ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-1829/18 от 09.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 августа 2018 года

Дело № А70-1829/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2018 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Золотова Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7467/2018) закрытого акционерного общества «Нефтьстройинвест» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.05.2018 по делу № А70-1829/2018 (судья Бадрызлова М.М.)

по заявлению закрытого акционерного общества «Нефтьстройинвест» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому и технологическому атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления от 18.01.2018г. № 495-09-2017

при участии в судебном заседании представителей:

от закрытого акционерного общества «НЕФТЬСТРОЙИНВЕСТ» – не явился;

от Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому и технологическому атомному надзору – не явился.

установил:

закрытое акционерное общество «Нефтьстройинвест» (далее по тексту – Общество, заявитель, ЗАО «Нефтьстройинвест») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому управлению Ростехнадзора (далее по тексту – Управление, заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании постановления от 18.01.2018 по делу об административном правонарушении № 495-09-2017.

Арбитражного суда Тюменской области от 15.05.2018 по делу № А70-1829/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

При этом арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении.

Не согласившись с принятым решением, ЗАО «Нефтьстройинвест» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Обосновывая доводы апелляционной жалобы, ее податель указывает, что на момент проведения проверки на объекте строительства располагались только помещения ЗАО «Нефтьстройинвест», о проведении проверки ЗАО «Нефтьстройинвест» извещено не было, документы не запрашивались, осмотр помещений не проводился. Ссылает на то, что журналы на момент проведения проверки находились в распоряжении ЗАО «Нефтьстройинвест», не истребовались, Управлению не предоставлялись. Отсутствие информационного щита на объекте строительства не подтверждается. Полагает, что представленные в материалы дела фотографии являются ненадлежащим и недопустимым доказательствами, так как отсутствуют сведения о том кем, где, с какого устройства получены. Указывает, что фотографии датируются 13.11.2017, проверка проведена 29.11.2017, и, по мнению подателя жалобы, не имеют отношения к проверке.

Оспаривая доводы подателя жалобы, Управление представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании программы проведения проверок объекта капитального строительства выдано распоряжение Управления от 03.11.2017 № 57/12198 о назначении выездной проверки проекта капитального строительства «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Одиночные скважины №№ 107, 76. Обустройство» Этап строительства «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Инженерная подготовка», расположенного по адресу: Тюменская область, Увасткий район, Усть-Тегусское месторождение. Срок проведения проверки с 10.11.2017 по 29.11.2017.

В ходе проведения проверки при визуальном осмотре объекта капитального строительства и рассмотрении представленной исполнительной документации по данному объекту выявлены следующие нарушения:

1)Раздел № 2 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора не заполнен – нарушены пункты 3, 8.2, 9 РД-11-05-2007 «Об утверждении и введение в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7;

2)Раздел № 3 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора заполнен не уполномоченным лицом - нарушены пункты 3, 8.2, 9 РД-11-05-2007 «Об утверждении и введение в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7;

3)На объекте капитального строительства отсутствует специальный журнал контроля уплотнения насыпи, зарегистрированный в Северо-Уральском управлении Ростехнадзора в нарушение требований пункта 3, пункта 10 РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»; часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

4)Входной контроль лица, осуществляющего строительство, на объекте капитального строительства не осуществляется в полном объеме, а именно: отсутствует журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования – нарушение требований проектной документации л. 118 пункт 11 «Предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудований, конструкций и материалов». Раздел 6 «Проект организации строительства». УНГ -7201/14-11-012.003.000-ПОС-01. Том 6; в части пункта 7 СП 48.13330.2011 от 27.12.2010: часть 6 статьи 52 ГрК РФ, пункт 7 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Правительством Российской Федерации от 21.06.2010 № 468.

5)Входной контроль лица, осуществляющего строительство, на объекте капитального строительства не осуществляется в полном объеме (не представлены паспорта, сертификаты на применяемые материалы: песок, щебень, геотекстильный материал (завод изготовителя) – нарушение требований статьи 34 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» ФЗ № 384 от 30.12.2009 пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»; также нарушены требования проектной документации л. 118 пункт 11 «Предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудований, конструкций и материалов». Раздел 6 «Проект организации строительства». УНГ -7201/14-11-012.003.000-ПОС-01. Том 6; в части пункта 7 СП 48.13330.2011 от 27.12.2010: часть 6 статьи 52 ГрК РФ.

6)На объекте капитального строительства отсутствует акт освидетельствования скрытых работ по устройству обваловки кустовой площадки – нарушение требований проектной документации л. 106 пункт 8 «Перечень видов строительных и монтажных работ ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций». Раздел 6 «Проект организации строительства». УНГ -7201/14-11-012.003.000-ПОС-01. Том 6; в части пункта 6.13 СП 48.13330.2011 от 27.12.2010: часть 6 статьи 52 ГрК РФ, часть 4 статьи 53 ГрК РФ, пункт 3 пункт 5 РД-11-02-2006 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического оборудования».

7)У въезда на строительную площадку отсутствует план с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи – нарушение требований проектной документации л. 142 пункт 14.4 «Противопожарная безопасность». Раздел 6 «Проект организации строительства». УНГ -7201/14-11-012.003.000-ПОС-01. Том 6; часть 6 статьи 52 ГрК РФ, пункт 364 правил противопожарного режима в Российской Федерации;

8)Строительные материалы размещены без принятия мер против самопроизвольного смещения, просадки, не на подкладках (приложение фото № 1, 2 от 13.11.2017) – нарушение требований проектной документации л. 117 пункт 10 «Обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов» л. 149 пункт 15 «Описание проектных решений и мероприятий по охране окружающей среды в период строительства». Раздел 6 «Проект организации строительства». УНГ -7201/14-11-012.003.000-ПОС-01. Том 6; часть 6 статьи 52 ГрК РФ, пункт 6.3.3 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

9)Строительный контроль лица, осуществляющего строительство на объекте капитального строительства, не осуществляется в полном объеме, а именно: раздел № 2 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора, не заполнен: раздел № 3 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора, заполнен не уполномоченным лицом: на объекте капитального строительства отсутствует специальный журнал контроля уплотнения насыпи: отсутствует журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования; на объекте капитального строительства отсутствует акт освидетельствования скрытых работ по устройству обвалок кустовой площадки; у въезда на строительную площадку отсутствует план с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи: строительные материалы размещены без принятия мер против самопроизвольного смещения, просадки, не на подкладках – нарушение требований проектной документации л. 118 пункт 11 «Предложений по обеспечению контроля качества строительных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудований, конструкций и материалов», л. 163 пункт 19 «Список нормативных документов». Раздел 6 «Проект организации строительства». УНГ -7201/14-11-012.003.000-ПОС-01. Том 6; пункт 4.6, пункт 7.1 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»; часть 1 часть 4 статьи 53 ГрК РФ: пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки № 5709/345-17/С от 29.11.2017 (том 1, л. д. 58-59).

При проведении проверки присутствовал начальник отдела строительного контроля ООО «РН-Уватнефтегаз» ФИО1, представитель ООО «РН-Уватнефтегаз» по доверенности ФИО2, что отражено в акте проверки № 5709/345-17/С от 29.11.2017. Указано, что лицом, допустившим нарушение, является ЗАО «Нефтьстройинвест».

ЗАО «Нефтьстройинвест» выдано предписание № 5709/113-17/С от 29.11.2017 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства (том 1, л. д. 61-62).

По выявленным нарушениям в отношении Общества административным органом составлен протокол № 495-09-2017 от 21.12.2017 об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Уведомление о составлении протокола направлено заказным письмом с трек - номером № 62500021059624 и получено ЗАО «Нефтьстройинвест» 08.12.2017 (том 1, л. д. 63).

18.01.2018 Управлением в отношении Общества вынесено постановление № 495-09-2017 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Копия постановления № 495-09-2017 от 18.01.2018 выслана заказным письмом в адрес ЗАО «Нефтьстройинвест» 18.01.2018.

Полагая, что данное постановление является незаконным и нарушает его права, ЗАО «Нефтьстройинвест» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

15.05.2018 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Обществу вменяется нарушение обязательных требований градостроительного законодательства и требований проектной документации.

Согласно части 2 статьи 51ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Из содержания статьи 52ГрК РФ следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Следовательно, субъектами ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, могут быть застройщик или подрядная организация, непосредственно осуществляющие работы по строительству.

Согласно разрешению на строительство объекта капитального строительства от 21.01.2016 № 72-517000-778-2016 ООО «РН-Уватнефтегаз» является застройщиком объекта капитального строительства «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Одиночные скважины №№ 107, 76. Обустройство» Этап строительства «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Инженерная подготовка».

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Общество является подрядной организацией ООО «РН-Уватнефтегаз», непосредственно осуществляет строительные работы на вышеназванном объекте капитального строительства.

Следовательно, именно ЗАО «Нефтьстройинвест» является надлежащим субъектом административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

В силу положений части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Такое лицо согласно положениям части 6 части 52 ГрК РФ обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В силу части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

В силу части 4 статьи 53 ГрК РФ, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Как указывалось ранее, заявитель является подрядчиком при строительстве объекта «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Одиночные скважины №№ 107, 76. Обустройство» Этап строительства «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Инженерная подготовка». Следовательно, Общество, как лицо, осуществляющее строительство, обязано соблюдать требования проектной документации, строительных норм и правил.

Из материалов дела следует, что событие вменяемого правонарушения выразилось в нарушении Обществом требований проектной документации, строительных норм и правил при строительстве объекта «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Одиночные скважины №№ 107, 76. Обустройство» Этап строительства «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Инженерная подготовка».

В ходе проведения проверки административным органом выявлено нарушение в виде не заполнения раздела № 2 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - общий журнал работ), является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.

Специальные журналы работ, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - специальные журналы работ), являются документами, отражающими выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Раздел 2 «Перечень специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, а также журналов авторского надзора лица, осуществляющего подготовку проектной документации» заполняется уполномоченным представителем застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, а в случае привлечения застройщиком или заказчиком по своей инициативе лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, также представителем лица, осуществляющего подготовку проектной документации.

Записи в общий журнал работ вносятся в текстовой форме и подписываются соответствующими уполномоченными представителями лиц, указанных в подпунктах 8.1 - 8.7 пункта 8 настоящего Порядка, сведения о которых отражены на Титульном листе общего журнала работ. Как усматривается из материалов проверки, раздел 2 журнала работ по строительству капитального объекта «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Одиночные скважины №№ 107, 76. Обустройство» Этап строительства «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Инженерная подготовка» не заполнен (том 1, л. д. 42).

Согласно материалам проверки раздел № 3 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора заполнен не уполномоченным лицом (том 1, л. д. 42).

Раздел 3 «Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» заполняется уполномоченным представителем лица, осуществляющего строительство. В указанный раздел включаются данные о выполнении всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

Данные о работах, выполняемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, должны содержать сведения о начале и окончании работы и отражать ход ее выполнения. Описание работ должно производиться применительно к конструктивным элементам здания, строения или сооружения с указанием осей, рядов, отметок, этажей, ярусов, секций, помещений, где работы выполнялись. Здесь же должны приводиться краткие сведения о методах выполнения работ, применяемых строительных материалах, изделиях и конструкциях, проведенных испытаниях конструкций, оборудования, систем, сетей и устройств (опробование вхолостую или под нагрузкой, подача электроэнергии, давления, испытания на прочность и герметичность и др.).

В ходе проведения проверки административным органом установлено, что на объекте капитального строительства отсутствует специальный журнал контроля уплотнения насыпи, зарегистрированный в Северо-Уральском управлении Ростехнадзора в нарушение требований пункта 3, пункта 10 РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»; часть 6 статьи 52 ГрК РФ.

Специальные журналы работ ведет уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство, путем заполнения его граф начиная с даты выполнения отдельного вида работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения отдельного вида таких работ.

Отсутствие специального журнала является нарушением правил осуществления строительства капитальных объектов.

Управлением выявлено, что входной контроль лица, осуществляющего строительство, на объекте капитального строительства не осуществляется в полном объеме, а именно: отсутствует журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования.

Согласно пункту 7 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Правительством Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

В ходе проверки не представлены паспорта, сертификаты на применяемые материалы: песок, щебень, геотекстильный материал (завод изготовителя).

В соответствии со статьей 34 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» ФЗ № 384 от 30.12.2009 строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации.

Строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.

Не осуществление должного контроля является правонарушением со стороны подрядчика.

Также административный орган выявил, что на объекте капитального строительства отсутствует акт освидетельствования скрытых работ по устройству обваловки кустовой площадки.

Согласно пункту 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 5.3 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» освидетельствование работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (далее - скрытые работы), оформляется актами освидетельствования скрытых работ по образцу, приведенному в приложении № 3. Перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

Также административный орган вменяет в вину Обществу отсутствие плана у въезда на строительную площадку с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения.

Согласно пункту 364 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» на территории строительства площадью 5 гектаров и более устраиваются не менее 2 въездов с противоположных сторон строительной площадки. Дороги должны иметь покрытие, пригодное для проезда пожарных автомобилей в любое время года. Ворота для въезда на территорию строительства должны быть шириной не менее 4 метров.

У въездов на строительную площадку устанавливаются (вывешиваются) планы с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи.

К началу основных работ по строительству должно быть предусмотрено противопожарное водоснабжение от пожарных гидрантов или из резервуаров (водоемов).

В материалы дела представлена фото-фиксация информационного щита объекта «Усть-Тегусское месторождение, кустовая площадка № 14 БУ Т-503» (том 1, л. д. 48), из которого усматривается отсутствие наличия необходимых и предусмотренных сведений.

В ходе проверки установлено, что строительные материалы размещены без принятия мер против самопроизвольного смещения, просадки, не на подкладках.

Согласно пункту 6.3.3 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» Материалы, изделия, конструкции и оборудование при складировании на строительной площадке и рабочих местах должны укладываться следующим образом:

кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;

фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками;

стеновые панели - в кассеты или пирамиды (панели перегородок - в кассеты вертикально);

стеновые блоки - в штабель в два яруса на подкладках и с прокладками;

плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками;

ригели и колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и с прокладками;

круглый лес - в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания, ширина штабеля менее его высоты не допускается;

пиломатериалы - в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля;

мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м;

санитарно - технические и вентиляционные блоки - в штабель высотой не более 2 м на подкладках и с прокладками;

крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ярус на подкладках;

стекло в ящиках и рулонные материалы - вертикально в 1 ряд на подкладках;

черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и с прокладками;

трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и с прокладками с концевыми упорами;

трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок с концевыми упорами.

В материалах дела присутствуют фотографии, из которых усматривается наличие нарушения (том 1, л. д. 46-47).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает установленным факт наличия в действиях ЗАО «Нефтьстройинвест» события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

В материалы дела представлена проектная документация «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Одиночные скважины №№ 107, 76. Обустройство» Раздел 6 «Проект организации строительства». УНГ -7201/14-11-012.003.000-ПОС-01. Том 6 в соответствии, с которой предусмотрено исполнение комплекс работ по строительству в соответствии с условиями договора подряда и проектно-сметной документацией, СНиП, ГОСТ.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение процитированных выше правовых норм, ЗАО «Нефтьстройинвест» осуществляющее строительство, не обеспечило в полной мере ведения строительного контроля на объекте капитального строительства, а именно: раздел № 2 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора, не заполнен: раздел № 3 общего журнала работ, зарегистрированного в органе Ростехнадзора, заполнен не уполномоченным лицом: на объекте капитального строительства отсутствует специальный журнал контроля уплотнения насыпи: отсутствует журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования; на объекте капитального строительства отсутствует акт освидетельствования скрытых работ по устройству обвалок кустовой площадки; у въезда на строительную площадку отсутствует план с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи: строительные материалы размещены без принятия мер против самопроизвольного смещения, просадки, не на подкладках.

Таким образом, в действиях ЗАО «Нефтьстройинвест» имеется событие вмененного ему в вину административного правонарушения.

В апелляционной жалобе ЗАО «Нефтьстройинвест» ссылается на нарушение процедуры проверки, полагает, что Общество не было надлежащим образом извещено.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, ООО «РН-Уватнефтегаз» было уведомлено согласно отметке его представителя на распоряжении Ростехнадзора от 03.11.2017 №57/12198. При проведении проверки присутствовал начальник отдела строительного контроля ООО «РН-Уватнефтегаз» ФИО1, представитель ООО «РН-Уватнефтегаз» по доверенности ФИО2, что отражено в акте проверки № 5709/345-17/С от 29.11.2017.

Уведомление о составлении протокола было направлено заказным письмом с трек - номером № 62500021059624 и получено ЗАО «Нефтьстройинвест» 08.12.2017 (том 1, л. д. 63).

Поскольку для участия в составлении протокола законный представитель не явился, протокол об административном правонарушении составлен административным органом правомерно в его отсутствие.

Копия постановления № 495-09-2017 от 18.01.2018 выслана заказным письмом в адрес ЗАО «Нефтьстройинвест» 18.01.2018.

Тем самым, довод Общества о ненадлежащем извещении противоречит материалам дела, отклонятся судом апелляционной инстанции как несостоятельный.

Довод подателя жалобы о том, что осмотр помещений ЗАО «Нефтьстройинвест» не проводился, документы не запрашивались, журналы на момент проведения проверки находились в распоряжении ЗАО «Нефтьстройинвест» и не истребовались, отклоняется в связи с нижеследующим.

Признаки события правонарушения были установлены Управлением при проведении проверки в отношении ООО «РН-Уватнефтегаз».

Как правильно указывает Управление в отзыве на апелляционную жалобу, Федеральный закон № 294-ФЗ не предусматривает обязательное составление протокола осмотра территории. В отзыве административный орган поясняет, что в связи с тем, ЗАО «Нефтьстройинвест» не представило документацию, запрошенную Управлением в рамках проведения выездной проверки на основании пункта 13 распоряжения от 03.11.2017 № 57/12198, вышеуказанная документация, была получена Управлением в ходе проведения проверочных мероприятий на объекте капитального строительства «Куст скважин № 14 Усть-Тегусского месторождения. Одиночные скважины №№ 107,76. Обустройство» Этап строительства «Куст скважин № 14 Усть-Тегусското месторождения. Инженерная подготовка» от застройщика вышеуказанного объекта ООО «РН-Уватнефтегаз».

ЗАО «Нефтьстройинвест» имело возможность представить проектную документацию, содержание которой бы противоречило представлен Управлением копиям, однако, последнего не сделало ни в ходе проверки, ни при рассмотрении дела в суде.

Довод заявителя о том, представленные в материалы дела фотографии являются ненадлежащим и недопустимым доказательствами отклоняется.

Общество указывает, что фотографии датируются 13.11.2017, проверка проведена 29.11.2017, и, по мнению подателя жалобы, не имеют отношения к проверке.

Согласно статье 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3).

Согласно представленной в материалы дела программе проведения проверок № 57/824 от 04.02.2016 в отношении ООО «РН – Уватнефтегаз» ориентировочные сроки для проведения надзора с 10.02.2016 по 21.02.2018 соблюдены, включая период изготовления фотографий.

Таким образом, в рассматриваемом случае проверка объекта капитального строительства проводилась в порядке, регламентированном Федеральным законом № 294-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1КоАП РФ юридическое лицо несет ответственность за совершенное административное правонарушение, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего градостроительного законодательства, в материалах дела не имеется.

Обществом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеназванных требований законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.

Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5КоАП РФ, не истекли.

При этом избранная административным органом мера наказания соответствует характеру совершённого правонарушения и обстоятельствам его совершения, в связи с этим применение к Обществу административного наказания в виде штрафа 100 000 руб. является правомерным.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что, отказав в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

При изготовлении машинописного текста резолютивной части постановления, объявленной 09.08.2018, была допущена опечатка, выразившаяся в неверном указании бокового судьи. Вместо судьи Сидоренко О.А. ошибочно указан судья Лотов А.Н.

В соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

Поскольку исправление допущенной опечатки не приведет к изменению содержания постановления суда по существу и соответствует содержанию протокола судебного заседания, суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 179 АПК РФ, находит возможным, исправить допущенную опечатку при изготовлении полного текста постановления суда.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Нефтьстройинвест» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.05.2018 по делу № А70-1829/2018 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Л.А. Золотова

О.А. Сидоренко