании у руководителя должника - ФИО1 копий документов (сведений), в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Дорстрой-Инвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании представителей:

от ФИО1 - лично предъявлен паспорт; представитель по устному ходатайству ФИО3, предъявлен паспорт,

установил:

В Арбитражный суд Тюменской области 26.10.2017 обратилось акционерное общество «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» (далее - АО «ТАЛК») с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дорстрой-Инвест» (далее - ООО «Дорстрой-Инвест») о несостоятельности (банкротстве)», в связи с наличием просроченной более трех месяцев кредиторской задолженности в размере 20 651 567 руб. 39 коп., в том числе: 14 031 567 руб. 39 коп. - сумма задолженности, 6 500 000 руб. - сумма неустойки, 120 000 руб. - сумма расходов по оплате госпошлины.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2017 вышеуказанное заявление было принято судом к производству, возбуждено производство по делу.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 01.02.2018 (резолютивная часть объявлена 26.01.2018) в отношении ООО «Дорстрой-Инвест» введена процедура наблюдения, временным управляющим должником утвержден ФИО2.

Сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликованы в печатном издании «Коммерсант» от 03.02.2018 №20.

В Арбитражный суд Тюменской области 13.03.2018 («Мой Арбитр») обратился временный управляющий ФИО2 с заявлением, просит: обязать директора ООО «Дорстрой-Инвест» ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <...>, выдан Управлением внутренних дел г. Ишима и Ишимского района Тюменской области 13.12.2001, код подразделения 722-027, зарегистрирован: <...>) передать временному управляющему ООО «Дорстрой-Инвест» ФИО2, следующую документацию должника и сведения в отношении его деятельности.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 26.04.2018 заявленное ходатайство удовлетворено. Суд обязал руководителя ООО «Дорстрой-Инвест» ФИО1 передать временному управляющему общества с ограниченной ответственностью «Дорстрой-Инвест» ФИО2 копии документов и сведения:

1.Копии имеющихся у организации лицензий;

2.Сведения об организационной структуре (отделы, департаменты, подразделения), описание выполняемых каждым из таких структурных подразделений функций;

3. Сведения о задолженности по заработной плате, по приведенной форме за период с 26.10.2017 (дата поступления заявления в Арбитражный суд) по дату фактического предоставления документов и сведений.

4.Копии документов бухгалтерской и налоговой отчётности с отметками о их предоставлении в налоговые органы за 1 квартал 2018 (бухгалтерские балансы с приложениями, налоговые декларации за 4 квартал 2017, за 1 квартал 2018) поквартально;

5.Ежегодные отчёты ревизионной комиссии о результатах деятельности за период 2014-2018;

6.Заключения аудитора организации за период 2014-2018;

7.Копии актов годовой инвентаризации имущества и финансовых обязательств за период 2014-2018;

8.Список дебиторов с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору по состоянию на 26.10.2017. Необходимо отдельно указать данные о дебиторской задолженности, которая не может быть взыскана (отсутствие надлежаще оформленных документов, истечение сроков исковой давности, решение судебных органов об отказе во взыскании и т.п.);

9.Список кредиторов с указанием размера кредиторской задолженности по каждому кредитору по состоянию на 26.10.17. В случае наличия кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, документы, подтверждающие задолженность и документы о залоге имущества должника;

10.Сведения об аффилированных лицах должника за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве 17.11.2017 и по дату фактической передачи документации и сведений;

11.Сведения об имуществе, в том числе:

-перечень основных средств по состоянию на каждый квартал за период с 4 квартала 2014 по 1 квартал 2018 с указанием их остаточной стоимости (отчёт по основным средствам за соответствующие периоды);

-сведения об имеющихся у общества ценных бумагах, долях участия в уставных капиталах иных организаций по состоянию на каждый кварталза период с 4 квартала 2017 по 1 квартал 2018 (вид бумаг, номинальная стоимость, количество/размер доли участия, номинальная стоимость доли, наименование общества, его адрес, виды деятельности, с приложением выписок из реестра акционеров, выписок из ЕГРЮЛ и иных документов);

- перечень транспортных средств, самоходных машин и иных видов техники, принадлежащих на праве собственности должнику по состоянию на дату введения процедуры наблюдения 26.01.2018, с приложением копий паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин;

- перечень транспортных средств, самоходных машин и иных видов техники принадлежащих на праве собственности должнику находящихся на дату введения процедуры наблюдения 26.01.2018 у третьих лиц на праве аренды и (или) на основании других прав, с приложением копий договоров и актов приема-передачи;

- расшифровку статей баланса (за исключением «нулевых») по состоянию на 01.01.2018;

- копии всех договоров по отчуждению имущества (в том числе: автотранспорта, самоходных машин и иных видов техники, недвижимого имущества) должника, в том числе договоры мены, замещения имущества должника акциями, долями в уставных капиталах иных организаций и т.п., за период с 01.10.2014 по настоящее время, за исключением договоров по реализации производимой должником продукции, копии документов, подтверждающих права организации на недвижимое имущество, в том числе право аренды на недвижимое имущество;

-копии основных договоров, заключённых организацией за период с 4 квартала 2014 по 2018;

-копии документов, свидетельствующих об исполнении обязательств по вышеуказанным договорам, как со стороны организации, так и со стороны ее контрагентов (акты о выполнении обязательств, акты о выполнении работ, накладные на передачу и получение товара);

-сведения о судебных спорах и исполнительных производствах, ведущихся с участием организации по состоянию на 26.10.2017;

12.Справка о деятельности организации:

- объемы в натуральном и денежном выражении поквартально с 4 квартала 2014 по 1 квартал 2018 (если видов деятельности несколько, то данные предоставляются с разбивкой по видам деятельности);

Наиме-но-

вание вида деят-ти

Един. изме-

рения

Объемы в натуральном и денежном выражении

4кв.

14

1кв.

15

2кв.

15

3кв.

15

4кв.

15

1 кв.

16

2кв.

16

3кв.

16

4 кв.

16

1 кв.

17

2кв.

17

3кв.

17

4кв.

17

1кв.

18

1

Вид деят-ти

№ 1

тонн, цент., шт.

Т. руб.

2

3

4

ИТОГО

ИТОГО

- основные виды материалов, работ, услуг, потребляемые организацией при осуществлении своей деятельности с указанием объемов приобретенных материалов, работ, услуг в денежном выражении (как минимум по семи позициям). Данные предоставляются за 2014 – 2017 по следующей форме:

Наим-е

нов. вида деят-ти

Потребляе-мые мат-лы,

работы, услуги

Един.

измерения

2016

2015

2016

2017

1

Вид деят-ти №1

Мат-л № 1

тон.,

цент,

шт.

Т. руб.

Мат-л № 2

тон.,

цент,

шт.

Т. руб.

тон.,

цент,

шт.

Т. руб.

- потребители производимой организацией продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг с указанием удельной доли продукции, работ, услуг, приобретаемой каждым потребителем (более 5%). Данные предоставляются с 4 квартала 2014 года по 1 квартал 2018 года по следующей примерной форме:

Наименование потребителя

Вид

поставляемой продукции, работ, услуг

Объемы реализации в денежном выражении

Объемы в % от общего кол-ва

реализуемой продукции

2014

2015

2016

2017

Всего

1

2

- поставщики материалов, работ, услуг, потребляемых организацией, с указанием удельной доли каждого поставщика (как минимум по семи позициям). Данные предоставляются с 4 квартала 2014 по 1 квартал 2018 года по следующей примерной форме:

Наименование поставщика

Вид

поставляемой продукции, работ, услуг

Объемы реализации в денежном выражении

Объемы в % от общегокол-ва

закупаемой продукции, работ, услуг

2014

2015

2016

2017

Всего

1

2

- сумма оборотных средств, необходимая для поддержания деятельности организации в течение одного месяца (сумма ежемесячных расходов, без которых организация не может существовать) на момент возбуждения дела о банкротстве по следующей форме:

Наименование ежемесячных расходов

Единица измерения

Кол-во

Стоимость единицы

Общая стоимость

1

2

Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО1 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на то, что 19.04.2018 ФИО1 передал представителю временного управляющего копии истребованных документов согласно реестра на 425 страницах, при этом часть документов может быть получена временным управляющим путем направления соответствующих запросов в государственные органы. Кроме того, законом не предусмотрено предоставление руководителем должника, как лицу, занимающемуся организацией финансово-хозяйственной деятельности должника и осуществляющему оперативное руководство деятельностью должника предоставить соответствующе сведения временному управляющему, в том числе в виде аналитических сведений.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель поддержали доводы жалобы, указали на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, просили его отменить, в удовлетворении заявления временного управляющего – отказать.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статьей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения Арбитражного суда Тюменской области от 26.04.2018 по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) само по себе введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными пунктами 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

Пунктом 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее – Постановление №35) разъяснено, что в силу пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения; ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об изменениях в составе имущества должника.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», в силу пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему, арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника.

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов (пункт 4 статьи 20.3 настоящего Закона).

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 66 Закона о банкротстве временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

Обращаясь с настоящим заявлением, временный управляющий указал, что в нарушение требований пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве руководитель должника в установленный срок не обеспечил передачу ему всей запрашиваемой документации должника.

ФИО1, возражая против заявленного требования указал на то, что 19.04.2018 передал представителю временного управляющего копии истребованных документов согласно реестра на 425 страницах, при этом часть документов может быть получена временным управляющим путем направления соответствующих запросов в государственные органы. Также указал, что законом не предусмотрено предоставление руководителем должника, как лицу, занимающемуся организацией финансово-хозяйственной деятельности должника и осуществляющему оперативное руководство деятельностью должника предоставить соответствующе сведения временному управляющему, в том числе в виде аналитических сведений.

Между тем, как указано выше в соответствии с пунктом 3.2 статьи 64, абзацем 7 пункта 1 статьи 66 Закона о банкротстве руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения, временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

Согласно абзацу 2 пункта 43 Постановления №35 на основании пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника (а при банкротстве индивидуального предпринимателя - сам должник) обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, сведения обо всех судебных разбирательствах имущественного характера, участником которых является должник; при возникновении впоследствии новых подобных споров он обязан в разумный срок информировать об этом временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Таким образом, помимо сведений об имуществе и имущественных правах, копий учредительных документов, бухгалтерских документов, руководитель должника должен представить и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения, информацию, документы и сведения касающиеся деятельности должника, необходимые временному управляющему в целях принятия мер по обеспечению сохранности имущества должника; проведения анализа финансового состояния должника.

Объем сведений, необходимых для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности должника и исполнения иных обязанностей временного управляющего в процедуре наблюдения арбитражный управляющий определяет самостоятельно, поэтому не может быть признан обоснованным довод апеллянта о том, что временный управляющий недостаточно обосновал причины истребования документов, а также того, что отсутствие документации препятствует проведению процедуры банкротства.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление временного управляющего.

При этом истребованная информация не выходит за рамки той, которая необходима для проведения анализа финансового состояния должника. Сведения, которые временный управляющий запросил к представлению в табличном варианте, руководителем должника не представлены ни в указываемой управляющим, ни в иной форме.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения суда первой инстанции.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену определения суда первой инстанции.

Апелляционная жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Тюменской области от 26 апреля 2018 года по делу № А70-14709/2017 (судья Пронина Е.В.) оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6658/2018) ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

С.А. Бодункова

Судьи

О.В. Зорина

М.В. Смольникова